Замечательный проект "Быть дельфином" (42 фото)
Пять месяцев создатели проекта Быть дельфином снимают черноморских афалин. Внутри – фотографии и небольшой рассказ.
Позы, которые принимает дельфин, не просто так. Положением тела, движением хвоста, касанием плавников дельфины разговаривают, язык телодвижений у них очень развит. Ученые считают, что именно поэтому у них так развито подводное зрение.
Согласно современным научным данным Черное море стало таким, как мы его знаем, не так давно, – чуть менее 10 тысяч лет назад. Тонкая перемычка, отделявшая Мраморное море от пресного озера, которым было черное море, рухнула, и уровень воды в Черном резко повысился более чем на 70 метров. Пресноводные жители моря погибли, но природа не терпит пустоты – им на смену море очень быстро заселили соленоводные организмы. Планктон и водоросли, медузы, за ними рыбы. А следом за косяками рыб пришли дельфины. Согласно данным генетиков, черноморская афалина уже около 10 тыс лет живет обособленно и не скрещивается даже с ближайшими соседями – афалинами, живущими в Средиземном море. Это достаточно долгий срок, чтобы заселившие Черное море животные изменились. Пока совсем немного: чуть меньше стал хвостовой плавник, выпуклее «лоб» — мелон, и сами дельфины в среднем стали чуть меньше и короче. В 1940 году советские ученые Барабаш и Никифоров доказали, что черноморский бутылконосый дельфин выделился в подвид Tursiops Truncatus Ponticus.
После войны было трудно и голодно, и дельфинов, во множестве водившихся в Черном море, в том числе и афалину, стали добывать в промышленных количествах. В основном, в технических целях: на удобрения и корм для животных. В пищу людям мясо дельфинов почти не шло: сильно пахло рыбой. Животных убивали тысячами: стреляли из гарпунных ружей и добывали с помощью сетей–аломанов. Китобойный промысел процветал во всем мире, и оказался настолько эффективным, что поставил некоторые виды китообразных на грань исчезновения. По оценкам ученых, в прошлом веке в Черном море было истреблено не менее 6 миллионов дельфинов.
В конце 40–х способностями дельфинов заинтересовались американские ученые. Прежде всего, их взволновало предположение, что дельфины пользуются эхолокацией. В средине 50–х им удалось доказать это предположение в серии экспериментов. Это давало возможность использовать дельфинов для военных задач: поиск и подъем предметов, охранных целей: обнаружения диверсантов, подводных лодок и проведения диверсий. В строгой секретности в Сан Диего, а затем и на Гавайях, строятся военные дельфинарии для изучения и обучения дельфинов. В Советском Союзе спохватились только в 60–х и в 1966 году в Казачьей бухте (Севастополь) строится первый советский военный дельфинарий.
Именно в 60–х годах прошлого столетия, когда великие морские державы особенно увлеклись возможностью использовать дельфинов в военных целях, и произошел мощный толчок как американской, так и советской дельфинологии, и была сделана целая серия научных открытий. И несмотря на приличную фору во времени, далеко не все открытия принадлежали американской науке. Так произошло, к примеру, с проблемой сна дельфинов.
Американские военные ученые предположили, что дельфины почти не спят, а самка дельфина вообще не спит несколько месяцев после родов благодаря специальному гормону, и даже потратили много денег на исследования, цель которых была найти этот таинственный гормон. Ведь такое открытие давало возможность создать неутомимого солдата.
Советские ученые тоже занялись проблемой сна дельфинов. Полученные данные сперва вызвали недоверие: одно из полушария животного испускало медленные волны, как если бы мозг спал, а второе продолжало бодрствовать! Ученые даже засомневались, не ошибка ли это, но картина была совершенно четкой: полушария мозга дельфина спали по очереди. В то время, как одно полушарие отдыхало, второе следило, чтобы дельфин смог вовремя всплыть к поверхности и сделать вдох. Так открылась еще одна загадка дельфинов: непереносимость общего наркоза. Дело в том, что в отличие от людей, у китообразных дыхание произвольное, и если животное не находится в сознании, то оно не дышит.
А парадоксальный сон так и остался загадкой – есть он у дельфинов или нет. Это состояние, когда тело полностью неподвижно, а в клетках мозга, напротив, бушует настоящая буря. И лишь изредка она прорывается короткими вздрагиваниями тела и конечностей. Парадоксальный сон – это время, когда люди видят сновидения. Внешние признаки парадоксального сна наблюдаются и у дельфинов, но соответствующую активность мозга записать пока не удалось, так что ученые пока не могут сказать, видят ли дельфины сны или нет.
На самом деле, этот дельфин не спит. Просто ему так нравится плавать. Во время сна дельфины плавают по кругу.
У этого процесса была и своя темная сторона: животные, погибшие во время «острых» экспериментов и при попытке реализовать «гениальные» идеи военных. Так, например, американцы надеялись обучить дельфина взрывать вражеские суда в качестве живой торпеды, а взрывчатку планировалось размещать … у дельфина в желудке! А советским военным пришло в голову сбросить дельфина с парашютом. К счастью для афалины, оказалось, что она не способна нести достаточное количество взрывчатки и не может дышать на высоте больше полутора тысяч метров, и проекты были закрыты.
