Самое крупное русское кладбище в Америке (49 фото)
Это очень странное место. Вообще странно увидеть столько крестов с русскими фамилиями в маленьком городке штата Нью-Йорк. Вот только был хайвей, потом дорога к торговому центру и поворот к огромному гипермаркету, а прямо напротив, среди деревьев, стоит заросший и немного обветшалый монастырь с блестящими куполами и огромным кладбищем, где рядами стоят загораживая друг-друга православные кресты. Там похоронены подданные некогда огромной и великой страны, которой уже давно нет. Страны, о которой мы знаем только из учебников и книг и про кончину которой нам с детства рассказывали совсем не то, что было на самом деле. В историях этих герои стали подлецами, а подлецы настоящими героями. Все настолько перемешалось в жизни и в головах, что разобраться кто есть кто уже почти невозможно.
Это самое не американское кладбище из тех, что я видел в Америке и самое нерусское из русских. Первое, что бросается в глаза, это отсутствие оградок и фотографий. Кстати, может кто-нибудь знает, почему участки на российских кладбищах принято огораживать? Всю жизнь было интересно, откуда у наших людей такая любовь к заборам при жизни и после смерти. Так вот заборов тут нет. Почти одинаковые кресты из серого гранита и такие же одинаковые надгробные плиты. На надгробиях нет ни фотографий, ни каких-либо портретов умершего. Точнее почти нет. Портреты изредка встречаются на более свежих захоронениях и очень редко на старых. Первые захоронения датированы началом 50-х. Именно тогда был создан женский монастырь и обустроено кладбище. Что бросилось в глаза, так это необычные фамилии. Очень много немецких. Много обрусевших польских и нет ни одной похожей на еврейскую. Может быть были, но я не увидел. Даже русские фамилии какие-то другие. Таких в жизни и не слышал-то никогда.
Кладбище находится на территории Ново-Дивеевского Успенского женского монастыря, который принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей.
Монастырь основан в начале 50-х и сейчас переживает далеко не самые лучшие годы в своей жизни.
Прямо за забором стоит огромное здание строительного супермаркета. Когда-то про это место можно было сказать, что оно находится вдали от города. После строительства моста Таппан-Зи район стал стремительно застраиваться и сейчас это ближний пригород. Теперь вся свободная земля уже как-то освоена и застроена. Православный монастырь выглядит там несколько чужеродно.
Возможно, что виной серая погода и отсутствие зелени на деревьях, но мне показалось, что все выглядит несколько померкшим и немного неухоженным. Видно что у монастыре не хватает денег и рабочих рук, чтобы должным образом ухаживать за зданиями и территорией.
Такие объявления явно не от хорошей жизни.
Внутри главного храма чисто и уютно. Он был закрыт, но монахиня любезно открыла его для нас и чтобы не терять времени занялась уборкой.
Православная церковь а Америке предмет отдельного разговора. Она здесь совсем другая, нежели в России. На мой взгляд, гораздо менее коммерциализированная и стоящая как-то ближе к людям. Я не про религиозные обряды, а про отношение между прихожанами и церковью.
Монастырь собирает пожертвования и предлагает присоединиться к нему на фейсбуке.
За монастырскими зданиями начинается территория кладбища. На нем много известных фамилий. Я не савил себе задачи искать кого-либо, а просто прогулялся по его территории и сфотографирова то, что посчитал интересным.
Еще на кладбище есть два очень неоднозначных мемориала. Это, наверное, самый. Он установлен в память о "павших в борьбе за свободную Россию", и в честь человека никогда не ступавшего на американскую землю, прах которого высыпали в канаву за тысячи километров отсюда.
Это мемориал "участникам освободительного движения народов России 1941-1945 гг." генералу Власову и бойцам Русской Освободительной Армии. По факту, в большинстве своем коллаборационистам и предателям родины, перешедшим на сторону врага. Все это под российским и андреевским флагами, которые использовались РОА в качестве символики.
