Жуковский (часть 1) и Быково. Можно ли "и в космос, и в церковь"?
Находится такое чудо в городе Жуковском (108 тыс. жителей), "авиационной столице" России между двух аэропортов в 25 километрах юго-восточнее Москвы. Фактически с этой стороны к МКАДу примыкает ещё один спонтанный город-миллионник, в отличие от полицентрических Коротищ вытянутый строго вдоль железной дороги на Рязань от Люберец до Раменского (так что и назовём его, наример, Люменское), куда входит и показанный в прошлой части Дзержинский. Жуковский - буквально в самой середине, и я расскажу о нём в 3 частях вместе с приросшим вплотную посёлками Быково и Кратово, исторические части которых вошли в состав города. Жуковский и Быково - это усадьба Воронцовых, готическая Владимирская церковь и тот самый храм с космическими кораблём уже в черте города.
Перенаселённость Подмосковья порождает множество топографических коллизий. Вот например есть ПГТ Быково (10 тыс. жителей), есть село Быково (1,7 тыс. жителей), а между ними ещё и бывший аэропорт Быково, основанный в 1935 году (второй в Москве после Ходынского поля) и зачашхий в 1990-х - его возможности позволяли принимать лишь небольшие самолёты типа Як-42 или Ан-12. Когда я ездил в эти края впервые в 2005 году, считалось, что аэропорт Быково умер, и последний рейс с него улетел в 2003 году в Магнитогорск. Потом видимо аэропорт ненадолго ожил - до 2009 года отсюда летали в Нижний Новгород и до самого конца базировалась такая экзотика, как авиатакси "Dexter". В 2011 аэропорт упразднили, вскоре снесли аэровокзал 1960-х годов, и видимо рано или поздно здесь вырастет микрорайон, как на месте старых аэропортов в центрах Брянска, Красноярска или Бишкека. Пока же вокруг - лишь буйство подмосковных дач, на которых в ХХ веке родились режиссёр Павел Чухрай (не путать с его отцом Георгием Чухраем), солист "Любэ" Николай Расторгуев и писатель-копрофил Владимир Сорокин.
Таблички, само собой, к ним отношения не имеют, да и сфотографированы на двух разных домах:
Аэропорт же приходится объезжать, и если время не пробочное - то в село Быково и вовсе лучше ехать напрямую из Москвы, автобусами с "Кузьминок". Если уж сели на электричку - то выходить лучше не на станции Быково, а на станции Удельная: автобус проходит их обе, но так путь немного короче. В ПГТ Быково среди частного сектора есть какие-то сталинки, а в селе Быково - явно дореволюционные дома:
Над которыми видны многочисленные шпили чудо-церкви Владимирской иконы Божьей Матери:
В Подмосковье ближнем и дальнем, то есть в краю старых русских усадеб, много нетривиальных церквей - вкусы помещика оказывались сильнее канонов Синода, но этот храм - в тройке если не лучших, то самых известных. Субботним утром я осматривал в его в компании целой группы экскурсантов с подъехавшего автобуса, которых водил колоритный седой гид в казачьей шапке. И на дворе рядом со стендами-проповедями стоят стенды с историческими справками - об архитекторах, владельцах усадьбы, масонах 18 века и новомучениках советской эпохи.
Владимирский храм по идее относится к усадьбе Быково, но всё же порядком вынесен за её пределы. Готическую церковь над Москвой-рекой построил в 1780-83 годах владевший тогда поместьем Михаил Измайлов. Кто был архитектором - точно не известно, но подозревают, как и со всякой другой русской готикой, конечно же Василия Баженова. Пара звонниц на фасаде стойко ассоциируется с Западной Европой, но на самом деле и в русском зодчестве это не такая уж редкость. Третью, отдельно стоящую колокольню пристроили в 1839 году, но смотрится она как родная. Пожалуй, даже интереснее фасада у Владимирской церкви "задняя" половина - уже действительно редкий в русской архитектуре правильный овал:
В 2005 году церковь впечатлила меня формами, но я даже не заметил, что из стен её глядит десяток голов! Теперь же эти каменные лица святых, каждое со своим неповторимым выражением и характером, стали главным впечатлением Быков
А эти двое на самом верху и на святых-то не похожи - помещики? Или монархи?
Шпили завершения и стрельчатые своды крыльца:
Владимирская эта церковь только летом, а зимой она Рождества Богородицы - вот что тут для русского зодчества сверхтипично, так это просторный летний и тёплый тесный зимний храмы на разных этажах.
