Дом-музей Сергея Есенина в Баку (16 фото)
«Не могу долго жить без Баку и бакинцев, - признавался Есенин друзьям. – Опять приехал к вам». Последнее и самое продолжительное пребывание поэта на гостеприимной азербайджанской земле пришлось на конец июля – начало сентября 1925 года.
Вместе с женой Софьей Андреевной Толстой Есенин поселился в Мардакяне на служебной даче своего друга Петра Ивановича Чагина, второго секретаря ЦК и главного редактора газеты «Бакинский рабочий». Бывшая летняя резиденция нефтяного миллионера Муртузы Мухтарова с ее оригинальной системой сообщающихся колодцев и бассейнов, уникальными архитектурными сооружениями, экзотическими растениями и животными казалась настоящим райским уголком среди безводной солончаковой степи Апшерона. Здесь поэт ненадолго обрел покой и умиротворение. «Вот и попал благодаря тебе, "в обитель дальную трудов и чистых нег"» - говорил он жене, цитируя Пушкина.
По поручению С.М. Кирова, в то время руководителя Азербайджана, Чагин создал для Есенина «иллюзию Персии» – страны-сказки, ласкового и шафранного края. В саму Персию попасть поэту так и не довелось. Усилия друга оказались не напрасными – в Мардакяне Есенин завершил свой знаменитый цикл «Персидские мотивы», написав стихотворения «Быть поэтом – это значит то же…», «Глупое сердце – не бейся…», «Руки милой – пара лебедей…», «Отчего луна так светит тускло…».
Сегодня на месте бывшей дачи Муртузы Мухтарова находится Мардакянский дендрарий Национальной Академии наук Азербайджана. А на территории дендрария в небольшом трехкомнатном павильоне располагается дом-музей Сергея Есенина.