Актёр и человек - Георгий Жжёнов (12 фото + 1 видео)
Жжёнов Георгий Степанович
Георгий Жжёнов родился 22 марта 1915 года в Петроградe на Васильевском острове.
Свою биографию Георгий Жжёнов ясно помнил с 4 лет, в это время он вернулся из деревни, куда был отвезен с братом Борисом из-за революции. Весной 1930 года Георгий окончил 7-й класс 204-й Ленинградской трудовой школы с физико-математическим уклоном, и для того, чтобы продолжить обучение в 8-м классе, ему было необходимо сдать экзамены. Однако юный Георгий увлекся цирком, кино и театром, и в 1930 году, одолжив документы у старшего брата Бориса, он поступил на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума под именем Бориса Жженова. В 1932 году, оставив цирковую карьеру, Георгий стал студентом отделения киноактера Ленинградского театрального училища. Еще до окончания училища в 1935 году Жженов успел сняться в фильмах «Наследный принц Республики», «Золотые огни», «Комсомольск» и «Чапаев».
После убийства в Ленинграде Сергея Кирова в декабре 1936 года по ложному обвинению был арестован старший брат Георгия Борис Жжёнов. Арест произошел после того, как Борис обратился к комсоргу своего курса с просьбой разрешить ему не идти на похороны Кирова. Показав на свои разбитые ботинки, он сказал: «Если я пойду в Таврический дворец, обязательно обморожу ноги. Какой смысл? Кирову это не поможет». Комсорг факультета доложил в органы НКВД о неблаговидном поступке студента Жжёнова, после чего Борис был исключен из университета и лишен прописки в Ленинграде. Его осудили на 7 лет за «антисоветскую деятельность», а через шесть лет он умер в Воркуте от дистрофии, надорвавшись в угольной шахте.
После осуждения Бориса семья Жжёновых была выслана в Казахстан. Георгий, который к этому времени был уже достаточно известным артистом, уезжать в Казахстан отказался. Его предупредили: «Не поедешь — посадим». В 1938 году во время съемок фильма «Комсомольск» вместе с Николаем Крючковым, Петром Алейниковым и другими актерами, Георгий Жжёнов выехал на поезде в Комсомольск-на-Амуре. Во время поездки он познакомился с американцем, ехавшим во Владивосток для встречи деловой делегации, и зашедшим в купе артистов с вопросом про маршрут движения поезда. Это знакомство стало для Георгия Степановича роковым, так как вскоре оно было использовано в качестве предлога для обвинения Георгия Жжёнова в шпионской деятельности.
В ночь с 4 на 5 июля 1938 года по обвинению в шпионаже он был арестован органами НКВД СССР, где его обвинили в установлении преступной шпионской связи с американцем, который завербовал его как человека, мстящего за судьбу брата. Жжёнов рассказывал: «Очень страшно, когда с понятий Справедливость и Человечность впервые вдруг сорвали все красивые одежды… Мне было только 22 года. Я боялся не физических увечий, нет — может быть, я и вытерпел бы их, — я боялся сумасшествия. Знать бы, во имя чего ты принимаешь муки, — было бы легче!». Все попытки хоть как-то сопротивляться издевательствам следствия, когда молодому человеку со смехом всовывали в руку карандаш и приказывали подписать признания, окончились пятилетним приговором и этапом на Колыму.
До 1943 года Георгий Степанович находился на золотых приисках Дальстроя. Вскоре ему продлили срок заключения еще на 21 месяц. В это время судьба свела Георгия Жжёнова с артистом и режиссером Константином Александровичем Никаноровым. 26 марта 1945 года за хорошее поведение и добросовестную работу Жжёнов был досрочно освобожден из лагеря, и до декабря 1946 года работал в Магаданском заполярном драматическом театре.
Весной 1947 года Жжёнов вернулся в Москву за назначением на работу. По ходатайству режиссера Сергея Герасимова он был отправлен на работу в Свердловскую киностудию художественных фильмов, где начал сниматься в фильме «Алитет уходит в горы». В 1948 студия закрылась, а производство фильма было переведено в Москву, где Жжёнову было запрещено находиться, и он на актерской бирже в Москве устроился на работу в драматический театр в Павловске-на-Оке. 2 июня 1949 года он был снова арестован, после чего провел полгода в тюрьме в Горьком, и был направлен в ссылку в Норильск, где проработал в драматическом театре до 1953 года.