Напротив церкви - дом с наличниками, один из последних в подмосковном селе, где никто не пашет поля и не доит скотину:
Странный дом по соседству глядит мавританскими окнами во двор пятиэтажки:
Через поломанную вертушку я зашёл с чёрного хода в парк усадьбы Быково:
Впервые Быково село у Москвы-реки упоминается в завещании Дмитрия Донского, составленном накануне Куликовской битвы. Здесь был то ли скотопрогон, то ли бойня, а поместье обосновалось в 18 веке, когда Пётр I за особые заслуги даровал тут землю военачальнику Иллариону Воронцову. Воронцовы и владели усадьбой последующие десятилетия, да в 1762 году во время очередного дворцового переворота поставили не на тех, за что и пострадали - Екатерина II передала их подмосковное имение своему союзнику Михаилу Измайлову, который собственно и заигрывал с масонами да построил Владимирскую церковь. Однако умер он в 1800 году бездетным, да при Павле I, свою покойную мамашу ненавидившим, и конечно, Воронцовы не замедлили использовать этот шанс - усадьба вернулась к ним. Теперь, правда, это были не просто Воронцовы, а Воронцовы-Дашковы, со второй фамилией породнившиеся через "Екатерину Малую": первая в мировой истории женщина во главе Академии наук, писатель и филолог, она всю жизнь была во вполне литературных отношениях дружбы-вражды с "большой" Екатериной-императрицей. Но ещё через полвека изменились времена, и территорию будущего Жуковского захватили деловые люди - владельцы первой в Российской империи частной Московско-Казанской железной дороги. В 1874 году усадьбу Воронцовых выкупил инженер (по современной классификации - топ-менеджер) Николай Ильин, потомкам которого имение принадлежало до революции, пока партнёр по бизнесу Николай фон Мекк строил на другом конце будущего Жуковского город-сад. При Советах же в усадьбе располагались, по мере смены эпох, приют для беспризорников, школа диверсантов-подрывников (ладно хоть ничего из усадебных зданий не подорвавших), а после войны - туберкулёзный санаторий, с 1966 года занимавшийся в основном туберкулёзом костей. Его вывели отсюда пару лет назад, но явно советские корпуса ещё стоят у дороги к центральному входу:
С чахоточными бараками соседствуют флигеля 19 века, но все постройки закрыты для посещения - карантин с момента закрытия санатория официально продлится 25 лет:
На холме в глубине парка возвышается дворец, который построил в 1856 году швейцарский архитектор Бернар де Симон:
Фасад обращён на Москву-реку:
Думаю, прошлый дворец в том же стиле, что и Владимирская церковь, смотрелся куда интереснее. Но и этот безусловно достоин посещения и сохранения, тем более внутри ещё целы интерьеры.
На фасаде - герб Воронцовых, который и деловитому Ильину ничем не мешал, а Советам видимо было лень до него дотянуться:
В глубине парка - пара прудов. На одном из них были обещаны пробковые деревья, но ничего примечательного среди голых по зиме стволов я не высмотрел. Зато вот что-то странное в снегу - от пламени костра он что ли обретает такую текстуру?
Интереснее тот пруд, что поменьше. Он называется Аквариум, и это не случайно - когда-то на острове Эрмитаж (то есть - место уединения) был подземный кабинет с окном, выходившим под воду, и можно не сомневаться, что пруд был тогда чист, прозрачен и переполнен рыбой. Сейчас на острове осталась лишь ротонда авторства того же "условного Баженова", что и Владимирская церковь:
Зимой к ней можно подойти по льду, и этим пользуются, увы, не только краеведы - там, докуда дотягивается рука, все стены исписаны, а одна из колонн выглядит так, будто кто-то пытался её срубить. Редкая усадьба в России не наводит грусть, всё же под лозунгами "мир хижинам, война дворцам!" это самый пострадавший пласт русской архитектуры...
Покинув усадьбу так же, как и зашёл, я направился в Жуковский, серые многоэтажки которого прекрасны видны от Владимирской церкви. По дороге прямо в пойме ещё один храм иконы "Живоносный источник" (1997) у родника и купели:
Извилистые улицы меж дач. За той дверью, кстати, не что-нибудь, а конюшня:
Вот и Жуковский. Граница города с селом Быково проходит по одной из улиц, и там, где я вошёл, указателей нет. Авиастолица застроена характерными многоэтажками с орнаментом:
С западного конца это вполне Ближнее, то есть агрессивно застраиваемое, Подмосковье, а вот дальше будет вполне себе тихая провинция. Обратите внимание на остановку - такие в Жуковском по всему городу:
Жуковский, а тогда посёлок Стаханово, строился в 1933-35 годах между сёл Быково и Кратово, и разроссшись, упёрся в них краями да от каждого отхватил по большому куску. Эти многоэтажечные кварталы - историческое Быково, и точкой концентрации района служит старая земская больница, основанная в 1910 году и закрывшаяся в 1999-м. Но ещё в 1994 на её территории появился приход Святого Пантелеймона, и для его первого храма прихожане лично приносили кирпичи.
