Брестский музей сотовых телефонов (43 фото)
А какой мобильный телефон был у вас первым?
«Изначально мы не задумывали создание музея, — рассказал владелец мастерской Сергей, — а собирали старые телефоны, чтобы устроить знаменитый конкурс по метанию мобильников».
Мероприятие несколько раз переносилось, и в итоге образовалась немалая коллекция. Ее и можно теперь увидеть в музее. К слову, это единственный подобный музей в Беларуси — ближайший с географической точки зрения аналог находится в Питере. Сергей показал «самые-самые» экспонаты своей коллекции.
Самый древний — аппарат под названием Orbitel. Он был выпущен в 1989 году и оценивался в 3000 долларов. Его можно было носить в портфеле, возить в машине или ходить с ним по улице вместо борсетки. Весит так называемый «мобильник» около 2—3 кг. Клавиатура находится на трубке, а она соединяется с базой с помощью провода. На базе есть антенна, но большую ее часть занимает батарея, которой хватало примерно на один час. «Такими телефонами владели не только „новые русские“, — рассказали работники мастерской. — Некоторые самые богатые редакции снабжали своих журналистов-стрингеров такими Orbitel. Ходили слухи, что во время августовского путча в Москве в 1991 году в районе действий было всего две общедоступные розетки. Корреспонденты подбегали к ним раз в час и за право первым подзарядиться тоже чуть ли не устраивали свои локальные перевороты».
Потом пришла эра «лопат»: телефоны стали меньшего размера, батареи помещались в трубке. «В начале девяностых не было сотовой связи на территории нашей страны, — вспоминает Сергей. — Ну почти не было. Брест — город приграничный. 20 лет назад некоторые успешные бизнесмены, класс которых начинал стремительно развиваться, покупали сотовые, чтобы звонить из западной части города. В Крепости и в целом около границы эти устройства „ловили“ польскую сеть. Чтобы позвонить своим деловым партнерам, люди ездили в другую часть Бреста».
Коллекцию старых аппаратов дополняли и образцы, которые попадались перегонщикам автомобилей: сотовые входили в комплектацию некоторых моделей. Например, не так уж часто можно встретить мобильный телефон с логотипом Audi — «кольцами». В Беларуси в те времена их никак нельзя было использовать. Люди приходили в сервис и, услышав горькую правду о бесполезности европейских технологий, оставляли.
Самый «пацанский» — Nokia 8910i. Компания изначально позиционировала модель как имиджевый телефон. Он стал весьма знаменит благодаря фильму про Джеймса Бонда — у агента 007 была модель в черно-белом варианте. Два-три классических черных 8910i входили в вооружение Фрэнка, главного героя серии картин «Перевозчик». Телефон эффектно открывался нажатием большого и указательного пальцев на кнопки по бокам — съемная часть корпуса сдвигалась вниз. «Эта „фишка“ в свое время очень нравилась мужчинам, желавшим произвести впечатление, — предполагает Сергей. — Для лет, когда он был популярен, этот Nokia стоил довольно много — около 600 долларов. К слову, его до сих пор покупают, правда, цена снизилась в среднем до 100 долларов».
Самый маленький — Panasonic GD 55. Японская компания нередко выпускала уникальные модели. Одной из идей было создать самую маленькую «мобилку» как противоположность «лопатам» начала 90-х. На стендах брестского музея она находится чуть ли не на центральном месте экспозиции — видимо, чтобы зрители не упустили из виду. «„Мобилка“ оснащалась прочным кольцом для шнура, — рассказали в сервисе. — Изначально японцы рассчитывали, что GD 55 будут носить вместо кулона, на шее. Насколько мне известно, когда-то этот телефон попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький, но позже его сместили другие „микроскопические“ сотовые. У нас также есть и конкурент этого Panasonic — „раскладушка“ Maxon MX 7920. Такой фирмы уже не существует, а их мини-телефон, который представлен в нашем музее, до сих пор работает. Функционирует он не на все 100, но включается, как и многие наши экспонаты».
Самый женский. На рассвете распространенности сотовых некоторые компании решили выпустить модели, предназначенные исключительно для прекрасной половины человечества. Одним из первых в этом сегменте стал Samsung A400 — «раскладушка» с розочкой на корпусе. Самым популярным цветом этой модели был красный. «Правда, женщины не могли долго пользоваться этим мобильником, — обращает внимание Алексей. — И отнюдь не из-за переменчивых вкусов. Компания Samsung в те годы использовала какой-то странный пластик в своих телефонах, он „линял“ и оставлял пятна на руках или одежде. Женщинам предложили замену — Panasonic G70, или, как его называли в народе, „пудреницу“».
Самый бюджетный — Siemens CX75. «Этот телефон, можно сказать, стал родоначальником бума мобильников в нашей стране, — считает Алексей, один из мастеров брестской фирмы. — Он уже поддерживал выход в интернет, MP3, флеш-карту. Они появились на нашем рынке, и были дни, когда в ремонт приносили только эту модель. Настолько популярный и относительно недорогой телефон. До CX75 одним из самых распространенных бюджетных мобильников можно было назвать Nokia 6310i — знаменитый „открыватель пива“. Но брали его не только из-за крепкого корпуса. В 6310i была встроена функция блокирования подключения к разговору третьих лиц. Если кто-то пытался прослушать беседу, загорался значок „замок“ и связь автоматически обрывалась».
По мнению Алексея, есть еще несколько занятных номинаций. Например, награда за самый «студенческий» телефон по праву достается Nokia N-Gage. Лучшего аппарата для игр во время скучных лекций в «досмартфоновую» эру было не найти.
А самыми «смартфонообразными» были Nokia 7610, первые BlackBerry, представители линейки Symbian.
Самыми музыкальными можно назвать сразу несколько моделей: Nokia 7380 (который больше походил на плеер, чем на телефон, и имел трекбол вместо клавиатуры), внешне подобный ему (только слайдер с клавиатурой) Samsung X830 и, конечно, Siemens SL45 — первый телефон со слотом для карт памяти, куда можно было закачивать музыку.
Ну и, пожалуй, главная номинация — самый первый. Правда, победителя в ней каждый определяет сам.
Музею всего несколько недель, а он уже успел стать брестской достопримечательностью. «Пока все экспонаты помещаются в одной небольшой комнате, — говорит владелец мастерской Сергей. — Но коллекция ширится с каждым сломанным аппаратом, оставленным у нас. Будем стремиться к японскому конкуренту — там каждая модель каждого производителя находится на отдельном стенде, под стеклом. У них подобный музей стал объектом искусства и одновременно исторической науки. Впрочем, и к нашей коллекции в брестском университете отнеслись по-научному. На днях преподаватели истфака предложили студентам написать дипломную работу об истории мобильных телефонов, основываясь на наших экспонатах».