Полная версия Тех. поддержка Горячее Лучшее Новое Сообщества
Войти
Ностальгия Тесты Солянка Авто Демотиваторы Фото Открытки Анекдоты Видео Гифки Антифишки Девушки Кино Футбол Истории Солянка для майдана Ад'ок Еда Кубики Военное Книги Спорт Наука Игры Путешествия Лица проекта Юмор Селфи для фишек Факты FAQ Животные Закрыли доступ? Предложения проекту Реклама на фишках

Скончался "следователь Знаменский" - народный артист России Георгий Мартынюк (22 фото)

Rediska
14 февраля 2014 13:35
В Москве 13 февраля 2014 года скончался народный артист России Георгий Мартынюк. Ему было 73 года. Умер за 2 недели до 74-летия из-за тяжелой болезни легких. Перед смертью Мартынюк очень долго болел

Прощание состоится 17 февраля с артистом пройдет в Театре на Малой Бронной 17 февраля с 10:00 до 11:30.

Конечно, потом стали иронизировать над "идеализацией" образа "ментов", над незатейливой песенкой "Если кто-то кое-где у нас порой" ... но разве лучше, если стали изображать "позорных ментов" сплошными уродами, насильниками, негодяями? Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовётся - если всё время изображать людей определенной профессии монстрами и чудовищами, то со временем формируется негативный образ, которому следуют те, с кем когда-то вели свой незримый бой "знатоки". В том числе и незабвенный честный служака Пал Палыч...

Вечная память артисту Георгию Мартынюку, создавшему образ честного и порядочного офицера, защитника закона и порядка - таким, каким он должен быть.

Артист, работавший в театре более 50 лет, прославился в основном благодаря своим киноролям. В частности, широко известна его роль полковника Знаменского в телефильме «Следствие ведут знатоки». Также он снимался в картинах «Жили-были старик со старухой», «Метель», «А зори здесь тихие», «Первая конная» и других.

Биография

Георгий Яковлевич Мартынюк родился 3 марта 1940 года в Оренбурге. Детство Георгия Мартынюка прошло на Урале, в послевоенном Оренбурге. Гоша рос скромным, застенчивым парнишкой. Его сверстники целые дни проводили у речки, а он мог часами мог слушать круглый черный репродуктор, особенно когда передавали какие-нибудь драматические радиопостановки. Он слушал, и в его воображении разворачивались целые представления. А еще Гоша любил бывать на репетициях и спектаклях старшего брата (тот работал артистом в одном из театров Оренбурга). Это было так интересно, и Гоша мечтал, что когда-нибудь и сам выйдет на сцену.

Гоша учился в старших классах, когда однажды увидел объявление, что при городском Доме учителя организуется детский драматический кружок. Он и сам удивляется, как тогда у него хватило набраться смелости и придти записаться. А вскоре состоялся его дебют. Мальчик сыграл главную роль в спектакле «Когда цветет акация». Спектакль очень понравился зрителям, и Драматический театр стал даже предоставлять им в свободные дни свою сцену.

ГИТИС

Георгий всерьез «заболел» театром. После окончания школы он отправился в Москву поступать в ГИТИС. Родители были категорически против – хватит и одного артиста на семью. Но Георгий был так решительно настроен, что пришлось смириться.

Конкурс был огромный - человек 200 на место. Но к своему удивлению Георгий поступил с первого раза. А затем началась студенческая жизнь: учеба, общежитие, нехватка денег. Студентами они бегали на «Мосфильм» в надежде получить хоть какую-нибудь маленькую роль. Но дальше массовки дело не доходило.

На последнем курсе Георгий Мартынюк много играл в учебных спектаклях. Один из них – «Проводы белых ночей», дипломный спектакль Петра Фоменко (он учился в ГИТИСе на режиссерском факультете) прогремел на всю Москву. Тогда в учебный театр трудно было попасть, спрашивали лишний билетик. Успехи начинающего актера привлекли к нему внимание его земляков. К Георгию приехал директор Оренбургского театра и пригласил работать к себе, обещая предоставить квартиру. Очень заманчиво! И Георгий уже было настроился после окончания института вернуться в родной город, но тут…

