Полная версия Тех. поддержка Горячее Лучшее Новое Сообщества
Войти
Ностальгия Тесты Солянка Авто Демотиваторы Фото Открытки Анекдоты Видео Гифки Антифишки Девушки Кино Футбол Истории Солянка для майдана Ад'ок Еда Кубики Военное Книги Спорт Наука Игры Путешествия Лица проекта Юмор Селфи для фишек Факты FAQ Животные Закрыли доступ? Предложения проекту Реклама на фишках

РПЦ в советский период

Чyвaк
22 июля 2015 09:39
Когда речь идет о советской истории, то РПЦ обязательно вспоминает только о гонениях. Однако все было, понятно дело, сложнее. И в первую очередь интересен период, когда никаких гонений уже не было, но в то же время религия теряла позиции сильнее, чем в годы гражданской войны. Т. е. речь идет о времени, когда религия в действительности была отделена от государства последовательно, а не формально.

1959 год. Ни о каких «гонениях» уже и речи не идет. Однако действовал закон «О соблюдении советского законодательства о культах», который, очевидно, достаточно часто нарушался, поскольку патриарху пришлось направить обращение к пастве, дабы пресечь нарушения.

Начало:

«для руководства духовенства всей епархии посылается копия разъяснения Его Святейшества о недопустимости нарушения советского законодательства»

Очевидно, что духовенство было заинтересовано в том, чтобы советское правительство не обращалось к высшим иерархам из-за преступления низших, поскольку ответственность могли нести сразу целые епархии за «прегрешения» своих собратьев.

Сам документ:

«Управлению делами Московской патриархии стало известно от Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, что в Совет поступают многочисленные жалобы на нарушение духовенством советского законодательства. Поэтому Управление делами Московской патриархии, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, просит всех епархиальных Преосвященных обратить особое внимание на строгое исполнение Церковью и духовенством Советской законности и не допускать никаких явлений, нарушающих советское законодательство»

В данном случае речь идет о конкретных нарушениях, которые можно считать частыми. Итак, их в целом немного, всего лишь 9. И их стоит рассмотреть. Важно отметить, что в целом отношения с церковью были в ту пору достаточно напряженные, хотя сотрудничество в определенные моменты имело место. Так, например, церковники часто выезжали за границу с целью «проповеди», а также просто докладывали «тайну исповеди», ну и, конечно, отдельно «контролировали верующих» и «приучали любить власть». За это, очевидно, они получали определенные преференции, но это относилось только к главным попам.

Например, что докладывал Совет по делам Русской Православной Церкви в 1949 году Сталину:

«Настоящим бичом в жизни церковных общин является массовое распространение хищений и растрат церковных средств, как со стороны духовенства, так и церковных советов. Церковные советы и духовенство бесконтрольно расходуют церковные средства, употребляют их на свои личные надобности. Нередко эти суммы выражаются в десятках и даже сотнях тысяч рублей... Патриархией не найдено средств для борьбы с этим злом, а органы суда и прокуратуры затрудняются в решении этих новых для них вопросов, не имея ясных указаний... Известная часть духовенства ведет себя непристойно. Основные пороки этого духовенства — пьянство, многоженство, растраты церковных денег...»

Нужно понимать, что себе эти деятели никогда не изменяли, их не пугал даже Сталин. Затем государство пересмотрело подход, и уже в 1959 году у церковников не было таких возможностей, но все же какие-то мелочи оставались, и именно поэтому им приходилось «наставлять» своих, иначе власть могла совсем отказаться от их услуг, и тогда был бы утерян серьезный источник доходов.

Итак, теперь о главном. Первый пункт:

«Нельзя допускать до прислуживания в алтаре лиц, не достигших 18-ти лет (Ташкент, Иркутск и др. )»

Вполне резонное требование, учитывая тот факт, что в ту пору, как и сегодня, церковники пытались преимущественно пропагандировать религию среди детей, несмотря на ограниченные возможности. И это было запрещено по закону.

Второй:

«Законом 1929 года не разрешается совершать молебны и требы в местах общего пользования»

Тоже вполне резонное требование, если речь идет о светском государстве. Тем более что в стране были церкви, и, стоит напомнить, поп мог получить церковь в безвозмездное пользование при условии, если у него было от 20 прихожан, а также чтобы он сам отвечал за ремонт и уборку здания (торговой точки). Тогда тоже продавалась церковная литература, свечки, иконы, всякие «записки», отпевания и все прочее.

Третий:

«При совершении молебнов и других треб на дому требуется согласие всей семьи, и только тогда может идти туда священник»

Тоже актуально, поскольку специфика времени была такая, что священник вполне мог себе позволить «увязаться» за определенным человеком, и постоянно совершать различные обряды в квартире за дополнительную плату, тогда как другие члены семьи, конечно, были против.

Четвертый:

«Не следует в дни Пасхи и Рождества совершать надворные обеды верующих, а только по особому приглашению верующих, а также хождение с молитвой в сельских местностях. Можно ходить только с разрешения местных властей»

Несмотря на то что большая часть населения не была религиозна, все же религия (как и предрассудки) имела некоторое распространение. В особенности, конечно, отмечали праздники. Поэтому священники появлялись только, например, на пасху, дабы заработать денег, поскольку церквей в этих областях не было, т.к. люд не богатый в сельской местности, т.е. попа такие люди содержать не смогут, а государство и копейки не выделит.