Теперь здесь целый церковный комплекс с деревянной Иверской крестильной часовней (2000) и огромным белым храмом Преображения (2013). Ещё тут есть воскресная школа, детский сад, библиотека, десятки информационных стендов (в том числе - о Новороссии и Крыме) и даже больница тут возрождается как богадельня (большое розовое здание). Здешний батюшка Николай Струков, как и многие в авиастолице, вышел "из отрасли": при Советах руководил строительством авиационных спецобъектов, и как шутят трудники, у него и в церковном сане руки чешутся что-нибудь построить.
С одним из трудников мы заходили в кабинет батюшки (вон тот зелёный домик на кадре выше) за ключом, и если не вглядываться в детали вроде корешков книг или икон, можно было бы подумать, что это кабинет добротного советского начальника. Хозяин кабинета и разговоры вёл под стать - обсуждал по мобильнику с кем-то безусловно компетентным причины недавней катастрофы Ан-148 в Подмосковье. Но только не начальник при галстуке этот хозяин кабинета, а светлый поп с огромной белой бородой и добрым взглядом.
За оградой - ещё и школа №15 "с русским этнокультурным компонентом":
Но нам не сюда, а в приземистую деревянную воскресную школу - один из корпусов старой больницы:
Тот белый трехэтажный дом - ни что иное, как музейный комплекс, проще говоря - собранный при храме музей всего на свете. Вход в него свободный, открыт он каждый день, но без чёткого расписания - лучше всего приходить часам к 12 утра, когда в храме заканчивается служба.
Чего ждёшь от церковного музея? Икон, утвари и священных писаний? Но в авиастолице прямо в фойе встречают шасси и турбореактивный двигатель АИ-25 от тренировочных самолётов вроде чехословацкого L-39.
На витринах в коридоре - коллекции авиамоделей
А за дверью в конце коридора в холодном сарае лежит главная реликвия этого музея - "БОР-4":
Его название, выглядящее как light-версия "Буран" - это аббревиатура: "беспилотный орбитальный ракетоплан". Этакий маленький "Буранчик" размером с легковой автомобиль (3,8м в длину, 1,4 тонны веса), и тем не менее по-врозлосму летавший на орбиту. "Бор" - связующее звено "Бурана" с предыдущим советским проектом "Спираль", которым руководил тот же самый конструктор со звучным именем Глеб Лозино-Лозинский. "Спираль" подразумевала небольшой орбитальный ракетоплан, способный к "самолётной" посадке на Землю, но запускавшийся не ракетой-носителем, а мощным ускорителем с тяжёлого самолёта, поднимавшегося в верхние слои атмосферы. Работы над "Спиралью" начались в 1966 году, к ней уже готовился отряд космонавтов во главе с "Гагаринским дублёром" Германом Титовым, а для испытаний были созданы "самолёт-аналог" МиГ-105 (летавший сугубо в атмосфере) и серия БОРов, которые отправлялись в космос. Работы над "Спиралью" были свёрнуты в 1974 году в пользу более солидного "Бурана", и именно "Боры", на которых отрабатывалась аэродинамика, теплозащита и радиосвязь в плазме, перепрыгнули из проекта в проект. Несколько полётов "БОРа-4" прошли в 1982-84 годах, аппарат запускался ракетой "Космос" с Капустина Яра, летал вокруг Земли на высотах 158-208 километров, и благополучно приводнялся сначала в Индийский океан, а потом и в Чёрное море. И единственное, чего я так и не понял - сколько всего было "Боров": один или несколько? Экскурсовод утверждал, что конкретно этот аппарат 5 раз летал в космос
Отлетавший своё "БОР-4" хранился в Лётно-исследовательском институте имени Громова, и где-то на рубеже 20-21 веков его хотели утилизировать. Но кто-то вспомнил, что в Жуковском есть всенародно любимый батюшка, который собирает музей, и вот "БОР-4" стал, кажется, единственным в мире прицерковным космическим кораблём. Правда, сюда он попал ошкуренным - на кадрах выше видно, что изначально "БОР-4" и внешне имел куда больше общего с "Бураном", но теперь теплозащитная "чешуя" на основе кварцевого песка, который СССР через посредников покупал под этот проект у Бразилии, осталась лишь в одном месте. Эта плитка похожа на пенопласт, неприятна на ощупь и очень легко крошится, но при горении в атмосфере она выдерживала тысячи градусов. Экскурсовод рассказывал, как на его глазах такую плитку доставали щипцами из раскалённой печи... и брали из щипцов голой рукой - в огне она почти не нагревалась
Ещё пара самолётиков стоят во дворе - вид с пожарной лестницы над сараем "БОРа":
Ил-103 - "воздушное такси", отчаянная постсоветскаая попытка создать аналог "Цессны". Судьба проекта, увы, в наших краях предсказуемая - в 1994-96 годах было построено несколько десятков машин, причём как ни странно, главным их эксплуатантом оказалась Южная Корея. В музейном экземпляре можно залезть в его кабину (тесно - жуть!) и даже порулить закрылками:
Рядом - совсем уж странный аппарат "Молния-1": на самарском заводе "Авиакор" в 1992 году таких было построено всего 4 штуки, и предполагалось, что это будут патрульные самолёты для пограничников и полиции. По словам экскурсовода, аэродниамика его совершенно ужасна... но для далёкого от темы человека это выглядит круто, какой-то кентавр от самолётостроения
Кабина "Молнии-1". Отсюда снят и заглавный кадр:
Под приборной доской:
Салон. Экскурсовод предполагает по аэродинамике и названию (ракетопланами занималась НПО "Молния"), что этот переработанный проект самолёта для тренировок космонавтов ракетопланов. Мне это кажется сомнительным, но рассказчик в теме понимал определённо побольше меня - если в ракетах и космических аппаратах я хоть чуть-чуть разобрался, то авиация для меня по-прежнему тёмный лес.