В 1955 году Георгий Жжёнов был реабилитирован военным трибуналом Ленинградского военного округа, вернулся в Ленинград и в 38 лет начал свою профессиональную жизнь актера с нуля. Он устроился работать актером в Ленинградском областном драматическом театре и в Театр имени Ленсовета. Вскоре он снова стал киноактёром «Ленфильма», и стал работать в кино, но его актерская судьба складывалась достаточно тяжело. Долгое время он снимался в ролях второго плана, и в фильмах, не имевших большого зрительского успеха. Наиболее заметными работами актера тех лет стали роли в картинах «Исправленному верить» и «Ночной гость».
В 1961 году на экраны СССР вышел фильм режиссера Павла Клушанцева «Планета бурь», и сразу стал настоящим хитом. Появление картины совпало с полётом Гагарина и повальной увлечённостью космонавтикой. Для Георгия Жжёнова работа над ролью в «Планете бурь» стала одной из первых заметных ролей в кино после возвращения из лагерей.
Первая известность к Георгию Жжёнову пришла после небольшой роли в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», в которой он в 1966 году сыграл автоинспектора. Актер настолько точно попал в образ, что его персонаж сразу запомнился зрителям.
Еще одной яркой и запоминающейся работой стала главная роль в дилогии «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна».
В 1968 году Георгий Степанович переехал в Москву и стал работать в театре имени Моссовета. За долгие годы на сцене этого театра им было сыграно более ста ролей. В том же 1968 году в кино наступил звездный час Жжёнова после выхода на экраны приключенческого фильма Вениамина Дормана «Ошибка резидента». Жжёнов сыграл в этой картине сына русского эмигранта графа Тульева, опытного разведчика по кличке Надежда, направленного в Россию на выполнение очень сложного и рискованного задания. Фильм имел такой большой успех, что решено было поставить его продолжение, и в 1970 году вышел второй фильм «Судьба резидента». Через двенадцать лет Вениамин Дорман вновь вернулся к полюбившимся зрителям героям, и в 1982 году вышел третий фильм «Возвращение резидента», а в 1986 году вышел четвертый фильм тетралогии «Конец операции «Резидент». Так в течение 20 лет зрители с неослабевающим интересом наблюдали за сложными поворотами жизни героя Жжёнова.
За годы творческой деятельности Георгием Жжёновым было сыграно около 70 ролей в кино, фильмы с его участием пользовались всенародной любовью, и стали классикой отечественного кино. Особенно удавались Жжёнову сильные волевые характеры. В телефильме «Вся королевская рать» Георгий Жжёнов сыграл Вилли Старка. Эту роль должен был сыграть актер Павел Луспекаев, известность которому принесла картина «Белое солнце пустыни». Съемки фильма были начаты в 1970 году, но смерть Луспекаева заставила создателей фильма искать замену, и они остановили свой выбор на Жжёнове, который справился с задачей блестяще. В 1972 году на экраны вышел фильм Гавриила Егиазарова «Горячий снег», снятый по одноименному роману Юрия Бондарева, где Георгий Степанович сыграл генерала Бессонова. За эту роль актер в 1975 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. В какой-то степени можно считать, что это была награда за всю его предшествующую работу.
В 1979 году в легендарном фильме-катастрофе «Экипаж» Георгий Жженов сыграл роль командира авиалайнера Андрея Васильевича Тимченко. Среди других работ следует отметить роли в детективе «Лекарство против страха» и героической драме времен Великой Отечественной «Ворота в небо».
Георгий Жженов прожил долгую и сложную жизнь. По праву можно сказать, что его жизнь – это история нашей страны. В последние годы Георгий Жжёнов играл в Театре имени Моссовета единственную роль в спектакле «На Золотом озере». В «великой пьесе о двух стариках», как называл ее Жжёнов, он выходил на сцену с народной артисткой России Ириной Карташевой. После смерти Жжёнова она рассказывала: «Я потеряла не только прекрасного человека и актера, но и удивительного партнера. За день до трагедии я говорила с его дочерью. Она сказала, что папе плохо… Последний раз мы играли спектакль 3 октября – он шел замечательно, зал принимал его всей душой. Мне и в голову не могло прийти, что больше Жжёнов никогда не выйдет на сцену. Он скрывал свои болячки и жутко не любил, когда о них расспрашивали. Георгий Степанович прекрасно держался, был удивительно прямым и честным человеком – если ему что-то не нравилось, говорил об этом порой довольно резко. Театральные интриги и дрязги его не касались. Недавно мы отмечали 90-летний юбилей Жжёнова – на этом мероприятии не было ничего надуманного и помпезного – но такие любовь и тепло шли из зала! Георгий Степанович, конечно, скорбел о том, что у него нет новой большой работы».