«Кофемашина»: Как два молодых белоруса открыли бизнес. (8 фото)
Роман и Павел недавно разменяли третий десяток: одному исполнилось 23, другому — 22 года. Однако вместо жизнерадостной молодости выбрали тропу, на которой приходится преодолевать не только классические бизнес-риски, но и национальные ухабы в виде локальных чиновников и регуляторов. Молодые люди по отдельности и одновременно первыми в стране решили открыть мобильные кофейни. А спустя несколько месяцев объединили свои небольшие активы.
На встречу молодые бизнесмены приехали, собственно, вместе с бизнесом: на двух машинах разных оттенков желтого цвета, украшенных двумя совершенно разными логотипами. В то, что перед нами зарождающаяся сеть Smile Coffee, можно поверить только после объяснений.
Павел является студентом литовского университета по специальности «бизнес-администрирование». Для развития бизнеса он специально взял академический отпуск.
— Я дважды ездил в США по рабочим студенческим программам, сумев заработать стартовый капитал, — рассказывает Павел. — Всегда хотел что-то делать, были попытки разной степени удачи, но это первый серьезный раз.
Роман недавно закончил белорусский вуз с дипломом юриста.Однако работать по специальности, да и в целом наемным сотрудником не горел желанием. Его объяснение этому оставит шрам на душе любого переживающего кризис среднего возраста мужчины:
— Я быстро понял, что в статусе юриста реализуюсь в материальном плане годам к 30, не раньше… Поэтому и решился на этот шаг. Выражение «все придумано до нас» в Беларуси актуально, поэтому оставалось только найти идею для копирования. Сначала начал заниматься оптовой торговлей овощами и фруктами — совсем неудачно. О мобильных кофейнях я подумал, когда вернулся из Киева, там на туристических маршрутах таких точек — через каждые 10 метров.
Оба бизнесмена признаются, что идея с автомобилями-кофемашинами пришла к ним одновременно, когда они не были друг с другом знакомы.
— В августе прошлого года мы встретились на небольшом заседании в Мингорисполкоме, которое было посвящено общественному питанию и в частности вопросам мобильных точек, — рассказывает Павел. — Спустя пару месяцев поговорили и решили, что быть первопроходцами легче вместе.
На тот момент у каждого было по «кофетачке» — Smart у Павла и Opel Compo у Романа. Обе машины покупались как гражданские, но переделывались в Беларуси и России: большой аккумулятор для питания такой «кофемашины», складские ящики для сырья, полки для приготовления напитка.
— После заседания в исполкоме я был преисполнен надежд, — говорит Роман. — Мне, конечно, сказали, что тема новая, законы отдельно по ней не писаны. Но мне показалось, что ничего сложного быть не должно. Поэтому я сразу поехал в Польшу за машиной, потом в отпуск, а когда вернулся и начал готовиться к старту, чуть не пожалел, что вообще ввязался. С другой стороны, если бы знал заранее — точно не начал бы, а теперь что-то пытаемся, делаем, иногда получается неплохо.
Молодые люди говорят, что стационарную точку сегодня открыть, может, и чуть дороже, но намного проще — есть практика применения норм и правил.
— Да, дела идут не так быстро, как нам хотелось бы, — соглашается Павел. — Это в мире мобильных точек питания много, а для нашей среды — это ноу-хау. Пока что нам разрешили торговать в трех точках Минска, но расположенных не в самых лучших для этого бизнеса местах. Обещают, что после эксперимента на нас город примет решение. Надеемся, в результате этого решения нам будет проще уговаривать местные власти, можно будет участвовать в аукционах и т. д.
С аудиторией и покупателями, по словам Павла и Романа, проще:
— Для нас главное — стать в местах, где людей больше проходит. В принципе, культура «кофе с собой» более-менее развивается, многие встречали такой формат за границей, машины у нас выглядят хорошо — кофе покупать не страшно, многие возвращаются — значит, нравится.
Стоимость напитка составляет от 12 до 25 тысяч рублей. Это чуть дешевле, чем в кофейнях.
— Мы здорово экономим на персонале и, в принципе, на аренде, хотя за право поставить машину в хорошем месте тоже надо будет платить немало — пока город дал нам точки для торговли безвозмездно, — объясняет ценообразование Павел. — У нас дорогой итальянский кофе, машины для его приготовления, сиропы…
В качестве персонала — собственно инвесторы. Оба закончили курсы бариста и заверяют в своей готовности.
Бизнес в запуске не очень дорогой. Молодые люди говорят, что достаточно суммы от $10 тысяч.
— Пока что мы в большом минусе, и скорость нашего выхода из него будет зависеть от условий ведения бизнеса, которые примет город, — делится Роман. — В принципе, за эти же деньги можно поставить стационарную точку в каком-нибудь бизнес-центре и работать спокойнее.
На оптимизм бизнесменов настраивают периодические всплески — когда удается добраться до «муравьиной тропы».
— Мы только что закончили работать на строительной выставке, чуть раньше приезжали к очереди к Дарам волхвов, — рассказывает Роман. — В принципе, это были очень удачные попытки, хотя в мороз, например, кофемашина за несколько часов замерзала, а цены мы снижали примерно в два раза, чтобы люди просто могли согреться.
Молодые люди готовы и к тому, что будет что-то не так.
— В бизнесе есть постоянный риск, — рассуждает Павел. — Мы каждый шаг с Романом делаем, осознавая это. Но прежде всего надо помнить: не попробуешь — не проверишь. Случаются моменты, когда руки опускаются, но это проходит.
Перспективы бизнеса ребята связывают не только с собственным кофепарком, но и с торговлей знаниями и франшизами.
— Мы проходим замечательный период накопления опыта, — говорит Роман, — поэтому можем здорово облегчить кому-то жизнь.
Но франшизы — это будущее. Пока Павел и Роман ждут решения Мингорисполкома и мечтают довести количество автомобилей хотя бы до десятка.