Юго-Восток Украины: мнения участников акций
В юго-восточных областях Украины с воскресенья продолжаются беспорядки и акции протеста. Официальный Киев продолжает во всем винить граждан России, которые, как считают в столице, и устраивают акции, и координируют их.
Верховная рада на заседании во вторник собирается рассмотреть вопрос об усилении уголовной ответственности за сепаратизм и другие преступления против государства.
В Киеве на Майдане жителей Луганска, Донецка и Харькова сейчас считают предателями.
44-летний активист Игорь Воропай на Майдане с февраля. Сам он из Донецка. «Я тут стоял не за Европу и не против России, как рассказывают в моем родном Донецке. Я тут стоял за лучшую жизнь — и для Волыни, откуда родом у меня жена, и для своего Донбасса. А людям там сейчас дурят мозги. Со мной уже некоторые родственники даже не общаются. Поэтому возникают мысли оттуда уехать в Днепропетровск и с родственниками порвать»
У 30-летнего активиста Кирилла, поддерживавшего «евромайдан», другой взгляд на ситуацию на Донбассе. «Шахтеры Донбасса живут в невыносимых условиях. И эти условия были и остаются невыносимыми для всех украинцев. Они хотят в Россию, потому что думают, что тогда у них зарплаты вырастут…. Вот так банально, за деньги хотят продать Украину, за которую наши люди тут на Майдане умирали, становились инвалидами. Нам жалко и обидно.
Но особо никто из движения ехать туда бороться за их свободу не хочет: это и опасно, и нечестно.
Власть в Киеве была одинаково плохой для всех — и для Донецка, и для Львова. Но на Западе никто никогда не кричал о том, что хочет отделиться и стать, например, Польшей или Венгрией.
Впрочем, как бы там ни обстояли дела на самом деле, верить в то, что в восточных городах Украины бунтуют только российские наймиты, было бы несколько наивно. Да, во всех трех городах в акциях протеста принимало участие не очень много людей — всего несколько тысяч. Но сотни тысяч местных жителей не ходят на митинги только потому, что опасаются за свою безопасность.
А молчаливой поддержкой довольно весомой части населения сепаратисты, конечно, пользуются.
«Конечно, эти митинги подогреваются Россией. Мы все тут знаем, что есть среди протестующих и россияне. Но нам больно и обидно: сколько раз в Киеве власть менялась, а на нас им как было плевать, так плевать и сейчас. Ни порядка, ни борьбы с унижающими нас всех олигархами — ничего. Путин хотя бы с олигархами разобрался, поэтому что нас винить в том, что мы хотим лучшей жизни?» — объясняет 45-летний житель Луганска Сергей.
32-летний шахтер из Донецка Борис имеет похожее мнение: «Когда они там выбрали Ющенко и не дали Януковичу стать президентом, мы терпели их «люби друзи» пять лет, а потом сказали свое слово на выборах. А они решили никаких выборов не ждать. Так на что нам такая власть?» — недоумевает он.
И продолжает: «У меня батя умер в 55 лет. Не потому, что бухал, а потому, что в шахте всю жизнь просидел. А сейчас я сижу. За 3000 грн (13 тыс. руб.) в месяц. А хочу или не сидеть, или сидеть за нормальные деньги, чтобы в семье все людьми себя чувствовали. Украинское государство нормальным никогда не будет. Попробуем пожить в российском». Правда, шахтер тут же поправляется:
«Нет, на митинги я не хожу. Если меня убьют, то кто семью кормить будет? Но волнения поддерживаю и людей понимаю».
Тренер по боксу Вадим из Харькова рассуждает так: «Мне все равно, Украина тут будет или Россия. Лишь бы была возможность зарабатывать. А сейчас ее нет. Моя зарплата меньше $200. Если бы не родители жены, не знаю, как бы выживали».
«А в России все хорошо живут: там нефть, газ. Поэтому, если они хотят нас забрать к себе, то почему не соглашаться?» — искренне недоумевает он.
Власти в Киеве намерены не допустить развития событий на Востоке страны по крымскому сценарию. Но как быть, не знают. В «Батькивщине» говорят, что в партии против силового сценария.
«Во-первых, это только накалит обстановку. Во-вторых, нас будут обвинять в том, что и у нас в Киеве диктатура. А если просто потерпеть, то все уляжется, конечно», — рассуждает он.
А вот депутаты от партии УДАР, которая сегодня де-факто находится в оппозиции, требуют решительных действий, говорит источник в политсиле. «Митингующих в Харькове и Донецке очень мало, но они агрессивно настроены. Поэтому правоохранительным органам тоже надо быть жестче. Это же не Крым! Донецк будет наш всегда», — уверен он.
Комментировать рост сепаратистских настроений в Партии регионов депутаты и рядовые члены партии отказываются наотрез.
Политолог Алексей Блюминов, который сам, кстати, из Луганска, прогнозирует, что Украина может потерять Донбасс, но при этом сохранит Харьков.
«Проблема в том, что на Украине ни власть, ни народ не готовы к тем компромиссам, которые навязывают в Кремле. Они предпочтут им развод с проблемными регионами. Федерализация — это фикция, на которую никто не пойдет. А сил на подавление Донбасса, при условии пассивности местных элит, у Киева нет», — объясняет эксперт.