Спектакль «Проводы белых ночей» ставился под патронажем руководителя Московского драмтеатра (ныне известного как Театр на Малой Бронной) А.А. Гончарова. Режиссеру приглянулся талантливый студент, и по окончании института в 1962 году он пригласил его в свою труппу. Георгий не стал долго выбирать между Москвой и Оренбургом. Актер проработал в театре до конца жизни и сыграл в нем более 60 ролей. Среди них — Епанчин в «Идиоте» Достоевского, Боровцев в «Пучине» Островского, Веничка Ерофеев в «Москве — Петушках», римлянин в «Матери Иисуса», Базарин в «Жидах города Питера» и Первый в «Счастливых днях несчастливого человека»...
Последней театральной работой Мартынюка стала роль в спектакле «Я не Раппапорт» в постановке Льва Дурова. Артист сыграл в нем консьержа Миджа.

Дебют на экране

В начале своей театральной карьере Георгию Мартынюку довольно долгое время пришлось играть эпизодические роли. Не ладилось поначалу и с кино. Это, естественно, расстраивало молодого артиста. Счастье улыбнулось ему в 1963 году, когда Владимир Басов пригласил в свою картину «Тишина». Георгий Мартынюк вспоминает: «Это был мой первый фильм, и он прошел с огромным успехом - это было время «оттепели», в фильме многое касалось культа личности Сталина, поэтому фильм был успешным, удостоенным участия во многих фестивалях. Таким образом, даже не мечтая, первую большую роль я сыграл не в театре, а в кино».

Уже в следующем году Георгий Мартынюк снялся еще в одной картине Владимира Басова «Метель» - экранизации одноименной повести А.С. Пушкина, исполнив роль Бурмина. Среди других работ 60-х годов – роли в деревенской киноповести Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой», драме Владимира Довганя «Гибель эскадры», киноповести «Щит и меч».

Личная жизнь

В 60-е годы произошли изменения в личной жизни актера. Он женился на молодой актрисе. Поскольку первая жена Георгия Мартынюка была москвичкой, то решился и квартирный вопрос. Некоторое время они с женой жили в коммунальной квартире, а со временем жилищные условия удалось улучшить.

Со своей будущей второй женой Ниеле Георгий Мартынюк познакомился в больнице, где она работала врачом. Актер, шутя, говорит: «Она на всю жизнь нашла постоянного пациента, а я - домашнего врача». Вместе они уже почти три десятка лет.

Знаменский

Поворотным этапом в кинокарьере Георгия Мартынюка стал 1971 год. Режиссер Вячеслав Бровкин задумал снимать телевизионный спектакль «Следствие ведут Знатоки» о деятельности советской милиции. Главными действующими лицами должны были стать следователи Знаменский, Томин и Кибрит – из начальных букв их фамилий и складывалось: «Знатоки». Георгия Мартынюка Вячеслав Бровкин знал по Театру на Малой Бронной. Ему-то они и предложил роль Пал Палыча Знаменского. На роль Томина режиссер пригласил Леонида Каневского, а очаровательную Зиночку Кибрит сыграла актриса Театра-студии киноактера Эльза Леждей.

Первая серия «Черный маклер» вызвала большой интерес у зрителей. В том же году были сняты серии «Ваше подлинное имя», «С поличным», «Повинную голову», в следующем – еще четыре серии… «Знатоки» задумывавшиеся, как телевизионный спектакль, превратились в настоящий телевизионный сериал.

С каждой серией росла и популярность сериала. В середине 70-х в период, когда по телевизору «Знатоки» вели очередное следствие, улицы буквально вымирали. Знаменитая троица следователей пользовалась невероятной народной любовью. Георгий Мартынюк вспоминает: «На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по улице невозможно было пройти, чтобы не услышать: «Пал Палыч!». Мне кажется, люди и фамилии моей настоящей не знали, для них я был – Пал Палыч Знаменский».
В чем же была причина такого обожания? Просто люди увидели в «Знатоках» тот самый идеальный тип милиционера. Справедливые, обаятельные, смелые, интеллигентные.

