ДРАНГ НАХ ОСТЕН (Drang nach Osten) oт Средневековья до наших дней (9 фото)
Концепция «Дранг нах остен» (поход на Восток, или натиск на Восток) у нас привычно ассоциируется с гитлеровской Германией. Но были у нее куда более ранние авторы и последователи. Тевтонский или Германский орден — это средневековое государство, разместившееся на славянских землях и избравшее в качестве главного направления своей деятельности порабощение и окатоличивание славян.
Немецкая история не знала другого подобного братства, которое подчинялось бы столь суровым законам, образуя прочную структуру. Рыцари ордена следуя своим обетам сохраняли верность единственной идее — основания и созидания государства.
Национальный орден
В отличие от интернациональных по своей сути орденов иоаннитов и Рыцарей Храма, Тевтонский орден был национальным. В него принимали только немецкоговорящих людей (хотя в уставе ордена такое правило записано не было). Свое происхождение Тевтонский орден ведет от немецкого госпитального братства, основанного еще в 1118 г. в Иерусалиме. Братство, подчинявшееся иоаннитам, прекратило свое существование в 1187 г. в связи с потерей крестоносцами Иерусалима. Однако его члены вместе с германскими крестоносцами около 1190 г. при осаде Акры создали госпиталь для раненых немцев. В 1191 г. это госпитальное братство было официально утверждено папой Климентом III, а в 1198 г. папа Иннокентий III придал ему статус ордена с названием «Орден госпиталя пресвятой девы Марии немецкого дома в Иерусалиме» (употреблявшееся название Тевтонский орден восходит к древнегерманскому племени тевтонов, еще во II в. до н.э. вторгшемуся в пределы Римской империи)
Формой одежды рыцарей ордена были белые плащи с нашитым с левой стороны узким черным крестом. В Тевтонском ордене, как и в других рыцарских орденах, существовало деление на разряды, высшим из которых были братья-рыцари. Они происходили из феодальных родов и должны были документально подтверждать свое благородное происхождение. Только они избирали главу Тевтонского ордена — великого магистра, правившего пожизненно, которому члены ордена обязаны были повиноваться беспрекословно. Раз в год братья-рыцари собирались на генеральный капитул, где решались важнейшие вопросы жизни ордена, в частности, избирались и смещались дигнитарии.
Совет дигнитариев (своего рода правительство) при великом магистре состоял из пяти должностных лиц: великого комтура (заместителя великого магистра и заведующего хозяйственными делами), великого маршала (занимался военными делами), великого госпитальера (медицина, санитария, раздача милостыни), великого одежничего (экипировка), великого казначея (финансы ордена).
У Тевтонского ордена было множество подданых: крестьяне, обрабатывавшие земли ордена, кнехты, трудившиеся в монастырских хозяйствах.
Сразу же после своего возникновения, Тевтонский орден оказался под протекторатом германских королей, которые даровали ордену ряд привилегий и владений.
На первых порах Тевтонский орден был малочисленным и не играл серьезной роли ни в военных, ни в политических, делах. Перелом наступил при четвертом великом магистре Тевтонского ордена Германе фон Зальца. За короткий срок он сумел добиться от римских пап тех привилегий, которые уже имели тамплиеры и иоанниты. Тевтонский орден имел земли не только в Германии, но и в Италии, во Франции, на Пиренеях, в Греции, в Палестине.
Перемена вектора
Прекрасно понимая, что господство крестоносцев в Палестине недолговечно, Герман фон Зальца принялся за создание орденского государства в Европе, что давало ему возможность играть существенную роль в политических событиях. При германских королях Генрихе VI и Фридрихе II Барбароссе, который учреждал монастыри ордена в местах, отдаленных от Германии, германское влияние распространилось на Италию. Особенно оно было сильно в Сицилии, где первая больница под патронатом была учреждена Генрихом VI в 1197 г. В том же году император и императрица удовлетворили просьбу рыцарей предоставить им во владение церковь Santa Trinita в Палермо.
В Восточной Европе Тевтонские рыцари первоначально утвердились в 1211 г. после того, как король Венгрии Андрей пригласил рыцарей разместиться на границе Трансильвании. Воинственные гунны (печенеги), были постоянной угрозой для венгров, и они надеялись, что рыцари обеспечат поддержку. Первоначально король Андрей предоставил им значительную автономию в своих землях и свободу для христианской миссионерской деятельности. Но затем он же счел чрезмерными запросы рыцарей, и в 1225 г. потребовал от ордена покинуть его земли.
