Боевые пловцы ВМФ Россиия (5 фото)
В настоящее время русские боевые пловцы являются частью морского спецназа. Морской спецназ является подразделением отдела разведки ВМФ России. В 2000— 2001 гг. они были переименованы в Отряды по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами.
Официально не признается существование морского спецназа в бывших советских республиках (кроме Украины, которая унаследовала группы морского спецназа Черноморского флота СССР). Для того чтобы иметь морской спецназ в Черном море, ВМФ России пришлось перевести часть боевых пловцов Каспийской флотилии под командование Черноморского флота.
Среди разведчиков ВМФ и ВС России все группы морского спецназа называются ОМРП (Отдельный морской разведывательный пункт) и имеют свои номера; например, группа специального назначения Балтийского флота официально называется 561-м ОМРП.
Морской спецназ имеет и неофициальные названия. Например, группа спецназа Балтийского флота неофициально называется «Парусники», так как подразделение дислоцируется в местечке Парусное, а в 50—60 гг. они неофициально назывались «потехинцы» по фамилии их первого командира полковника Потехина.
Иногда средства массовой информации сообщают подробности подготовки и действий советских боевых пловцов; кроме того, появляются данные о том, что они находятся в системе спецназа КГБ. Другие источники упоминают подразделения под кодовыми названиями «Дельфин», «Омега», «Барракуда» и т, д. Но морской спецназ никогда не использовал такие имена, и все это — скорее ложная информация, которая продается журналистам, которые норовят публиковать «секретную» информацию о спецподразделениях, не удосужившись ее как следует проверить.
Спецназ ВМФ выполнял задачи в любой из трех стихий. Боевые пловцы охраняли советские суда во время молодежного фестиваля на Кубе в 1978 г., сопровождали Президента СССР Горбачева во время зарубежных визитов в Рейкьявик и на Мальту. В течение трех суток 16 спецназовцев, сменяя друг друга, несли боевое дежурство подводой, имея приказ стрелять в любую движущуюся цель в радиусе двухсот метров от охраняемого объекта.
Приходилось пловцам решать задачи по обезвреживанию неразорвавшихся боеприпасов, поиску во взаимодействии с МВД опасных преступников в горно-лесистой местности, ликвидации последствий техногенных катастроф. Несколько раз подразделения морского спецназа привлекались для проверок военных и гражданских объектов внутри страны; тогда пловцы «минировали» стратегические автомобильные и железнодорожные мосты, скрытно проникали на территорию секретных баз ВМФ и атомные электростанции.
Шесть лет боевые пловцы ВМФ СССР несли службу по охране базы Дахлак в Эфиопии. Из окруженного эритрейскими войсками порта они уходили на последнем советском корабле.
После распада СССР наиболее боеспособная часть военно-морского спецназа осталась на территории Украины. Существующие сегодня в составе ВМФ России части специального назначения ни в чем не уступают своим советским предшественникам, а в отдельных вопросах даже превосходят их.
Организация, задачи и подготовка
ПДСС (противодиверсионные силы и средства) являются подразделениями специального назначения по борьбе с подводными диверсиями. Они появились в структуре ВМФ СССР в конце 60-х гг. для предотвращения возможных атак боевых пловцов вероятного противника.
Считается, что в каждом подразделении — около 50— 60 боевых пловцов. Каждый ОМРП — около 120—200. Считается, что в составе каждого военного флота (их всего четыре: Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский) есть свой ОМРП.
В СССР перед морским спецназом стояло несколько задач; основными были ведение разведки на приморских направлениях, уничтожение мобильных пусковых установок, командных пунктов, средств ПВО, гидротехнических сооружений и кораблей противника.
Параллельно с этими подразделениями на каждом флоте существовали отряды подводных противодиверсионных сил и средств (ППДСС), созданные для охраны военно-морских баз от вражеских пловцов.
Кстати, именно в системе формирований ППДСС существовали специальные станции дрессировки животных. Одна из таких баз находилась под Севастополем. Дельфинов, белух, сивучей, котиков пытались обучить действиям подводных диверсантов или боевых пловцов. Животных заставляли отыскивать на дне моря различные предметы, вести подводную съемку, находить и уничтожать вражеских водолазов-разведчиков. Наконец, животных использовали в качестве подводных диверсантов: к их спине прикрепляли мину, которую они должны были доставить к днищу корабля или подводной лодки и там привести в действие, уничтожив корабль.