Для того, чтобы лучше вжиться в образы, «Знатоки» нередко приезжали в МУР, присутствовали на допросах, ездили на происшествия, бывали на обысках. Георгий Мартынюк вспоминает, как он однажды присутствовал на допросе: «Как всегда, заключенному, молодому парню, нас представили сотрудниками милиции. В какой-то момент следователь не выдержал и накричал на парня, несколько раз даже стукнул кулаком по столу. Заключенный неожиданно повернулся в мою сторону и сказал: «А вот следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только вежливо».

В 1981 году Георгию Мартынюку было присвоено звание Заслуженный артист РСФСР.

Заложник образа

Весь сериал снимался под жестким контролем МВД. Как говорится, никаких шагов ни вправо, ни влево. Из серии в серию «Знатоки» делали одно и то же, и актерам, естественно, это стало приедаться. «Мне порой было даже скучновато играть эту роль, - признается Георгий Мартынюк. - Там же в характерах ничего не развивалось». Актеры не раз обращались с предложениями внести какие-нибудь изменения в сюжет, например, добавить своим героям личную жизнь. Но, получая очередной сценарий, видели все то же самое: допросы, выезды, расследования, и актерам ничего не оставалось, как надевать свои привычные маски.

Роль Знаменского принесла актеру не только всесоюзную славу и любовь, она практически закрыла Георгию Мартынюку двери в большое кино. Режиссеры не хотели приглашать его в свои фильмы, - актер стал слишком узнаваемым. За два десятилетия он снялся в двадцати двух сериях «Знатоков» и лишь в паре-тройке фильмов. Да и в тех картинах запомнилась, пожалуй, лишь одна небольшая роль Лужина («А зори здесь тихие»).

А в это время в театре Георгий Мартынюк играл самых разнообразных персонажей, нередко характерных и комедийных. За годы работы в театре он был занят в спектаклях: «Лулу» Ф. Ведекинда (Щиголих); «Метеор» Ф. Дюрренматта (Великий Мюггейм); «Если…» С. Алешина (Крылов); «За час до полуночи» (Эрих Гансен); «Гроссмейстерский балл» (Филипп); «Уйти, чтобы остаться» (Вадим); «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова (Первый); «Дон Жуан» Ж. -Б. Мольера (Пьеро); «Мать Иисуса» А. Володина (Римлянин); «Занавески» (Петр); «Отпуск по ранению» В. Кондратьева (Николай Егорович); «Москва - Петушки» В. Ерофеева (Веничка Ерофеев); «Солдатами не рождаются» К. Симонова (Захаров); «Золотая карета» Л. Леонова (Тимоха); «Варвары» М. Горького (Прибыткин); «Пучина» А. Н. Островского (Боровцев); «Леший» А. П. Чехова (Орловский); «Идиот» Ф. М. Достоевского (Епанчин); «Король, дама, валет» В. Набокова (Мен).

Правда и в театре порой приходилось нелегко, - театралы ведь тоже смотрят телевизор, и у них нередко формируется стереотипное восприятие. Георгий Мартынюк вспоминает, как они с Леонидом Каневским играли в спектакле «Обвинительное заключение». Их персонажами были два зека. Естественно, когда открывался занавес, и зрители видели на нарах знаменитых Знаменского и Томина, то сначала их брала оторопь, а затем начинался всеобщий хохот. Бывало, из-за этого спектакль не могли начать минут пятнадцать

90-е годы

Последняя серия «Знатоков» - «Мафия» - вышла на экраны в 1989 году. На этом кинокарьера Георгия Мартынюка надолго прервалась. Он вспоминает: «Время было абсолютно непонятное. И наша работа замерла. Кино не снимали, в театры тоже люди перестали ходить. Видимо, было не до этого. Часто на спектакле зрителей в зале было меньше, чем артистов на сцене. Отсюда и материальные проблемы. Как у всех в то время...»

В эти трудные годы единственным утешением для Георгия Мартынюка оставался театр. Да, зрителей было мало, но что поделать, даже для одного зрителя надо играть с полной отдачей. Бывало, что актер подрабатывал в рекламе. Там платили намного больше, чем за творчество на сцене. Гримасы смутного времени…

В 1996 году артист был награжден Орденом Дружбы.

