Попугай - убийца овец (32 фото)
Редко случается, когда овца всё-таки освобождается от напасти кеа, чаще всего, атакованные птицей животные умирают от полученных ранений, и становятся пищей остальных попугаев из стаи.
Ранее, до прихода европейцев, млекопитающих в Новой Зеландии, кроме одного вида крыс и одного вида летучих мышей, не было. Значит, кеа до этого времени не был известен вкус мяса млекопитающих. Но из-за недостатка других кормов (червей и насекомых), попугаи начали охотиться на овец. Используя свои мощные когти и клюв, изначально предназначенные только для лазания по коре деревьев, эти птицы начали раздирать раны животных. Это явление называется преадаптацией, когда заложенные приспособления выполняют новые функции.
Часто, найдя павшую овцу, пастухи приписывают её смерть птице. Из-за этого попугаи кеа долгое время истреблялись. На самом же деле кеа охотится на овец очень редко, и гибель овец от нападения хищных попугаев имеет совсем ничтожный процент. В 1986 году людей убедили прекратить истреблять этих птиц, и ставшие исчезающим видом кеа сегодня находятся под защитой.
Известны случаи «нападения» кеа на машины людей, причиной которых, опять же, становится желание найти что-нибудь съестное в салоне автомобиля. Кроме того, попугаев может заинтересовать содержимое рюкзака туристов, путешествующих в местах обитания этих птиц. Несмотря на это, попугаи кеа по-прежнему привлекают людей, которые любят наблюдать, как птицы играют, кувыркаясь в снегу или барахтаясь в только что оттаявших лужах.
Ещё одной исключительной особенностью этих птиц является то, что кеа – единственные попугаи, которые живут и размножаются на высоте 1500 м над уровнем моря.
Среди зоологов бытует шутка, что этот попугай сам выбрал свое собственное название. Фактически он сам вслух и ясно произносит его — хриплое «кеее-аа, кеее-аа, кеее-аа». Оно отлично подходит для целей распознавания и избавляет орнитологов от необходимости мучительно выдумывать птице какое-то новое название. Правда птица пока не выучилась произносить свое научное название, Nestor notabilis, но, наверно, это вопрос времени.
Кеа широко известен, как самая интеллектуальная птица в мире. Однако кеа не только интеллектуален. Он невероятно харизматичен, любопытен, смел, беспощаден и опрометчив. И это — одна из немногих крупных птиц в Новой Зеландии, которая не забыла, как надо летать.
Если вы захотите увидеть кеа, пойдите в людное место. Их обычно можно увидеть на лыжных курортах, альпийских участках для пикника и автостоянках, частично потому, что там они находят легкий источник нехитрой пищи, а частично потому, что именно там они могут озорничать.
Открытые окна, крышки багажников и рюкзаки становятся для них бесконечным источником удовольствия. Они уносят любые неосторожно брошенные предметы одежды или украшения и прячут их в расщелинах скал, где сортируют их по размеру настолько тщательно, что трудно поверить, что они не страдают от навязчивой страсти к беспорядку.
Вы не сможете взять кеа на самолет в качестве ручной клади, потому что его клюв могут счесть опасным оружием. Он похож на помесь пары плоскогубцев, отвертки и открывалки для банок, он невероятно мощный, и кеа отлично управляется с ним. А еще у кеа есть аналогичные клюву когти.
Так что, возможно, нет ничего удивительного в том, что кеа становятся превосходными автомобильными ворами. Они, естественно, не крадут сами автомобили, но только потому, что не могут дотянуться до педалей. Вместо этого они крадут детали автомобилей: особенно большой опыт у них по части снимания резиновых «дворников» и дверных замков. Они делают это с таким умением и регулярностью, что трудно не вообразить, как они копят детальки где-нибудь высоко в горах, а затем собирают из них свои гибридные автомобили. Несколько покрышек и боковое зеркало — и дело сделано…
Они могут открыть любой контейнер. Популярное времяпрепровождение у людей, живущих в наиболее диких частях Новой Зеландии, где почти нечем заниматься, — изобретение контейнера, который кеа не смогут вскрыть. Само собой разумеется, ни у кого пока этого не получилось, так что ясно: это — занятие, которое обеспечит людей напряженным трудом на много лет вперед.