В 1217 г. римский папа Хонориус III, вняв настоятельным просьбам тевтонцев, объявил крестовый поход против прусских язычников. Плацдарм рыцарям для борьбы с ними предоставил польский князь Конрад из Мазовии. Он обещал магистру во владение города Кульм и Добрин, который великий магистр фон Зальцза, принял с условием, что рыцари также смогут сохранить за собой любые территории пруссов, захваченные Орденом.
В 1226 г. император священной Римской империи предоставил великим магистрам ордена королевский ранг, что обеспечивало рыцарям суверенитет над любыми землями, которые они захватывали.
Направление нового натиска крестоносцев было вызвано отнюдь не какой-либо опасностью последних европейских язычников — славян-пруссов и западных литовцев-жмудинов, а вполне прагматичными геополитическими устремлениями. Дело в том, что германцы с незапамятных времен вели захватнические войны на востоке, образовав большую часть своих княжеств и королевств на бывших славянских землях. Недаром один из современных исследователей метко подметил, что Германия нечто иное, как огромное славянское кладбище. Так что религиозный мотив «натиска на восток» был отнюдь не доминирующим.
олее того, нельзя сказать, чтобы крестоносцы сильно усердствовали в деле обращения язычников. Что вполне понятно: порабощение язычников рыцарями считалось совершенно приемлемым, так как нехристиане не рассматривались как люди, имеющие права. Эти рабы использовались в качестве рабочей силы, и часто вместо денег или земли с немецкими крестьянами рассчитывались пленными. Захватывая литовцев и пруссов, немецкие рыцари получали необходимых им рабов. В то же время, если будущие рабы приняли бы христианств, возможность пополнения бесплатной рабочей силы утрачивалась, и Ордену нечем было бы рассчитываться с солдатами за их службу и крестьянами за их поставки продуктов. Да и вообще основания нахождения крестоносцев в этих местах становились бы более чем сомнительными. Прекрасно это понимая, рыцари не спешили с крещением язычников.
Первоначально число рыцарей Тевтонского ордена было невелико. По некоторым данным, в 1239 г. их было всего 600 человек. Но им на помощь пришел ряд германских государств, пославших в Пруссию своих рыцарей или нанявших на свои средства отряды ландскнехтов для Тевтонского ордена. В частности, ганзейский город Любек снабжал всем необходимым крепость Эльбинг. А маркграф Генрих Мейсенский подарил ордену два военных корабля "Пилигрим" и "Фриделанд". Он же вместе с маркграфом Бранденбургским, ландграфом Тюрингским, герцогом Брауншвейгским, епископом Мерзебургским и другими германскими феодалами участвовал в походах ордена, возглавляя собственные военные отряды.
Первые завоевания
Вначале были покорены прусские племена, жившие по течению Вислы: полизанцы, погезанцы и эрмландцы. В 1236 г. у озера Сиргун (Сорга) произошло первое крупное полевое сражение, в котором было разбито ополчение прусских племен. Постепенно Пруссия покрывалась сетью тевтонских крепостей. Пруссы были обращены в податное сословие.
В 1242 г. пруссы подняли восстание против завоевателей, которое продолжалось одиннадцать лет, но так и осталось безуспешным: восставшим не удалось овладеть тевтонскими крепостями, так как они не располагали никакой осадной техникой. Однажды удача все же улыбнулась пруссам: в сражении при Крюкене 23 ноября 1249 г. были убиты 54 рыцаря ордена. Однако на помощь тевтонцам пришли отряды из Западной Европы. В конце концов, с вождями большинства восставших племен удалось достичь мирного соглашения, говоря проще, их купили.
Постепенно верхушка пруссов, приняв христианство, слилась с рыцарями ордена. В 1254 г., сразу после подавления восстания, войско Тевтонского ордена, подкрепленное большим отрядом рыцарей чешского короля Оттокара, вторглось в Восточную Пруссию и основало в устье реки Прегель город Кенигсберг. Несколько ранее у устья Немана был основан Мемель. Этот порт обеспечивал связь с владениями Ордена меченосцев — будущего Ливонского ордена.