Пятый:

«В некоторых областях (Ивановской), священники снимают частные квартиры и дома в деревнях для совершения крещения и других треб. Получается неофициальный, неоткрытый молитвенный дом. Этого делать не следует»

Стоит сказать, что в этом в большей мере была заинтересована сама церковь, поскольку такие «частные практики», естественно, не платили налогов ни государству, ни церкви. Вероятно, это был достаточно распространенный случай мошенничества.

Шестой:

«В некоторых епархиях существуют т.н. разъездные священники. Они включаются в штат какой-либо церкви, но там не служат, а служат по разным деревням и по другим приходам, даже другой области. Такое явление незаконно и потому недопустимо»

Это тоже своеобразный бизнес того времени. Т. е., очевидно, деятельность отдельного попа просто никак не регулировалась, но он платил епархии какую-то часть дохода от выручки, что в целом было выгодно, поскольку в то время попам было достаточно сложно заработать, в особенности если речь идет о честном заработке.

Важно понимать, что тогда попов заставляли платить налоги государству, за их деятельностью пристально следили, и им запрещали заниматься откровенным мошенничеством. В случае любого нарушения законодательства их тут же привлекали к уголовной ответственности. Поэтому они и «изворачивались» как змеи, дабы нарушить законы.

К слову, касательно заработка стоит сказать отдельно, поскольку в действительности в СССР были верующие, и они действительно могли содержать некоторых попов, в особенности тех, кто занял самые «лакомые» места (храмы). Но такое, понятно, большая редкость, и новичкам, конечно, еще стоило долгое время служить в церкви, дабы добиться такого положения. Очевидно, что многие попы также предлагали свои услуги КГБ, но все же в КГБ были свои агенты. А зачем им держать всех попов на содержании?

Седьмой:

«Во многих епархиальных отчетах, присылаемых в Патриархию, есть графа: "Прочие расходы". При расшифровке этой графы оказывается, что это — благотворительная помощь. А между тем Церковь, согласно законам, не имеет права развивать благотворительную деятельность, выдавать пособия, пенсии, оказывать материальную помощь, открывать столовые с благотворительной целью (Ташкент), недопустимо также вывешивание в храмах кружек с надписью "на бедных" (напр. Рига, каф. собор)»

В СССР была запрещена благотворительность постольку, поскольку деньги эти попы просто тратят на себя. Это как «деньги на храм», а в итоге храма нет, а у попа какая-нибудь иномарка и коттедж.

Восьмой:

«При некоторых храмах существуют т.н. завхозы. Между тем по смыслу зак(она) о хозяйственной стороне жизни храма должны заботится члены Совета, поэтому особых завхозов не должно быть, а работать в храмах должны члены Церковного Совета, для этого они и избираются»

В данном случае речь идет уже о церковной бюрократии, поскольку в центре считали, что деньги они получают от епархий достаточно мало, и нажим происходит, в том числе в интересах РПЦ.

И наконец, последний пункт:

«В некоторых епархиях имеются приходы настолько малочисленные, что сами прихожане не могут содержать ни храма, ни священника, и храмы находятся в полном упадке; и только существуют благодаря дотациям от Епархиальных Управлений. О таких приходах следует доложить Его Святейшеству с представлением о присоединении их к другим, более мощным приходам, которые могут самостоятельно существовать и содержать храм»

Тоже в большей мере внутрицерковные дела. Но в целом это прямое подтверждение того, что они не могут существовать без дотаций. Ведь в данном случае речь идет о 1959 г. А вот что было в период т.н. «возрождения»?

Архиепископ Иркутский и Читинский Хризостом сообщает:

«Помню 40-ые годы. С 43 по 54 у нас тоже было возрождение, даже более мощное, чем сейчас. Открывались храмы тысячами, священнослужители имели возможность административной и пасторской деятельности. Начали мы все с того, что покупали себе роскошные дома на самых видных местах, красили глухие заборы в зелёный цвет, а машины были у нас не просто волги, а ЗИЛы» (Журнал Московской патриархии №9-1990)

А вот только в 1959 году были ликвидированы аж три епархии сразу - Сумская, Челябинская и Ульяновская, а также закрыты многие монастыри (вероятно, почти половина). Это объясняется тем, что власть перестала оказывать поддержку, и церковь резко потеряла позиции, поскольку, очевидно, ей достаточно трудно выжить без государственной поддержки. Хотя, что важно, это возможно, учитывая тот факт, что попы в принципе могут совмещать и работу, и «служение». Но исторически так сложилось, что даже в самые «страшные времена» они предпочитают или одно или другое, т.е. если они не могут зарабатывать в качестве священников, то просто «отрекаются» от службы (что и происходило в массовом порядке в 1958-1964 гг., когда тысячи священников и монахов просто отказались от дальнейшей «службы»).

Источник: img-fotki.yandex.ru
Источник: kritix.ru

Канал Fishki.net в Telegram

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
777
8
30
17
А что вы думаете об этом?
Показать 9 комментариев
Самые фишки на Фишках