Возвращение

Когда в конце 90-х Георгия Мартынюка пригласила в свою картину «Тайны дворцовых переворотов» режиссер Светлана Дружинина, это стало для него приятной неожиданностью. Тем более что и персонаж достался актеру совершенно для него необычный - архиепископ Феофан Прокопович. Он признается, что эту роль тогда сыграл с большим удовольствием.

А в 2000 году внезапно возникла идея воссоздания «Знатоков». Режиссером нового сериала выступил Владимир Хотиненко. На роли Знаменского и Томина пригласили все тех же Георгия Мартынюка и Леонида Каневского, а вот с Кибрит… Замечательная актриса Эльза Леждей к тому времени уже ушла из жизни. Решено было ввести в сериал нового следователя – Китаеву. Эту роль доверили Лидии Вележевой.

Новые серии «Знатоков» вышли, когда телеэкран был наводнен детективными сериалами. Тем не менее, поначалу зрители восприняли продолжение с восторгом. Видимо сказалась ностальгия. Сам Георгий Мартынюк вспоминает: «Это тот случай, когда войти в одну и ту же реку дважды было приятно. И волнительно!» В следующем году были сняты еще шесть фильмов, но они уже не вызвали большого интереса. Волна ностальгии прошла…

В 2003 году получил звание Народный артист Российской Федерации.

В 2009 году у Георгия Мартынюка взяли интервью, где он рассказал любопытные вещи:

— Георгий Яковлевич, вы рассказывали, что недавно вас пригласили на родину в Оренбург, и вокруг вас там был дикий ажиотаж…
— Я этого просто не ожидал. Когда мама жива была, я к ней все время приезжал. В отпуск с женой ездили, отдыхали, я там всех знал, у меня много друзей было. Как маму похоронил, перестал ездить.
Прошло ровно 20 лет. Вдруг мне позвонили из какого-то благотворительного общества, стали уговаривать приехать на четыре дня. Я спрашиваю: “А билеты на самолет?” А они мне: “Приедете в “Домодедово”, там у стойки вас будут ждать, не волнуйтесь”. Мы с женой прилетаем, в аэропорту нас встречает толпа корреспондентов, видеокамеры… Там в Оренбурге живет мой однокашник, с которым мы в школе учились. Сидели с ним за одной партой. Сейчас он большой человек, открыл первый в городе институт микрохирургии глаза. Вот там мы и жили, в палате.

— Вас это не смутило? Лучше бы номер “люкс” в гостинице предоставили.
— А это и была палата класса “люкс”. Ничего, нормально, все лучше, чем в казенном отеле. Потом нас в школу повезли, где я учился. И корреспонденты неотступно за нами следовали. А еще, представляете, пришла моя учительница по литературе. Сейчас ей под 90. Это было очень трогательно. Я плохо учился по физике, химии, но литература — это святое.

— Значит, в Москве от славы вы уже отвыкли?
— Москва — другое дело. Здесь мне тоже частенько звонят, на телевидение приглашают. Но там-то меня по улице водили, как слона. Я человек не тусовочный. Мелькать и чего-то говорить — не для меня.

— А сколько у вас фильмов?
— Я не считал. Не знаю, нужно ли засчитывать сюда все серии “Знатоков”. Их же 20 лет снимали, и каждый фильм — отдельная история. А так картин у меня не очень много. Есть даже такие, названий которых я уже не помню. Среди самых основных — “Тишина” Басова. Когда я там снялся, Басов мне сказал: “Теперь тебя будут в другие фильмы звать, но ты никуда не иди, только ко мне”. Потом он снял “Метель”, “Щит и меч”, и я там тоже сыграл. Мне просто повезло, что я к такому режиссеру замечательному попал.

— Ну а роль Пал Палыча Знаменского — это для вас проклятие или звездный час?
— Для меня это вообще не роль. Играть Знаменского мне было неинтересно — это же функция. Положительный следователь, умный, добрый. Идеал. Вот у Лени Каневского роль поинтереснее была, живее: он все-таки сыщик, переодевался, в банды внедрялся. Ну а мне, честно говоря, с годами этот Пал Палыч порядком поднадоел. Но, с другой стороны, это мне дало бешеную популярность, которую ни один другой фильм дать не мог. Двадцать лет страна приникала к экранам.