Система подготовки спецназа и антидиверсионных групп ВМФ разительно отличалась от методик, применявшихся в других силовых ведомствах. Начиналось все с жесткого отбора кандидатов. В течение полугода имевших до армии навыки подводного плавания и спортивные разряды призывников обучали по специальной программе, где физическая и психологическая нагрузки были близки к предельным. По свидетельствам бывших боевых пловцов, одним из испытаний был ночной марш-бросок без указания дистанции и времени бега. И когда под утро наступало полное физическое истощение, начинала проявляться психологическая устойчивость.
После перевода из учебного в боевое подразделение матросы срочной службы приступали к теоретическим и практическим занятиям. Обязательный курс включал в себя водолазную, воздушно-десантную, навигационно-топографическую, горную специальную, морскую, физическую подготовку, минно-подрывное дело, рукопашный бой, выживание в любых условиях, изучение иностранных армий и возможных театров военных действий, радиодело и многое другое, необходимое в современной войне. Поскольку специфика службы предусматривала ведение боя, в том числе и под водой, то помимо обычного стрелкового оружия спецназовцы изучали подводное оружие. Доставка боевых пловцов к объектам могла осуществляться наземным, морским и воздушным способами. Десантирование производилось со сверхмалых высот, что существенно увеличивало риск.
Известные операции
22 октября 1938 г. в ходе учений подразделений Тихоокеанского флота во Владивостоке группа военных водолазов совершила выход из подводной лодки через торпедные аппараты, вошла в акваторию военно-морской базы и произвела диверсию. Пловцы использовали дыхательные аппараты замкнутого цикла, сухие костюмы, пистолеты и гранаты. Однако первый опыт применения боевых пловцов так и остался опытом; первое постоянное подразделение морского спецназа было образовано уже в годы войны. За время войны пловцы РОН неоднократно совершали боевые выходы. Вот только самые первые из них.
11 августа 1941 г. на острове Голодай (теперь — остров Декабристов) под Ленинградом была создана рота особого назначения (РОН) — первое советское подразделение боевых пловцов. Его командиром стал Иван Васильевич Прохватилов.
Август 1941 г.: аквалангисты РОН отбуксировали морскую мину и разрушили мост через реку Нарва, к которому подошли немецкие войска.
Сентябрь 1941 г.: в районе Ладожского озера финские войска захватили острова к югу от Выборга, окружив
23 советские части, которые находились в порту Выборг. Два аквалангиста прошли под водой к острову, проложили кабель, обеспечив связь. Боевые пловцы РОН, обследуя кабель, обнаружили, что финны отказались от планов захвата острова.
Октябрь 1941 г.: начало подготовки пловцов на Тихоокеанском флоте.
После окончания войны РОН и все подобные подразделения были официально расформированы.
Однако вскоре стало понятно, что подразделения морских диверсантов и разведчиков необходимы.
1953 — создание 6-го ОМРП в составе Черноморского флота.
1954 — следы боевых пловцов были найдены на пляже возле одного из санаториев. Впоследствии там была установлена сигнализация; событие подтолкнуло СССР к ускоренному формированию подразделений боевых пловцов.
15 октября 1954 г. — в составе Балтийского флота был создан 561-й ОМРП.
1968 — 6-й ОМРП был преобразован в 17-ю отдельную бригаду специального назначения.
1969 — соответствующие подразделения были сформированы в Тихоокеанском, Балтийском и Северном флотах.
1970 г. и позднее — аквалангисты из отдельных бригад специального назначения работали в Анголе, Вьетнаме, Египте, Мозамбике, Никарагуа, Эфиопии и других странах, часто по просьбе их правительств. В Анголе и Никарагуа пловцы охраняли советские корабли и консультировали местные вооруженные силы.
1989 — Михаил Горбачев и Джордж Буш - старший встретились на борту советского корабля «Максим Горький» у берегов Мальты. В течение 3 дней боевые пловцы Балтийского флота (в том числе из состава 561-го ОМРП) и спецназ обеспечивали безопасность встречи.
1990 — 17-я отдельная бригада специального назначения была преобразована в 1464-й ОМРП.
Январь—май 1995 г. — несколько моряков, курсантов, прапорщиков и офицеров из разных ОМРП в качестве добровольцев приняли участие в первой чеченской войне. Они были включены в состав разведывательных подразделений морской пехоты.
2004 — на канале «Россия» был показан документальный фильм, посвященный некоторым операциям спецназа, которые не были известны широкой общественности. Фильм назывался «Спецназ; Операции». Среди других историй в фильме изображен эпизод о тактике русских пловцов ПДС.
2008 — во время войны в Южной Осетии боевые пловцы Черноморского флота России успешно разрушили грузинские торпедные катера и ракетные катера в порту Поти.