Новое восстание пруссов вспыхнуло после 1260 г. При этом погибли 156 рыцарей во главе с великим магистром Бурхардом фон Горнгаузеном и маршалом ордена Генрихом фон Ботелем. Восстание охватило области Земландия, Натанген, Эрмландия, Погезания и Бартен, тогда как прусское население Померании было уже настолько обескровлено, что восставать там уже было некому. Восставшие сражались яростно и не раз одерживали победы над рыцарями в открытом бою. Так, в битве при Лебау 13 июля 1263 г. погибли вице-магистр Тевтонского ордена фон Гельмерих и 40 рыцарей, а также множество пехотинцев-кнехтов.
Тевтонский орден не сумел удержать те крепости, которые находились во внутренних областях страны, далеко от побережья и судоходных рек. Но портовые крепости Мемель, Кенигсберг, Балга, Эльбинг, Торн и Кульм остались в руках рыцарей. Особенно тяжелую осаду выдержали Бадга и Кенигсберг. Помощь ордену со стороны Польши также воспрепятствовала повстанцам освободить всю территорию страны. Пруссы навели мост на реке Прегеле, чтобы отрезать Кенигсберг от моря, однако рыцарям удалось разрушить его и восстановить морское снабжение крепости. 22 января 1262 г. на помощь осажденным в Кенигсберге тевтонцам прибыли из Германии на судах отряды графов Юлиха и Берга, но пруссы их разбили и вынудили убраться восвояси.
Только три года спустя с прибытием крупных контингентов рыцарских войск во главе с герцогом Брауншвейгским и ландграфом Тюрингским осада с Кенигсберга была снята, и Тевтонский орден перешел в наступление. Подавление восстания фактически превратилось в войну европейского рыцарства, прежде всего из Германии, Чехии, а также Польши против "прусских язычников". Естественно, прусские племена, опиравшиеся лишь на поддержку Литвы, устоять против натиска войск со всей Европы не имели никакой возможности. Однако пруссы использовали тактику партизанской воины, старались совершать внезапные набеги или осаждали неприятельские крепости. С главными силами рыцарского войска прусское ополчение, конное и пешее, в схватку в открытом поле вступало редко. В боях этой воины обычно с каждой стороны было по несколько десятков, реже — по несколько сот воинов.
В конце концов два предводителя пруссов, Генрих Монте-Натангенский и Глаппе Эрмландский, были захвачены в плен и казнены. Диван Бартский погиб при осаде пруссами крепости Шензее. Еще один прусский военачальник, вождь племени зудавов (судинов) Скуманд ушел со своими людьми в Литву. Позднее он вернулся, принял христианство и признал власть Тевтонского ордена.
Примеру Скуманда последовали и другие прусские вожди. Последние из них присягнули на верность ордену в 1283 г. Этот год и считается временем окончательного покорения Пруссии Тевтонским орденом.
Очень скоро потомки пруссов, принявшие католичество, утратили свою национальную самобытность, германизировались. После ликвидации Тевтонского ордена в XVI в. потомки пруссов и тевтонцев, а также расселившихся в Пруссии выходцев из других германских земель образовали новую прусскую народность, говорившую уже на немецком языке.
Дальше на Восток
В 1237 г. произошло слияние Тевтонского ордена с Орденом меченосцев (или рыцарями Христа, как они иногда назывались). Это военное братство было основано в Ливонии в 1202 г. рижским епископом Альбертом фон Аппельдерном. Его официальное название — Братья Христова рыцарства. Орден меченосцев руководствовался законами Ордена Тамплиеров. Рыцари чаще всего происходили из семей мелких феодалов (больше всего было их из Саксонии). Их форма — белый плащ с красными крестом и мечом. Меченосцы первоначально были подчинены архиепископу Риги, но с объединением Ливонии и Эстонии, которыми они управляли как суверенными государствами, они стали достаточно независимы. Тяжелое поражение, которое они понесли в битве под Сауле 22 сентября 1236 г., когда потеряли приблизительно треть своих рыцарей, включая магистра, поставило их в неуверенное положение.
Остатки меченосцев присоединились к Тевтонскому ордену, и его отделение в Ливонии было названо Ливонским орденом. Официальное название — Орден святой Марии немецкого дома в Ливонии (Ordo domus sanctae Mariae Teutonicorum in Livonia).