— Кроме того что вы могли нарушать Правила дорожного движения и вам это сходило с рук, какие еще плюсы были от такой бешеной популярности?
— Я мог помогать людям, квартиры выбивать. В горком, исполкомы мы ходили втроем: Лева Дуров, Каневский и я. Годы-то были тотального дефицита. Идешь в магазин, а там очередь за мясом, на прилавке какие-то кости лежат. Спускаюсь в подвал — сразу к мяснику, а он: “О-о, кто пришел…” Отрубает кусок мяса — и все в порядке. А я тогда же часто в Оренбург к маме ездил. Помню, мясник для нее аж 10 килограммов отрезал. Я упаковал этот кусок в чемодан и отвез маме. Это зимой было. А потом летом к ней приезжал, и она мне варила пельмени из этого же мяса. Ну и для себя квартиру выбить пришлось, и для мамы тоже. Она жила в плохоньком домике, без всяких удобств. Я пошел в исполком — маме тут же квартиру дали в новом доме. Она плакала, увидев горячую воду, ванну…

— В чем главное отличие Георгия Мартынюка от Знаменского?
— В том, что я не начальник. Я живой человек, и ничто человеческое мне не чуждо. А Пал Палыч — это памятник самому себе.

“Вскрыл конверт и обомлел — 10 тысяч долларов”

— Вот была ваша троица — вы, Каневский и Леждей. Но рядом снималась еще одна, знаменитая, — Вицин, Моргунов и Никулин. Теперь известно, что между ними были непростые отношения…
— У нас конфликтов не было никогда. Мы друг друга уважали, и творчески советовались, и по жизни. Не обижались ни на что. К Элочке очень хорошо относились. Сейчас же актер в наших сериалах тут же получает приглашение в другие, кругом мелькают одни и те же артисты. А тогда было по-другому. Нас в кино не брали, чтобы не разрушить светлый образ милиции.

— Но очень похожая история еще и у ментов из “Улицы разбитых фонарей”. Их тоже почти никуда не берут.
— Хотя это был лучший сериал, классика. Но тогда-то еще режиссеры снимали, а теперь непонятно кто.

— Вас можно назвать забытым артистом? Познав такую славу, не каждый же потом выдержит, когда это все улетучивается.
— У меня абсолютно нет этой ущербности. Может, потому что я — лежачий камень. Когда началась перестройка, мне же звонили, часто приглашали. Но я читал сценарий и тут же отказывался. А теперь уже и не звонят… Понимаете, я уже устал. Не физически, просто драйва нет, как сейчас говорят. В театре выхожу на сцену в месяц раз 5—6, и больше мне не надо. Энергии уже нет. Много в жизни всего было. И не хочется от чего-то зависеть. Хотя если интересную роль предложат, конечно, соглашусь.

— Ну а материально-то вы обеспечены?
— Зарплата у меня нормальная, не жалуюсь. Да я и не жаден до денег-то. На жизнь хватает. Мы иногда еще ездим со спектаклями в другие города, там хорошо получаем. Жена у меня тоже моего возраста, пенсионерка. Но она работает в Боткинской больнице зав. отделением, тоже очень хорошо получает.

— Простите, а дети у вас есть?
— У жены есть дочь, тоже врач, она со своей семьей живет в Бутове. У нас двое внуков, один большой, ему 21, а Вовке — 12. Все хорошо, и на никакую халтуру ради денег мне кидаться не надо… Помню, в 90-е, когда кино у нас пропало, меня пригласили сняться в рекламе. Я рекламировал лечебные очки с дырочками. И вот я снялся, мне дают конверт. Приехал домой, вскрыл конверт и обомлел: 10 тысяч долларов! И это тогда! А сейчас что-то в рекламу не зовут. Если бы сейчас предложили, да чтобы там было что-то пикантное, забавное, я бы согласился.

— А вы знаете про себя какие-нибудь слухи? Я вот слышал: все, Мартынюк кончился, спивается…
— Да нет, ничего такого про себя не слышал. Только когда операция была тяжелая, писали какую-то ерунду. В 2001 году я лежал в институте Герцена, мне часть легкого отрезали. Помню, даже собирал все то вранье...

