Винтовка Мосина, героиня двух мировых войн (4 фото)
Ее мощный патрон, дававший винтовке прицельную дальность до двух километров, широко известен во всем мире, и носит характерное официальное наименование 7,62×54R. R значит «русский».
Со стрелковым оружием связан самый главный миф, старательно поддерживавшийся публицистами после войны. Что у немцев, мол, вся пехота была поголовно с автоматами, а у нас с винтовками, и только к концу войны Красная Армия получила большое число автоматов и начала бить немцев.
Тут неправда почти все. Германия начала войну, вооруженная карабином Маузера образца 1898 года — ветераном Первой мировой, по сути, ровесником винтовки Мосина. Автоматов было незначительное количество. Советская армия собиралась перевооружаться на самозарядные винтовки Токарева СВТ-40, но этим планам помешала война.
Для справки: за все время Великой Отечественной советская промышленность произвела шесть миллионов автоматов ППШ, около миллиона винтовок Токарева… и свыше 12 миллионов винтовок образца 1891/30 гг. Кстати, немцы за войну выпустили более 10 миллионов магазинных винтовок. Винтовка Мосина начала войну под Брестом и взяла Берлин. Да, доля автоматического оружия в войсках повышалась, но говорить о том, что автомат вытеснил трехлинейку нельзя.
Автомат был оружием большой огневой мощи, но короткой дальности. Автоматы того времени использовали пистолетные патроны. Их вообще задумали в конце Первой мировой в рамках концепции «окопной метлы» — мощного средства зачистки штурмуемых траншей при боях на кинжальной дистанции. Для перестрелок на дистанциях в несколько сотен метров и более автоматы не годились: падала точность и убойное действие пули.
Поэтому винтовки неизбежно были основным вооружением пехоты. Мир потихоньку переходил на самозарядные карабины — американцы делали свой «гаранд», немцы возились с «геверами». У нас тоже была СВТ-40, которая получила убойную характеристику в начале войны: «русские поголовно вооружены ручными пулеметами». Но она была дорога в производстве, и капризна в эксплуатации, особенно для неподготовленного, малограмотного вала призывников, спешно замещающего выбитый «кадр» довоенной РККА, когда не было времени на дополнительное обучение.
Поэтому — винтовка Мосина. Простое как полено, надежное, убойное, точное оружие. Трехлинейка была освоена в производстве, ее технологический процесс был еще до революции вылизан до совершенства.
На ее базе, кстати, выпускалась штатная снайперская винтовка. Сталинградский снайпер Василий Зайцев работал в руинах волжского города именно с такой трехлинейной винтовкой.
Выпускать «трехлинейку» перестали только в 1945 году, но на вооружении она официально состояла аж до начала 1960-х годов.