Слияние орденов определило и направление дальнейшей агрессии крестоносцев — русские земли. На этот раз миссионерский аспект войны был несостоятелен, поскольку она велась против христиан.
Хотя русские и были обескровлены недавним нашествием Батыя, они все же смогли оказать агрессорам серьезное сопротивление. В 1237 г. князь Даниил Романович Галицкий разбил войска ордена. Но уже через три года — в 1240 г., тевтонские рыцари вторглись в земли Пскова и Новгорода, захватили Псков, Изборск, Лугу. Но спустя год Святой благоверный князь Александр Невский изгнал тевтонских рыцарей с завоеванных земель, освободил Псков и другие города.
Окончательно продвижение в северозападные русские земли было остановлено разгромом рыцарей в 1242 г. на Чудском озере. Русские заключили мир с орденом на условиях его отказа от притязаний на их земли.
Позднее тевтонцы неоднократно вторгались на территорию Польши и Великого княжества Литовского. В начале XIV в. успешно отражал нашествия Тевтонского ордена гродненский воевода Давид, совершивший и ряд походов в глубь государства тевтонов.
Упадок
В конфликтах германских королей с папами Тевтонский орден выступал на стороне королей. Руководство ордена отказалось выполнить папское распоряжение снова влиться в орден иоаннитов. В 1241 г. в Палестине дело даже дошло до войны Тевтонского ордена с тамплиерами, выступившими на стороне папы. Эти события вызвали кризис в Тевтонском ордена — часть его членов симпатизировала не королям, а папам. В 1244 г. перешел к тамплиерам великий магистр Тевтонского ордена Герард фон Мальберг, в 1256 г. отрекся от власти великий магистр Вильгельм фон Уренбах.
Однако внутренние неурядицы не остановили экспансию Тевтонского ордена в Восточной Европе. Пика своего могущества государство Тевтонского ордена в Восточной Прибалтике достигло в XIV в., а во второй половине XV в. оно вынуждено было признать себя вассалом польского короля.
Решающее поражение Тевтонский орден потерпел от объединенного войска Польши и Великого княжества Литовского в 1410 г. при Грюнвальде. В 1525 г. феодально-монашеское государство было секуляризовано (секуляризация — обращение церковной собственности в светскую) и великий магистр ордена Альбрехт Гогенцоллерн стал светским правителем — герцогом Пруссии.
После вхождения Прибалтики в состав Российской Империи, потомки рыцарей вассалов Тевтонского ордена — остзейские дворяне стали подданными русского царя, и даже составили заметную часть государственной элиты.
Возвращение Зигфрида
Любопытно, что попытка воссоздания некоего подобия ордена-государства (лишенного, правда религиозного наполнения) была предпринята в годы Гражданской войны. Тогда при участии Германского генштаба из немецких военнослужащих-добровольцев (которым были обещаны земельные участки), остзейских немцев и русских военнопленных был сформирована Западная добровольческая армия под командованием полковника Бермондта. Однако это соединение было разбито латвийскими войсками при поддержке англичан и вытеснено в Литву, а затем и в Восточную Пруссию, где его бойцы были интернированы.
Не менее любопытно, что в 1908 г. был создан «Германенорден» (Германский орден) — парамасонская организация, которая, в отличие от своего тезки исповедовала неоязычество и антихристианство. Именно в этой организации, великим магистром которой стал в 1932 г. Адольф Гитлер, были разработаны основы национал-социалистической идеологии. «Стоит ли приводить исторические примеры, если они не могут быть примерами для подражания? Между тем, таким примером для подражания, символом вечного смысла является для нас сегодня создание Немецкого ордена и орденского государства в Пруссии», — гласит предисловие к монографии о Тевтонском ордене, изданной в годы нацистского режима.
Собственно говоря, память о Тевтонском ордене в Германии некогда не придавалась забвению. Орденская эмблема, известная, как «Железный крест» является одним из главных германских символов, и по сей день украшает военную технику бундесвера. Идея германского ордена и «Дранг нах остен» тоже живехонька.
Казалось, что 1945 год поставил точку в жизни германского милитаризма, и Тевтонский орден навсегда станет лишь достоянием истории. Но, увы, - истлевшим костям тевтонских магистров и комтуров, похоже, не лежится в гробницах. Их так и тянет в мир живых. Не так давно в отечественных СМИ появилось сообщение о том, что на фасаде Фридландских ворот Калининграда восстановлена скульптурное изображение магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фейхтвангена. Примечательно, что деньги на создание скульптуры выделил Фонд технического содействия Министерство культуры Германии - около 20 тыс. евро. С чего это, спрашивается? Что за дело немцам до памятников на территории чужого государства? Согласно другому не менее любопытному сообщению, реанимированный "Суверенный Военный и Госпитальный Орден Св. Марии Иерусалимской (Тевтонский), который в настоящее время является международной организацией, независимой от светских и духовных властей, а так же имеет резиденцию в Риме, начало реализацию проекта "Великий янтарный путь" в преддверии 750-летия Калининграда" (в 2005 г), - сообщал Международный пресс- центр оргкомитета юбилея. По словам его представителей, идея проекта связана с историческим прошлым Тевтонского Ордена, который в свое время основал Кенигсберг, а в последствии жестко контролировал добычу и доставку янтаря по всей Европе. Маршруты "янтарных" караванов проходили по территории нынешних европейских государств, где к минералу было особое отношение, а сам он становился материалом для высокого прикладного искусства, ставшего заметной страницей в культуре прошлого, заявил собеседник агентства. По его словам, нынешний магистрат Ордена предложил в ходе проекта "Великий янтарный путь" предоставить жителям Калининградской области дополнительную возможность путешествовать по европейским странам и знакомиться с их историей и культурой. Особое внимание отводится молодежным обменам, учебе калининградцев в Италии, изучению иностранных языков. Проект предусматривает «поездки одаренных россиян за рубеж для представления всего лучшего, что есть сегодня в Калининграде. Используя свои возможности, Орден уже сегодня пытается решить для участников проекта вопрос получения шенгенских виз".
Представительство Ордена в Калининграде планирует знакомить горожан со странами "Великого янтарного пути", организуя тематические выставки. Первой страной, о которой в ближайшее время расскажет экспозиция, станет Словакия. Решение о присутствии Ордена в Калининграде было принято Великим Магистром Ордена принцем Паоло Франческо Барбачча, который является потомком императора Фридриха II Швабского (при нем Орден достиг своего расцвета) по мужской линии. Тогда же в Калининграде начал работать полномочный посол Тевтонского ордена Кавалер Большого Рыцарского Креста Олег Васечко. Приоритетными задачами деятельности Ордена являются "сохранение рыцарских идеалов правосудия и чести, а также борьба за самые высшие благородные филантропические ценности". В резиденциях Ордена во всем мире проживает более тысячи Кавалеров, разделяющих идеологию и постулаты Братства. "Главной задачей, которую преследует Тевтонский орден в Калининграде, является организация гуманитарного проекта "Великий янтарный путь". Надо сказать что этот «гуманитарный проект» здорово напоминает первые шаги по организации так называемой «гуманитарной интервенции», а именно нацелен на создание в Калининградской области широкой сети агентов влияния среди «одаренных россиян». Чьей задачей, видимо станет формирование условий для отторжения «янтарного края» от России.
Как показывает практика, структуры, подобные «суверенному ордену» тесно связаны со спецслужбами и служат эффективным прикрытием для реализации различных «гуманитарных проектов». Кстати это и объясняет наличие значительных денежных средств у таких, казалось бы, бутафорских организаций. Кроме того, хотя Германия не спешит высказывать свои претензии на земли бывшей Восточной Пруссии, ее геополитические интересы к этим землям не вызывают сегодня сомнений. Пока что идет мирное, экономическое освоение «янтарного края». Также не стоит недооценивать значение символов. «Разочарованному человеку всегда кажется, что именно он живет в последние времена. Прошлое видится в золотистых тонах. Отсюда мистерия возврата. В мифологии практически каждого народа есть легенда о возвращении духовного водителя или героя. Спящих до времени короля Артура, Меровингов, Фридриха Великого», - пишет современный отечественный исследователь Юрий Воробьевский. «Невидимый и непреступный центр, владыка, который должен очнуться ото сна, герой, который за все отомстит и все поставит на свои места, - вовсе не химеры мертвого прошлого, более или менее романтичного, а реальность для тех, кто сегодня только имеет законное право называться живым». – Таково мнение Юлиуса Эволы – итальянского консервативного философа .