Еще есть еще часовня посвященная бойцам Русского корпуса. Тут все даже еще сложнее, чем с Власовым. Бойцы Русского корпуса не были гражданами СССР (т.е. своей страны не предавали), не переходили на сторону врага (их врагом был коммунизм) и боролись за свободу России. Но боролись заключив сделку с дьяволом - присягнув на верность фюреру, являясь подразделением Вермахта и РОА (с 1944), сражаясь (в конце войны) против советских войск и получая награды из рук немцев. Подробнее о Русском корпусе
Я воздержусь от оценок ибо моя задача рассказать и показать то, что есть. Лишь напомню, что мемориалы установлены на частном монастырском кладбище, установлены в 60-х годах прошлого века (в сложные времена), а люди, которым они посвящены, давно уже мертвы. Интересно услышать ваше мнение. Особенно на счет бойцов Русского корпуса. Кто они: герои исчезнувшей страны или предатели сотрудничавшие с врагом?
Теперь вам будет понятнее, почему на некоторых плитах выбит крест с надписью РК и что он значит. Пройдемся по кладбищу.
Мстислав Львович Голицин — князь, участник Белого движения на Юге России, есаул дивизиона Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Участник Первой мировой войны. После Октябрьского переворота 1917 — в белых войсках на Юге России. Эвакуировался из Крыма в составе Русской армии. Участник боевых действий на территории Югославии против просоветских партизан И. Б. Тито (1941-1945) и советских войск (1944). Обер-лейтенант Вермахта (на сентябрь 1944 с переименованием по русской службе в есаулы). 26 февраля 1945 ранен в бою у станции Буджановцы. После мая 1945 — в Австрии, откуда переехал в США. Участвовал в жизни казачьих и русских воинских организаций, председатель Нью-Йоркского отдела СчРК (Союз чинов Русского Корпуса).
Сын барона Врангеля - Петр. Он всю свою жизнь проработал инженером в области аэронавтики, занимался конструированием космических кораблей для полета на Луну. На этом же кладбище похоронена его мать - Ольга Михайловна.
Мася и Гриня.
Кадет императорского флота.
Русское имя и французская фамилия.
Добжанский Арнольд Иосифович — российский морской офицер, штабс-капитан по адмиралтейству. Участник Гражданской войны на стороне белых. Во время Гражданской войны находился в Вооружённых силах Юга России. Эвакуировался с Русской армией Врангеля в Турцию. Член Союза морских офицеров в Константинополе. Позже эмигрировал в США.
Капитан 2-го ранга Картавцев Всеволод Евгениевич.
Зигерн-Корн Георгий Анатольевич — живописец, график. Сын полковника инженерных войск А. И. фон Зигерн-Корн. С 1914 жил с семьей в Александрополе (ныне Гюмри, Армения). Отец находился в действующей армии, после революции примкнул к Белому движению. В ноябре 1920 с армией генерала Врангеля семья эвакуировалась в Константинополь, а оттуда в Королевство СХС (Югославию). Закончив русско-сербскую гимназию, одновременно поступил в Белградский университет на инженерно-технический факультет и в Академию художеств. Во время войны вступил в кавалерийскую дивизию генерала Г. фон Панвица. В мае 1945 весь личный состав капитулировавшей дивизии был выдан англичанами советским властям. Десять лет провел в сталинских лагерях на Урале, в Сибири и Казахстане. Работал в угольных шахтах, на лесоповале, на строительстве железной дороги и нефтепровода. Сидел вместе с Л. Н. Гумилевым, будущим знаменитым историком, сыном Николая Гумилева и Анны Ахматовой; с адмиралом Саблиным, бывшим адъютантом Николая II; с сыном генерала Краснова, Николаем Красновым, и другими. В 1950-е годы был амнистирован как югославский подданный и получил разрешение выехать к семье в США, где работал чертежником и художником-графиком. Писал картины, создал серию рисунков «Сталинский ГУЛАГ глазами художника». Автор мемуаров «Рассказы о светлом прошлом».
Летературовед, ботаник и географ. На многих надгробиях даны профессии умерших.
Единственное захоронение с оградкой.
Таких камней с портретами на кладбище единицы.
Скаутмастер.
За все время на кладбище я встретил всего несколько человек. Одним из них был священник, который читал молитвы у некоторых могил. Судя по всему он был американцем.