Экспозиция в помещении - здесь есть катапульта К-36 (см. пост про "Звезду" в Люберцах) и приборная панель какого-то (забыл конкретику) довольно редкого самолёта:
Приборы и элементы:
В том числе - реликвии космоса. Вот это, например, подлинный двигатель малой тяги с "Бурана" - таких у него было более 40, и они давали неповоротливому в воздухе ракетоплану уникальную маневренность на орбите. Узнав о "Шаттле", Советы предположили, что американцы в его лице создают орбитальный бомбардировщик... и создали настоящий орбитальный бомбардировщик "Буран".
Конкретно этот двигатель был в космосе - немало обломков "Бурана-1", погибшего в 2002 году под рухнувшей крышей цеха на Байконуре, разлетелось по музеям и частным коллекциям.
А вот "глобус" (аналаговая динамическая карта) с приборной панели "Восхода-2" Алексея Леонова:
В той же комнате - эхо войны:
В соседней - десятки моделей самолётов, кораблей, поездов и танков. Авиамодельки лёгкие, как лист бумаги, и действительно летают, без видимо ущерба ударяясь о стену или пол.
При храме (вы ведь не забыли ещё, что это всё при храме?) действует несколько десятков детских кружков, и для нас самые интересные - авиамодельный и ракетомодельный. Маленькие самодельные ракетки порой взмывают в небо прямо из-за церковной ограды, искря огнём на фоне крестов.
Но занимаются тут и народными ремёслами - ткачеством на старинных станках и их современных репликах:
Росписью, керамикой, резьбой по дереву. Вот в одном зале вся народно-художественная Россия вплоть до Мезени:
По словам экскурсовода, тут занимается много взрослых - приходят родители с детьми, и детям всё быстро наскучивает, а мамы и папы - втягиваются.
Напоследок мы сходили за ключом к батюшке да поднялись на третий этаж - в Слоновник. Официально - Музей Слоников, выросший из коллекции, собранной врачом скорой помощи Григорием Гриненко и переданной отцу Николаю его сыном. Сколько тут слоников теперь - знает разве что Бог, я слышал цифры от 4 до 8 тысяч. Принцип формирования у Музея Слонов тот же, что у Музея Мыши в Мышкине - пожалуй первого подобного опыта в России: подарки от разных людей, в том числе именитых.
Книжка немецкой серии "Что есть что" в витрине с кадра выше была (да и есть, просто не открывалась лет 20) в детстве и у меня. Из инфостенда можно узнать, что первых с доледниковых времён слонов на территории России держал Андрей Боголюбский при своём замке, а слоны Николая II окончили свою жизнь трагически - одного застрелили в 1917 году пьяные матросы, другая - слониха Бетти - была убита в Ленинградском зоопарке прямым попаданием немецкой авиабомбы.
Показать всех слоников не стоит даже пытаться. Когда-то тут был живой слон - куст в кадке, постриженный соответствующей фигурой:
А здесь... ну кое-кто поймёт:
Одна из витрин посвящена мамонтам, и в ней есть даже подлинный бивень из Приморья. Подарил его музею не кто-нибудь, а знаменитый лётчик-испытатель Магомед Толбоев, который мог бы стать одним из первых космонавтов "Бурана".
А вот, напоследок - самый маленький слоник в коллекции.
И на вопрос из начала поста я бы ответил - можно. Списывать проблемы космонавтики на предполётное освящение ракет - это глубоко религиозное мышление, с той разницей лишь, что религия какая-то другая.
В следующей части погуляем по центру Жуковского.
Автор VARANDEJ
12 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
а вот "пилоты" в этих храмах ничем не отличаются от чиновников из Единой России
даже по габаритам нихрена не космонавты (с такой "ряхой" в звездолет не залезешь)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена