Гаджеты, которые мы потеряли (11 фото + 1 видео)
Дисковый телефон
В 1919 году компания “Bell Systems” выпустила проводной телефон с отверстиями по всей окружности наборного диска, который начал быстро распространяться по всему миру. В СССР с 20-х до 60-х годов в номерах телефонов были не только цифры, но и буквы. 10 букв, от ”А“ до “Л”, располагались рядом с цифрами − буква “З” не использовалась, чтобы не возникало путаницы с тройкой. Одним из самых популярных аппаратов в Союзе был ТА-68.
Выбрать рингтон на нем, конечно, было нельзя, и каждый раз звонок раздавался пронзительной, громкой трелью на весь дом. Однако телефон обладал бесспорным преимуществом над современными смартфонами: его можно было уронить, разбить пополам, расколоть, но он продолжал свою работу без всяких гарантийных сервисов.
”Walkman”
Первый коммерчески успешный портативный кассетный аудиоплеер выпустила компания “Sony” в 1979 году и назвала его “Walkman”. Стоимость устройства составляла $200. Однако вместе с прибылью продукт принес фирме и ряд проблем. Сначала генеральному директору и основателю “Sony” Акио Морите, для личного удовольствия которого, собственно, и трудился инженер Нобутоси Кихара, не понравилось название “Walkman”. Менять его, правда, было поздно: рекламная кампания уже запустилась.
Позже изобретатель немецко-бразильского происхождения Павел Андреас заявил, что он сам еще в 1977 году получил патент на создание первого портативного стереоаудиоплеера. “Sony” долго пыталась уладить конфликт, но достигла окончательного соглашения с Андреасом только в 2003 году. Фирма выплатила изобретателю, по информации европейской прессы, больше $10 млн., и теперь отдает ему отчисления от продаж.
Правда, уже в 2010 году выпуск таких проигрывателей был прекращен. Для тех, кому при слове “плеер” приходит в голову только iPod, напоминаем: “шаффла” в них не было, а для перемотки ленты кассеты часто использовались карандаши, чтобы не тратить ресурс батареек. Со временем подвижные механизмы плеера стирались, и устройства начинали “жевать” ленту. В общем, “Sony” давно пора было двигаться дальше.
”Тетрис”
Однажды советский программист Алексей Пажитнов купил себе игру в пятиклеточное домино − пентамино. Эта игра подсказала ему в 1984 году создать свою, которую он назвал ”Тетрис“. За две недели его изобретение стало популярным по всей Москве, а 16-летний школьник Вадим Герасимов, который впоследствии станет инженером в Google, переписал игру для IBM PC.
В острой и драматичной борьбе с конкурентами права на ”Тетрис“ удалось получить фирме “Nintendo“. Компания поставила ее на свою консоль Game Boy, у которой позже появилось много аналогов. Так, в середине 90-х в Россию привезли китайские портативные консоли BrickGame: название ”Тетрис“ к тому времени уже было запатентовано Пажитновым, поэтому производителям пришлось придумать свое.
В устройстве была масса разновидностей ”Тетриса“, змейка, арканоид и гонки. Экран был монохромным и маленьким, и без фантазии владельца было явно не обойтись. ”Тетрис“ еще выпускается, но если хочется очень быстро вспомнить забытое увлечение, лучше для начала попробовать достать с антресолей старый телефон “Nokia 3310”.
Тамагочи
В 1996 году третий по величине игрушечный гигант планеты, японская компания ”Bandai”, выпустила игру для Game Boy − ”Тамагочи”. Слово произошло от японского ”тамаго” − “яйцо”, и англицизма “уотти” − часы. Фактически внутри игрового картриджа жил виртуальный питомец, который мог успеть заболеть и умереть за то время, пока хозяин не подключал его к консоли.
Позже был налажен выпуск отдельных модулей только с этой игрой, и только в первые годы после появления было реализовано более 40 млн. устройств. Изначально после смерти персонажа невозможно было начать игру заново, из-за чего особо впечатлительные японские подростки даже заканчивали жизнь самоубийством.
С того момента в устройствах появилась кнопка для сброса игры. Хотя ”Bandai” и выпускает новые версии устройства, в наши дни появились игры попроще на ту же тему. Если в ”Тамагочи” питомец умирал из-за нечищеного туалета, то нынешние виртуальные фермы будут терпеливо ждать, пока владелец о них вспомнит.
Пейджер
Прототипом пейджера, выпущенным компанией “Motorola”, пользовались врачи и топ-менеджеры с 50-х годов прошлого века. Со временем устройство стало дешевле и в 80-е распространилось по всему миру. В странах СНГ пейджеры стали популярны в последнее десятилетие прошлого века. Способ связи по ним сейчас кажется уж очень странным.
Абоненту необходимо было набрать пейджингового оператора, сказать ему номер нужного абонента, продиктовать текст сообщения, и только тогда оно поступало адресату. Энергии одной пальчиковой батарейки, от которой работало устройство, хватало на целый месяц. Однако, несмотря на это несомненное преимущество, вместе с удешевлением сотовой связи в 2000-е годы мобильные телефоны полностью вытеснили пейджеры.
