Полная версия Тех. поддержка Горячее Лучшее Новое Сообщества
Войти
Ностальгия Тесты Солянка Авто Демотиваторы Фото Открытки Анекдоты Видео Гифки Антифишки Девушки Кино Футбол Истории Солянка для майдана Ад'ок Еда Кубики Военное Книги Спорт Наука Игры Путешествия Лица проекта Юмор Селфи для фишек Факты FAQ Животные Закрыли доступ? Предложения проекту Реклама на фишках

Война на снимках женщины фотокорреспондента (22 фото)

Артём
10 мая 2014 01:02
Автор строк этой знаменитой песни Константин Симонов писал: «…Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда, в конечном счете, глядит через него в историю…»
"Где-то у самой передовой я, пристроившись за каким-то блиндажом, снимала солдат, отличившихся во вчерашнем бою, — такие портреты мы давали в нашей газете «Советский воин» 3-го Украинского фронта практически в каждом номере. Вдруг налетели фашистские самолёты, чего я, занятая своей работой, даже и не заметила, но команду «Всем в укрытие», к счастью, услыхала. Пулей влетела в блиндаж, это было так стремительно, что даже не почувствовала, что с меня слетела пилотка. Плюхнулась в угол, только успев заметить, что в противоположном углу сидит за телефоном связист и еще какие-то солдаты, и тут раздался страшный грохот — прямо в блиндаж угодила бомба. В себя пришла, только почувствовав, что меня откапывают. Когда меня вытащили, то я узнала, что никого больше в живых из этого блиндажа не осталось..." Ольга Ландер

Фотокорреспондент Ольга Александровна Ландер родилась и выросла в семье фотографа. Ее отец еще в 1892 году в Оренбурге стал учеником фотографа в салоне фотографии. После женитьбы он переехал в Самару и там открыл свою фотомастерскую. Ольга с детства хорошо рисовала, и когда ей исполнилось 18 лет, приехала в Москву поступать в Строгановское училище. Но, поступив учиться, волею судеб стала работать ученицей известнейшего в то время фотографа Моисея Наппельбаума, а потом — лаборанткой у Давида Штернберга. Увлекшись фотографией, свою учебу в художественном вузе она оставила. В конце 20-х — начале 30-х годов Ольга Ландер работала фотографом в киногруппе в Средней Азии, потом — лаборанткой в фотолаборатории газеты «Комсомольская правда», а позже в этой же газете начала свою карьеру фотокорреспондента. В первый год войны Ольга Александровна работала корреспондентом в Ташкенте, где она находилась в эвакуации, и все это время писала письма в Москву с просьбой отправить ее на фронт. В начале 1942 года, вернувшись в Москву, стала выезжать на фронт в командировки и месяца через три-четыре уже перешла работать во фронтовую газету «Советский воин», редакция которой вместе с переездной военной типографией шла с Третьим Украинским фронтом. Ольга Ландер была единственным фотокорреспондентом этой газеты, в отличие от подавляющего большинства фотокорреспондентов, которые приезжали на фронт и возвращались в редакции. Очень немногие фотокорреспонденты работали непосредственно во фронтовых газетах на местах боев. Ольга Ландер была одним из таких фотографов. Вместе с 3-м Украинским фронтом она прошла весь путь войны. Все ее материалы были с передовых позиций: Курская дуга, освобождение Киева, Одессы, Румынии, Венгрии, Югославии, Австрии. Потом до 1948 года она оставалась вместе с редакцией газеты в составе Южной группы войск в румынском городе Констанце.

Придя на фронт сугубо штатским человеком, рядовым, она за военные годы дослужилась до звания лейтенанта, получила много наград — орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 2-й степени, медали за Победу, за взятие Будапешта, за взятие Вены и за освобождение Белграда, и самую ценную для фронтовика — медаль «За отвагу». Вернувшись в 1948 году в Москву, Ольга Александровна работала в фотолаборатории на ВДНХ. А с момента создания газеты «Советская Россия» — фотокорреспондентом этой газеты. Оттуда и ушла на пенсию, когда ей было 65 лет.

