Ликвидаторы Чернобыльской АЭС: когда враг невидим и неслышим (3 фото)
26 апреля 1986 года мир облетела страшная новость: взорвался энергоблок Чернобыльской атомной электростанции. Реактор полностью разрушен, и в окружающую среду выброшено огромное количество радиоактивных веществ. Для ликвидации последствий катастрофы в зону Чернобыля со всех уголков СССР начали стекаться толпы добровольцев и тех, кто попал под мобилизацию.
Генерал-майор в отставке Владимир Тюнюков о ликвидации последствий катастрофы знает не понаслышке. В 1986 году он отвечал за безопасность войск, работающих в 30-километровой зоне. Опыта устранения последствий подобного рода аварий не было, и работать приходилось по наитию и практически вручную.
Владимир — один из сотен людей, которые занимались дезактивацией производственных помещений энергоблока. В самом опасном месте аварии работали в три смены, по пять часов. Мыли помещения. На уцелевшей от взрыва части машинного зала выстраивали бетонную стену, чтобы обеспечить работу третьего энергоблока. Особая сложность заключалась в дезактивации потолочных перекрытий и коммуникаций: с высоких потолков необходимо было снимать краску, пропитанную радиоактивными частицами. Работали в специальных костюмах, которые после каждой смены проходили обработку.
Враг был невидим и неслышим, в этом и заключалась главная опасность. Люди сами не понимали, с чем они столкнулись. Безопасную границу можно было «нащупать» лишь приборами.
Владимир вспоминает, что изначально многие пренебрегали техникой безопасности: костюмы плохо обрабатывались, а люди наскоро принимали душ. Подобные ошибки стоили жизней.
Рассказать о произошедшем пытались документалисты, работавшие на месте аварии. Среди таких людей был кинорежиссер «Укрхроники» Владимир Шевченко. В мае 1986 года он со съемочной группой добровольно приехал в Чернобыль. И следующие сто дней провел на месте катастрофы вместе с ликвидаторами.
Получить разрешение на съемку было непросто, режиссер около месяца обивал пороги всех необходимых инстанций. Фильм был снят, и благодаря этим уникальным кадрам каждый зритель становится очевидцем тех страшных событий.
Создатель фильма, получив огромную дозу радиации, попал в больницу. В своем дневнике он написал: «Если кто-то скажет мне, что если бы не лез, был бы с легким, немедленно отвечу: лучше без легкого, чем, как некоторые, без совести».
Правдивый фильм о самой крупной в истории техногенной катастрофе порезала цензура. Но он все же вышел в прокат. А режиссер фильма Владимир Шевченко вскоре после премьеры умер от лучевой болезни.