Регионы Европы, которые могут изменить государственную принадлежность (15 фото)
Шотландия
Больше всего шансов стать независимым, признанным другими странами государством в современной Европе имеет Шотландия. Этот регион уже 307 лет живет в унии с Англией, а практически все его жители перешли на английский язык в общении. Тем не менее, Шотландия не утратила собственную культуру, самосознание и желание быть независимой.
Первый шаг к обретению свободы от Великобритании она сделала в 1999 году, когда там появился собственный парламент. На последних двух выборах в этот законодательный орган победу одержала Национальная партия, выступающая за независимость. И именно ее лидерам удалось договориться с центральными властями про референдум о статусе Шотландии.
Этот общешотландский плебисцит состоится 18 сентября 2014 года, а независимость Шотландии, в случае его положительного для региона исхода, планируется провозгласить 24 марта 2016.
Впрочем, пока нельзя быть полностью уверенным в том, что это произойдет. Опросы общественного мнения, которые проводятся в Шотландии ежемесячно в последние несколько лет, говорят о том, что шотландцы пока что не готовы голосовать за отделение от Объединенного Королевства. На данный момент, лишь только 35-40% жителей региона готовы сказать «ЗА». Но наблюдается четкая тенденция к постепенному увеличению этого показателя.
Сомнение у людей вызывает неопределенность с членством Шотландии в Европейском Союзе. Лидеры ЕС неоднократно заявляли о том, что новая страна автоматически выйдет из его состава и вынуждена будет пройти полную процедуру возвращения в лоно объединенной Европы. Но загвоздка заключается в том, что в самой Великобритании все больше говорят о выходе из ЕС, и даже премьер-министр неоднократно заявлял о такой возможности.
Прогнозировать, каким будет результат волеизъявления шотландцев 18 сентября, пока что невозможно. От 20 до 30 процентов жителей региона пока что не определились со своим будущим выборов. Все покажет референдум.
Каталония
Куда большая народная поддержка независимости наблюдается в Каталонии – регионе Испании, населенном отдельным народом, говорящим на отдельном языке – каталонском. Там за отделение от метрополии выступает около 60 процентов населения, в том числе, и самые знаменитые жители – политики, деятели культуры и спорта, религиозные лидеры.
Эти стремления имеют не только культурную и историческую основу, но и экономическую целесообразность. Каталония отдает в бюджет кризисной Испании куда больше, чем получает. И ее жители не хотят «кормить» из собственных карманов своих бедных даже не родственников, а вообще чужих людей (каталонцы ближе к южным французам, чем к испанцам).
Премьер-министр Каталонии Артур Мас неоднократно обращался к властям Испании с просьбой пересмотреть принципы распределения финансов в стране в пользу региона-донора, но регулярно получал отказ. В результате Парламент автономного сообщества в январе 2013 года принял Декларацию о государственном суверенитете Каталонии, а в начале 2014 он принял решение относительно проведения референдума о независимости 9 ноября. При этом еще в 2012 году в нескольких сотнях населенных пунктах региона уже прошли консультационные плебисциты, подавляющее большинство участников которых высказались за отделение от Испании.
Проблема будущего референдума заключается в том, что сама Испания его не признает. Ведь, согласно Конституции страны, выход региона из ее состава возможен только в случае, если общенациональный парламент за это проголосует. А при нынешнем раскладе сил это невозможно – в законодательный орган контролирует Народная партия, выступающая за единую и неделимую Испанию.
Страна Басков
За ситуацией в Каталонии с большим интересом наблюдают в Стране Басков – еще одном автономном сообществе Испании, которое стремится к независимости. Более того, наиболее радикальные жители уже много десятилетий за нее воюют в рядах террористической (или народно-освободительной, смотря с какой стороны посмотреть) организации ЭТА.
У власти в Стране Басков также находятся партии, выступающие за независимость. Более того, в 2008 году парламент региона принял решение провести референдум о независимости, но отменил его под давлением Мадрида. Сейчас же баскский законодательный орган готов вернуться к своему решению, но пока выжидает, наблюдая за успехами каталонцев.
Страна Басков также является регионом-донором в Испании, отдавая в бюджет страны больше, чем получает обратно. Но все-таки основная причина поддержки независимости там – культурная и историческая. Жители автономного сообщества, несмотря на то, что в подавляющем большинстве своем говорят на испанском языке, считают себя басками, уникальным европейским народом, который жил на континенте еще до прихода племен, говорящих на индоевропейских языках.
Гагаузия
А вот в Гагаузии, автономном регионе Молдавии, уже провели референдум о собственной независимости. Правда, не сейчас, а в отдаленном будущем, когда Молдова решит объединиться с Румынией или вступить в Европейский Союз. Дело в том, что гагаузы видят свое будущее не в объединенной Европе, а в союзе с Россией.
В период с 1990 до 1994 года Гагаузия де юре и де факто была независимым государством, пусть и не признанным ни одной другой страной в мире. Но затем властям Молдовы удалось договориться с ней об объединении на условии, что республика сможет выйти из состава метрополии, если та потеряет независимость.
В новой Конституции Молдовы такая возможность для Гагаузии не предусматривается. А официальный Кишинев объявил о том, что внешнеполитический вектор развития страны направлен на будущее вступление в Европейский Союз, а сначала – на подписание Соглашения от Ассоциации с ЕС, первый этап которого состоялся в ноябре 2013 года.
Жители Гагаузии и власти региона выступили против евроинтеграции и решили подтвердить свое стремление к дружбе с Россией проведением референдума 2 февраля 2014 года. На него было вынесено два вопроса. Первый касался внешнеполитического выбора (ЕС или Таможенный союз с РФ, Беларусью и Казахстаном). Второй – отложенного статуса региона, подразумевающего выход из состава Молдовы в случае, если эта страна прекратит свое существование.
На референдуме жители Гагаузии более чем 90 процентами голосов «ЗА» при 70 процентах явки поддержали Таможенный союз и отложенную независимость своей республики. Молдова, как и следовало ожидать, отказалась считать легитимным этот плебисцит.
Крым
Подвешенной на данный момент является и судьба Крыма. Эта автономная республика в составе Украины всегда сильно тяготела к России, а теперь имеет определенные шансы стать новым субъектом РФ. После смены власти в Киеве в Симферополе тоже появилось новое руководство, пусть и назначенное не вполне легитимным путем.
Новые властители Крыма, поддержанные «силами самообороны», в которых легко узнаются солдаты российской армии, сначала провозгласили о проведении референдума относительно расширения автономии республики, а потом добавили туда еще и вопрос о вхождении в состав России. Изначально планировалось устроить этот плебисцит 25 мая 2014 года вместе с выборами Президента Украины, затем дата была сдвинута на 30 марта, а впоследствии и на 16 число.
Официальный Киев объявил, что проведение такого референдума не соответствует законодательству Украины. ЕС, США, ООН, а также другие государства и международные организации настаивают на сохранении территориальной целостности Украины. Россия тоже взяла паузу, решив дождаться результатов волеизъявления жителей Крыма.
При этом в самом Крыму, согласно опросам общественного мнения, проведенным в феврале, нет однозначной поддержки присоединения к России. Зато там существует очень важный фактор, с которым следует считаться местным властям, - несколько сотен тысяч крымских татар. А представители этого народа ассоциируют современную РФ с Советским Союзом, депортировавшим их в 1944 году в Среднюю Азию.