Десять лет назад — к 50-летию Победы — в журнале «Фотография» были опубликованы отрывки воспоминаний фронтовых фотокорреспондентов. Было там и несколько ярких военных впечатлений Ольги Александровны: «Очень сложно классифицировать по степени важности или остроты то, что происходит с тобой на войне, потому что каждый момент является для тебя главным именно тогда, когда событие у тебя перед глазами. Недаром же говорят, что для каждого солдата эпицентр войны в его окопе… Но сейчас, по прошествии времени, я бы выделила из сотен эпизодов, свидетелем и участником которых была, два наиболее для меня значительных. Первый случай произошел на Украине. Где-то у самой передовой я, пристроившись за каким-то блиндажом, снимала солдат, отличившихся во вчерашнем бою, — такие портреты мы давали в нашей газете «Советский воин» 3-го Украинского фронта практически в каждом номере. Вдруг налетели фашистские самолеты, чего я, занятая своей работой, даже и не заметила, но команду «Всем в укрытие», к счастью, услыхала. Пулей влетела в блиндаж, это было так стремительно, что даже не почувствовала, что с меня слетела пилотка. Плюхнулась в угол, только успев заметить, что в противоположном углу сидит за телефоном связист и еще какие-то солдаты, и тут раздался страшный грохот — прямо в блиндаж угодила бомба. В себя пришла, только почувствовав, что меня откапывают. Когда меня вытащили, то узнала, что никого больше в живых из этого блиндажа не осталось… Немного отдышавшись, стала искать свою пилотку и, как это ни удивительно, нашла, правда, она оказалась разорванной осколком бомбы. Чинить ее я не стала, сохранила на память о том дне…» Надо сказать, что эта военная реликвия по сей день хранится у Ирины Леонидовны Ландер — дочери отважного военного корреспондента. Ирина Леонидовна вспоминает: «Я мамой всегда очень гордилась. А когда мама ушла на фронт, я читала ее письма девчонкам и считала, что я и сама герой, раз у меня мама на войне. Она была очень красивой женщиной, с довольно суровым и очень целенаправленным характером, можно сказать, что она была человеком, одержимым своей профессией».

«…Другое событие, — вспоминала в 1995-м сама Ольга Александровна, — произошло в Венгрии в самый канун 1945 года, точнее — 31 декабря. Я спешила в свою редакцию с задания — в тот день снимала на другом берегу Дуная, но знала, что намечена торжественная встреча Нового года, и потому хотела еще успеть проявить пленки и напечатать снимки в очередной номер. Вдруг вижу, навстречу мне все бегут. Кричат: «Поворачивай назад, немцы наступают!» Это мне показалось просто какой-то дикостью — мы к этому времени уже привыкли только сами наступать. Ну, я им и отвечаю: «Как бы не так, уж до редакции как-нибудь доберусь». И добралась, только там уже почти никого не было… Пришлось отступить, правда, ненадолго, потом наш фронт снова рванулся вперед. Под Будапештом это было, и после тяжелых боев наши, сломив сопротивление противника, вошли в Австрию и встретили День Победы в самой Вене… За годы войны мной сделаны тысячи кадров, но из них я люблю больше всего не боевые эпизоды, а очень спокойный снимок — широкая панорама, где много-много солдат слушают концерт бригады украинских артистов, приехавших на фронт. Может, потому этот снимок так мне дорог, что в нем было что-то от уже почти забытой мирной жизни, о возвращении к которой мы тогда все мечтали…» Более трех тысяч фронтовых негативов, сделанных Ольгой Александровной в военные и послевоенные годы, хранятся сейчас в Историческом музее, Музее Вооруженных сил, Центральном архиве кинофотодокументалистов, в музеях Одессы и Запорожья. Чем дальше от нас события Великой Отечественной войны, тем более ценными становятся для нас эти фотодокументы. Они хранят живую память о времени, людях и событиях тех лет. Надеемся, что в нынешнем, юбилейном году Ирине Леонидовне удастся собрать в архивах российских музеев необходимые материалы для проведения в Москве выставки фоторабот Ольги Ландер.

Канал Fishki.net в Telegram

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
7929
2
456
15
А что вы думаете об этом?
Показать 2 комментария
Самые фишки на Фишках