“Моя любимая роль — пьяный слесарь”

— А Леонид Каневский для вас кто: партнер, друг, товарищ?
— В те годы, когда снимали “Знатоков”, мы были неразлучны. Мы же тогда в одном театре работали. Был еще Гриша Лямпе, замечательный артист, чудный. Я его обожал. И вот мы втроем ездили по стране, типа встречи со зрителями. В пик нашей популярности объездили всю страну и получали очень большие деньги. Иногда мы давали по три-четыре концерта в день. Это называлось халтуркой. Но на самом деле мы не халтурили, все честно делали.

— Слушайте, да таким образом тысячи можно было заработать. И куда вы их вкладывали?
— Да никуда не вкладывали — все уходили. То квартиру меняли, еще что-то.

— Вы не Плюшкин, не складываете ничего в кубышечку?
— Нет, но жена у меня практичная. Если какую-то крупную покупку сделать, мебель там, или ремонт осуществить, она все рассчитает. Она же у меня литовка. Так что в жизни мне грех жаловаться. Всему свое время. Раньше я был молод, все успевал. Сейчас сижу дома, вспоминаю, каким был, и удивляюсь, как же это меня на все хватало. Это же ужас! Я в театре играл много разных ролей, не зацикливался на каком-то амплуа. Самой любимой ролью у меня был пьяный слесарь. Я ее обожаю: там же можно импровизировать, дурака валять.

— У вас нет ревности к тому же Каневскому, который постоянно ведет передачу на НТВ, а сейчас в сериале его показывают?
— Программу он ведет хорошо. Ну а сериал у него такой же, как все, там один мордобой. Я его перестал смотреть, не люблю я этого. А себя я могу уважать за то, что никогда никуда не лез. Как жизнь складывалась, так я и жил. Может, это и неправильно.

— Вы помните последние съемки с Эльзой Леждей, игравшей в “Знатоках” Зиночку Кибрит?
— Она тогда болела. Последнюю серию специально написали так, чтобы она дома играла. После съемок меня встретила женщина, сказала: “Я соседка Эльзы, мы за ней ухаживаем”. А через некоторое время позвонили из Театра киноактера: “Эла скончалась”. Элиным последним желанием было, чтобы хоронили ее только родные, так что долгое время я даже не знал, где ее могила. А не так давно позвонили с телевидения и свозили нас с Леней на могилу Леждей.

— Когда в 2001 году Хотиненко снял новые серии “Знатоков” и вместо Леждей играла Вележева, как вы к этому отнеслись?
— Лида очень волновалась, нервничала. Конечно, ей было трудно. Я к ней подошел: “Да успокойся, ты, все будет хорошо”. И действительно, работа получилась достойной…

Но у меня есть несыгранная роль, о которой я жалею. Как-то мне позвонили со студии Горького: “Василий Макарович Шукшин хочет с вами познакомиться”. Приехал к Шукшину. Простецкий мужик, а в кабинете его бардак. Но уже через 10 минут он стал мне как родной. Василий Макарович сказал, что будет снимать фильм о Степане Разине и хочет предложить мне роль его брата. Я вышел от Шукшина окрыленный, боялся об этом кому-нибудь поведать, а то еще сглажу. Но через несколько дней Шукшин умер.

— Георгий Яковлевич, так вы действительно абсолютно счастливый человек?

— А на что мне жаловаться? Кроме своего здоровья — не на что. Но тут я сам виноват. А с женой мы живем хорошо. Недавно 20 лет отметили — кажется, это ситцевой свадьбой называется. Она у меня вторая, первая была актриса. У нас с ней неудачно получилось. А эта — врач в Боткинской, так что, если заболею, место мне там обеспечено. Сейчас у меня пенсия, инвалид II группы, играю немного в свое удовольствие. Люблю дома посидеть, посмотреть DVD, журнальчики полистать — и больше мне ничего не надо. Теперь я на отдыхе.