Еще одно любимое место озорных кеа — курортные домики. Они высматривают неосторожных лыжников, которые оставят двери или окна открытыми, затем ныряют внутрь и раздирают на клочки все циновки, матрацы и подушки. Сами они также наслаждаются лыжным спортом, используя крутые крыши шале в качестве горнолыжной трассы.
В одном таком лыжном шале бригада кеа оставляла часового у главного входа. Каждый раз, когда кто-то собирался выйти, часовой подавал сигнал другим, и птицы начинали сбрасывать снег с крыши над дверью. В результате лыжник оказывался засыпан снегом с ног до головы, а все кеа покатывались и кудахтали.
«Мы поехали посмотреть на кеа на автостоянку перед входом в 1,3-километровый тоннель Хоумер. Как только мы остановились, несколько удивительно крупных птиц окружили наш автомобиль, точь-в-точь те попрошайки, что навязчиво предлагают помыть ветровое стекло, стоит вам только остановиться на светофоре.
Совсем как охотники за адреналином в соседнем Квинстоне, кеа на автостоянке не унимались. Присматриваясь и пихаясь, уворачиваясь и ныряя, они вели себя как бешеные сороки, накачанные стероидами. Один кеа даже дважды спикировал на ветровое стекло соседнего автомобиля.
Это были великолепные птицы, в основном коричнево-зеленые, с яркими вспышками красных, желтых и оранжевых перьев. Они покоряли с первого взгляда.
Понаблюдав за птицами некоторое время, мы были поражены тем фактом, что только пара из них действительно плохо себя вела. Они хулиганили, в то время как другие посматривали на них с безопасного расстояния и подбивали их на безобразия.
Один из хулиганов украл бейсбольную кепку пассажира яркого красного «Vauxhall Astra», и, пока законный владелец кепки, его жена и дочь гнались за ним через всю автостоянку, остальные кеа переключились уже на другой объект. Если бы они могли, закинув ногу на ногу, поплевывать сквозь зубы или беспечно посвистывать, они бы это неприменно сделали. Они безобразничали столь же естественно и с таким невинным видом, словно юные сорванцы застуканные за курением позади велосипедного сарая.
Вор тем временем взгромоздился на высокую скалу с бейсбольной кепкой в клюве, глядя на преследователей тем презрительным взглядом, который, казалось, говорил: «Ну, и что вы теперь сделаете?» «
Отрывок из книги «Дикие и редкие: последний шанс их увидеть». Стивен Фрай и Марк Карвардайн (2009)
К слову, кеа — единственный вид попугаев, живущий высоко в горах. Для размножения они предпочитают высоту от 1,5 тыс. метров над уровнем моря. Населяют буковые леса, лесные долины и альпийские луга, не забывая посещать и человеческое жилье, особенно досаждая туристам в отелях, кемпингах и горнолыжных домиках.
А вот кормить кеа в национальных парках строго запрещается. И не потому, что они сидят на специальной диете, просто, привыкнув получать еду из рук туристов, они считают ее своей собственностью и могут запросто напасть на зазевавшегося едока, посмевшего есть бутерброд в их присутствии. В дикой природе они питаются растениями, насекомыми и нектаром цветов. В голодное время могут есть павших овец и даже нападать на живых.
Сегодня кеа — любимая достопримечательность туристов, которые прощают им даже разорванные палатки и прокусанные шины автомобилей. Словно расшалившиеся дети, попугаи купаются во всеобщем внимании, придумывая на потеху публике все новые проделки.