Видеомагнитофон
В 1980-х годах кассетный формат VHS корпорации JVC вытеснил все остальные форматы с рынка. В этом ему помогло отсутствие лицензионных ограничений, распространенность дешевых видеомагнитофонов и нежелание ограничивать порноиндустрию. Только на проигрывателе VHS в России можно было посмотреть зарубежные боевики и романтические комедии.
Видеомагнитофон разыгрывали в капитал-шоу «Поле чудес», кассеты продавались, но, в основном, пиратские, и повсюду появлялись прокатные салоны. Но в 2003 году прокат фильмов на DVD превысил прокат VHS, и последним фильмом, выпущенным в устаревшем формате, стала «Оправданная жестокость» Дэвида Кроненберга, снятая в 2005 году.
Пленочная “мыльница”
История фотоаппаратов берет свое начало с изобретения Жозефом Нисефором Ньепсом в 1820-е годы способа сохранения изображения на стеклянную поверхность в камере-обскуре. В 90-х годах на замену популярным в советское время (и сейчас у особых любителей) ФЭД-3 и ”Зениту“ пришли “Kodak”, “Sony” и любимые во все времена “no-name”. Пленку брали фирменную “Kodak” или “Fujifilm” на 24 или 36 кадров. На праздники дарили фоторамки и альбомы, в поездки обязательно брали с собой фотоаппарат. Но время идет, и банкротство “Kodak” в 2012 году только подтверждает то, что пленочные “мыльницы” рядовому потребителю уже не нужны.
Игровые приставки “Dendy” и “Sega”
“Dendy”, по сути, была истинно русской приставкой. Будучи неофициальным клоном консоли “Nintendo”, она выпускалась с 1992 года из китайских комплектующих и распространялась в республиках бывшего СССР.
Появившись в продаже, она стоила 39 тыс. рублей − по тому курсу $94. Талисман приставки − слоненка Денди − рисовал российский аниматор Иван Максимов. В 1996 году компания “Steepler”, продававшая консоли, свернула свою деятельность, так что нынешние устройства к тем, настоящим, отношения не имеют.
Презентация “Sega Mega Drive” в 1987 году помогла “Sega” стать вторым по величине разработчиком игр в мире. Однако у нее быстро появился конкурент. “Super Famicom” − то есть настоящая “Dendy” от “Nintendo” − вышла в 1990-м году и имела больше характеристик, чем “Mega Drive”, хотя последняя могла похвастаться более мощным процессором. Несмотря на это, ряд крайне неудачных маркетинговых ходов заставил производителя приступить к разработке новой консоли.
8-разрядный домашний компьютер
В 1980-х годах одним из самых продаваемых компьютеров в Европе был “ZX Spectrum” английской компании “Sinclair Research Ltd”, а его клоны полюбились в 90-х странам бывшего СССР. Так, с 1990 по 1995 год в России был популярен компьютер “Байт” Брестского электромеханического завода.
Устройство представляло собой моноблок из клавиатуры. Для чтения кассет необходимо было подключать магнитофон, а для изображения − телевизор. Пользоваться им однозначно было неудобно, игры загружались по 10 минут, зато все научились программировать на Basic.
Карманный персональный компьютер
Уже в 1993 году у компании “Apple” все было хорошо с рекламой своих устройств и с ажиотажем вокруг них. Представленный на выставке “MacWorld” в Бостоне наладонник с рукописным вводом “MessagePad” стоил целых $800, но первые пять тысяч экземпляров раскупили в считанные часы.
Тому КПК современного покупателя удивить было бы нечем: всего 640 кб ОЗУ, из которых 482 Кб резервировались под операционную систему, процессор в какие-то несчастные 20 МГц, а из программного обеспечения только блокнот, ежедневник и адресная книга. К концу 90-х, конечно, КПК производили уже все, кому не лень, появился 133-МГц процессор, MP3-плеер, цветной дисплей и прочие радости.
Но рынок на месте не стоял, появились смартфоны и коммуникаторы, ноутбуки стали мощнее и дешевле, и наладонники предсказуемо пытались за ними угнаться, вводя беспроводную связь и улучшая характеристики. Пользователь был сбит с толку и уже не мог отличить смартфон от КПК. В итоге нишу полноценных портативных систем полностью заняли нетбуки и смартфоны, не оставив шанса наладонникам стать ни компьютером, ни мобильным аппаратом.
Фотоаппарат “Polaroid”
Культовый фотоаппарат из 90-х, заслуживающий отдельного описания. И сам “Polaroid” стоил дорого, и тем более пленка к нему. Цена на кассету всего из 10 фотографий составляла $10, и играть с аппаратом долго было невозможно. Исключительность устройства была в том, что оно само же моментально распечатывало снимки, которые проявлялись за считанные минуты.
Однако лидер рынка оказался не готов к масштабным изменениям: на смену готовым снимкам пришла цифровая фотография. Уже в 2001 году “Polaroid” начала первую процедуру банкротства. Но в отличие от “Kodak” ей удалось встать с колен, дождаться возобновления моды на мгновенную печать и выпустить два своих новых фотоаппарата в 2012 году.