Еще забавный случай:

- У вас были какие-нибудь забавные случаи, связанные со Знаменским?
- Видите ли, у меня такое впечатление, что многие зрители до сих пор не знают моей настоящей фамилии. Для них я - Пал Палыч Знаменский. Вот был случай, ездил в Оренбург в отпуск к родителям. Неожиданно меня срочно вызвали в Москву на съемки. Билетов на самолет не было. Пришлось пойти к руководству. Меня узнали, замечательно приняли, угостили кофе. Потом вызвали кассира и сказали ей, чтобы выписала мне билет. Я отдал ей паспорт, а сам остался ждать. Через некоторо
е время мне вручили билет на имя... Пал Палыча Знаменского с номером моего паспорта. Так и улетел с этим билетом. Много лет на Петровку, 38 приходили письма следователю Знаменскому. Писали и в театр - тоже на имя моего телегероя. А вот другой случай. Позвонил как-то жене после спектакля, сказал, что еду домой. Она попросила купить у метро какой-нибудь зелени. Вышел из метро, стоят бабушки. Только они меня увидели, как с криком 'Знаменский идет!' побежали в подворотню. Смешно и грустно.

Заложник образа, который надоел самому артисту? Да, Мартынюк всенародную популярность приобрёл главным образом благодаря роли Пал Палыча Знаменского в телесериале «Следствие ведут ЗнаТоКи».
Вглядимся же в облик этого "правильного мента", бывшего долгие годы столь популярным в народе.

Герою дана фамилия Вадима Николаевича Знаменского (1931—2005), служившего в органах МВД и прокуратуры (последнее место службы — прокуратура города Калининграда/Королёва Московской области).
Павел Павлович Знаменский, Пал Палыч (в ходе сериала вырос в звании от майора до полковника юстиции) — следователь (впоследствии следователь по особо важным делам), квалифицированный аналитик, внимательный к деталям, а главное — отличный психолог и мастер допроса. В любом подозреваемом он видит прежде всего человека, и этим побеждает в нём преступника. Очень совестливый, мужественный и добрый человек, Знаменский обладает обострённым чувством справедливости. Иной раз (серия «Динозавр») даже способен нарушить букву закона, чтобы поступить по совести.

Показательной чертой образа Знаменского является его прямота и нелюбовь к применению жёстких методов психологического воздействия на подследственных. Так, в его беседе с Шахиней в деле № 1 («Чёрный маклер»), отказавшись от напрашивающихся уловок и следственных хитростей, Знаменский открывает карты. Он не раз озадачивает Томина и Кибрит своим нежеланием «добивать» загнанного в угол подозреваемого. Например, в деле № 3 («С поличным») он прерывает допрос огорошенного Силина («Нельзя бить в самое больное место!»), а в деле № 20 («Бумеранг») — прижатого к стенке Виктора Подкидина.

В сериале Знаменский не желает ненавидеть преступника, он ненавидит лишь преступление, и искренне расстраивается, когда чьи-то вопиющие действия вызывают у него чувство ненависти. Например, в деле № 11 («Любой ценой») после того, как вскрывается подлость против Тобольцева, говорит: «Ненавижу, когда приходится ненавидеть!» Открытую ярость к подследственному Знаменский позволяет себе только в деле № 2 «Ваше подлинное имя», когда в жалком бродяге распознает холодного, расчётливого и безжалостного врага. В тех ситуациях, когда подозрения направлены против самого Знаменского («Ответный удар», «Из жизни фруктов»), он подчёркнуто устраняется от собственной защиты, объясняя это тем, что верит в систему правосудия, а если перестанет верить, то не сможет работать.

Знаменский не женат, живёт с матерью (её играет Вера Васильева) — врачом-психиатром — и младшим братом Лёнькой. Отец Знаменского, учёный-палеоботаник, погиб, заразившись «редкой лихорадкой». Пал Палыч явно неравнодушен к Зинаиде Кибрит; в деле № 8 «Побег» выясняется, что у них когда-то намечались серьёзные отношения, но потом всё «перешло в хроническую форму»...

Всё проходит. Когда-то «Следствие ведут ЗнаТоКи» пользовались огромной популярностью, и даже вносили свой вклад в борьбу с преступностью - поскольку вся страна во время просмотра сериала устремлялась к телевизорам, то в это время резко снижалась уличная преступность. Так что свой вклад в "незримый бой" вносили и "знатоки"!

Источник: tverdyi-znak.livejournal.com

Канал Fishki.net в Telegram

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
5821
3
46
9
А что вы думаете об этом?
Показать 13 комментариев
Самые фишки на Фишках