Деревянное надгробие. Дерево штука недолговечная. Надписи уже почти не читаются.
Деревянный склеп. Внутри сухие листья и гуляет ветер.
Гуляя среди могил внезапно натолкнулся на такую эпитафию, написанную на обратной стороне камня. Честно говоря проняло. Автор явно продумал строки и их эффект.
Барон и баронесса Герлах. Первопоходники. Благодаря гуглу узнал, что Владимир Герлах написал книгу под названием "Изменник", рассказывающую об его участии в боевых действиях на стороне немецкой армии во время Второй мировой.
«Я не изменник, ни с юридической точки зрения, ни с моральной. Юридически я не изменник, потому что никогда не был подданным Советского Союза. Я начал воевать с этой сволочью в Петербурге, продолжал эту борьбу на юге, сначала с Корниловым, потом с Деникиным и наконец с Врангелем. Потом покинул родину, потом большевики меня лишили подданства, хотя я никогда их подданным не был. Все равно, и я бесподданный продолжаю с ними борьбу теперь вместе с немцами, потому что они все время пока я был за границей продолжали мучить и уничтожать мой народ. Морально я считаю себя поэтому обязанным помочь моему народу сбросить с себя это проклятое иго. Где здесь вы умудрились найти измену?»
Алексей Борисович Йордан. Сын полковника Б. Йордана. Мать, Кира Анатольевна, урожд. Гудим-Левкович, бывшая фрейлина императрицы Александры Федоровны. Окончил Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус в Югославии. Был вице-фельдфебелем XXI выпуска (1940-1941). Имя А.Б. Йордана было занесено на мраморную доску корпуса за отличные успехи. Затем учился в Белградском университете. С 1941 г. служил вместе с отцом в Русском корпусе, сражавшимся против коммунистов в Югославии
Монумент посвященный кадетам. Установлен в 1994 году.
Явно итальянская фамилия и православный крест.
Еще встретилось вот такое интересное сочетание.
Иконка на могиле художника.
Воин белой армии.
Александра Львовна Толстая - младшая дочь Льва Толстого. Основательница и первый руководитель музея в Ясной Поляне и Толстовского фонда, среди учредителей и спонсоров которого были Игорь Сикорский и Сергей Рахманинов.
Николай Алексеевич Зуев — русский офицер, герой русско-японской войны (был тогда 12-летним мальчиком), участник первой мировой войны и Белого движения; в эмиграции — активный участник антикоммунистической деятельности РОВСа и разведывательно-диверсионной борьбы против СССР, участник второй мировой войны в составе РОА.
Согласно декрету Наркомпроса РСФСР от 23.12.1917 года "О введении нового правописания", предлагалось писать приставки (из, воз, раз, роз, низ, без, чрез, через) перед гласными и звонкими согласными с «з», но заменять «з» буквой «с» перед глухими согласными, в том числе и перед «с» (извините, воззвание, низвергать, безвольный, чрезвычайно, — исправить, воспитать, всхожие семена, расстаться, роспись, ниспосланный, бесполезно, чересполосица, чересседельник). Иммигранты советских декретов не читали и продолжали пользоваться дореволюционными правилами.
Князь Диасамидзе.
Заев Алексей Николаевич — участник Русско-японской и Первой мировой войн. Звание контр-адмирал присвоено генералом Врангелем 14 апреля 1920 г. - "за отличия". С 1922 г. в эмиграции в США. Сначала был рабочим в Филадельфии, затем работал на спичечной фабрике в Нью-Йорке. Был председателем общества бывших офицеров Императорского Флота в США. Автор воспоминаний "Начало войны с Японией. По впечатлениям и переживаниям мичмана с миноносца в Порт-Артуре" (pdf).
Бородий Николай Дмитриевич — офицер 42-го пехотного Якутского полка. Георгиевский кавалер. В Добровольческой армии служил в отряде генерала Бредова, затем в Дроздовской стрелковой дивизии. В 1920 через Крым эмигрировал в Галлиполи, затем во Францию. Работал на алюминиевом заводе. Затем стал Ди-Пи в Людвигсбурге, уехал в США
Князь Голицин и баронесса Тизенгаузен.
Вечная память далеко не вечная.