Сейчас дельфину в Черном море не очень хорошо. Ему нужно от 8 до 20 кг рыбы в день, а из–за перелова Черное море сильно оскудело.
Питаются дельфины только рыбой, воду не пьют, хотя и могут проглотить некоторое количество морской вместе с рыбой. Воду для жизнедеятельности они получают непосредственно из рыбы, расщепляя жир. Поэтому, если рыбы слишком "сухая". то есть, маложирная, дельфины страдают от обезвоживания.
Немногие знают, но на воздухе сонар не работает, но зато дельфины неплохо видят как в воде, так и в воздухе. Причем у них бинокулярное зрение, смотрят они обоими глазами под мордой.
Сонируют дельфины узким пучком, зато приноровились пользоваться чужим сигналом. Например, на этой картинке задние животные стоят у "первого" за спиной нарочно: они слушают отражение сигнала, который издает ближний дельфин.
Знаменитое любопытство дельфинов, их страсть сопровождать корабли ученые объясняют теорией информационной наполненности пространства. Такому высокоорганизованному существу, как дельфин, входящему в десяток самых умных животных планеты вместе со слоном, собакой и обезьяной, необходима «интеллектуальная» нагрузка. Это и привлекает афалин туда, где что–то происходит. Информационная наполненность пространства настолько важна для них, что дельфины предпочитают находиться в тех местах, где происходит что–то интересное, даже в ущерб пище.
Дельфиненок рождается хвостом вперед, пуповина легко рвется, и малыш всплывает к поверхности, чтобы впервые в жизни вдохнуть. Роженица часто находится в этот момент в состоянии сильного стресса, и не может сразу уследить за новорожденным, и тогда за дело принимаются «повитухи» — другие дельфины из стада помогают детенышу всплыть и сделать вдох.
Ветеринар делает УЗИ беременной самке, а папаша наблюдает за процедурой. Дельфины "осознают" полезность медицинских процедур и относятся к ним хорошо. Часто сами "просят" взять кровь на анализ, если плохо себя чувствуют.
Дельфины — не добрые. В стае могут быть очень жесткие разборки. Дерется дельфин раструмом, кусается, бьет боком и хвостом.
Дельфин кусает сородича за ствол хвоста.
Результат таких укусов – глубокие шрамы.
Глаз – зрачок у дельфина круглый, как у рыб, но есть две зоны наилучшего зрения, позволяющие хорошо видеть как под водой, так и на суше. Когда увеличивается освещенность, из верхней части радужки выдвигается выступ — оперкулюм, который сужает зрачок так, что тот приобретает фасолевидную форму. И если освещенность высокая, то щель почти смыкается, и от нее остаются лишь два отдельных отверстия в передней и задней частях радужки. Каждое из них расположено как раз так, чтобы попасть на соответствующую зону наилучшего видения.
Хвост – с его помощью афалина способна развивать скорость до 40 км.ч, а также это мощнейшее оружие.
У дельфина 40–60 одинаковых острых зубов, но он ими не жует, а только удерживает ими рыбу. Зубы стачиваются у дельфинов неравномерно справа и слева. По этому признаку разделяют левшей и правшей.
Дыхало – это ноздри, которые в процессе эволюции переместились на … лоб, и их количество сократилось до одной.
Дыхание у дельфинов неравномерное. Если животное дышит ритмично, как человек, скорее всего оно очень больно.
Дыхание у них произвольное, то есть, они "сознательно" решают, что пора вдохнуть. Цикл "выдох–вдох очень короткий, меньше секунды, при этом воздух в легких обновляется на 80%, а у человека лишь на 10–15%.
Перед глубоким нырком они "раздышиваются", то есть делают несколько частых вдохов–выдохов.
Дельфин демонстрирует охотничье поведение. Он спрятался в укрытие и сканирует пространство.
Про секс у дельфинов можно целую книгу написать. Занимаются они им постоянно и со всеми. Хотя бывают любимые жены, с которыми самец проводит большую часть времени.
Для дельфинов очень важна тактильная составляющая общения. Раньше, когда не знали как приучать дельфинов есть мертвую рыбу, рыбаки дрессировали дельфинов на загон рыбы исключительно тактильным подкреплением. Обычно этим занимались мальчишки в рыбацких поселках.
Прыгают и дикие дельфины
и дрессированные. Почему прыгают до сих пор науке непонятно, но так стая отмечает удачную охоту. Дельфины прыгают в дикой природе часто и с удовольствием. например, есть такая игра: прыгнуть и упасть на товарища сверху. Еще они делают ориентировочные прыжки, чтобы посмотреть, что наверху происходит, а также во время брачных игр.
Дельфиненок не расстается с матерью 2–3 года.
Вообще, дать хвост, для дельфина — это высшая форма доверия.
И довольно редкий кадр дельфина снизу — маскировочная окраска не работает.
У дельфинов есть инстинкт выталкивать детенышей и сородичей, которые не могут вспыть на поверхность, чтобы вздохнуть. Видимо поэтому бывают случаи, когда дельфин поддерживает человека на плаву.
Обтекаемое тело идеально приспособленно для жизни в воде.
Проект, посвященный черноморской афалине, заканчивается (осталось всего 2 месяца съемок).
Более подробная информация о проекте на https://boomstarter.ru/projects/samebody/byt_delfinom