Редкие кадры закулисья х/ф "д'Артаньян и три мушкетера" (20 фото)
Телепремьера фильма на Центральном телевидении состоялась в декабре 1979 года.
Съёмки фильма проходили на Украине во Львове и Одессе
Изначально Михаил Боярский должен был исполнять роль графа Рошфора. Но когда на Михаила надели костюм, стало понятно, что лучшего гасконца просто не найти.
Валентин Смирнитский, хоть и был слишком худым для роли Портоса, очень понравился режиссеру. Дабы придать актеру упитанный вид, ему сшили специальный ватный костюм, и артисту он был совсем не по душе. «Я чувствовал себя хоккеистом на лошади!» – жаловался потом Смирнитский.
На роль Атоса пробовался советский Шерлок Холмс Василий Ливанов, но в результате, после долгих уговоров, этого персонажа сыграл Вениамин Смехов.
На роль кардинала Ришелье планировался Михаил Козаков, а Александр Трофимов должен был играть совсем другую роль. В итоге, Козаков впоследствии озвучил кардинала, сыгранного Трофимовым. Кстати, на момент съемок Александру Трофимову было 27 лет, в то время как его герою — более 40.
Когда Георгий Юнгвальд-Хилькевич задумал снимать фильм, он уже точно знал, что в его картине Людовика Тринадцатого будет играть Олег Табаков, Анну Австрийскую — Алиса Фрейндлих, а Портоса — Валентин Смирнитский. По словам режиссёра, кроме этих исполнителей он себе никого не представлял и никого больше не пробовал на эти роли.
Госкино выделило бюджет на съёмки фильма довольно маленький, поэтому часть реквизита изготавливалась из подручных материалов.
Перед съёмкой сцены Марлезонского балета в Одесском оперном театре режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич был вынужден пойти на рынок, накупить бижутерии и всю ночь мастерил «алмазные подвески для королевы» у себя в гостиничном номере.
Точно так же Юнгвальд-Хилькевичем был изготовлен «эфес для шпаги д’Артаньяна», который он паял из консервной банки.
По словам Владимира Балона, Боярский чуть не погиб на съемках: «Рошфор, которого играл Боря Клюев, был задуман как человек, который никогда не вынимает шпаги из ножен. Поэтому его обучением я практически не занимался, - рассказывал Балон.
-Но в одной сцене Боря не выдержал и выхватил клинок. Сняли еще несколько дублей… Вдруг Миша куда-то исчез… Нашли его в туалете, он стоял над раковиной и сплёвывал кровь.
...Когда сделали рентген, выяснили, что шпага проткнула нёбо и буквально сантиметр не дошла до мозга».
О съемках фильма ходит множество легенд и смешных анекдотов. Рассказывают, что следуя известному методу Станиславского, актеры полностью вживались в образы разбитных мушкетеров. В перерывах между съемками они выпивали, постоянно ходили в сценических костюмах, в том числе по городу, водили к себе женщин и вообще вели себя не лучшим образом.
Однажды, когда «мушкетеры» пропили все, что можно, в том числе и суточные, они долго сидели голодные, а потом пошли в магазин и украли ящик с копченой рыбой. Часть актеры съели, а остальное обменивали на другие продукты.
«Хотя копчушку мало кто брал, но жалели нас, видели – такие приличные ребята, а дошли до ручки. И менялись», – вспоминал о своих похождениях Боярский.
Кстати, деньги за рыбу продавцу потом вернули.
Перед съемками финальной баталии – героической обороны Сен-Жерве – «мушкетеры» ухитрились заменить бутафорское вино настоящим. Потом сцену пришлось переснимать.
Ко времени "Трех мушкетеров" актерам уже запретили сниматься в каскадерских сценах. Исполнение трюков разрешалось лишь людям, прошедшим специальную подготовку. Интересный факт: Боярский дважды прыгал в стог сена с высоты пятого этажа. «Говорил, что хотел заработать друзьям на ресторан (тогда платили по 50 рублей за трюк). Но на самом деле себя на прочность пробовал», – объяснял Хилькевич.
Добавить можно, что этот фильм еще долго будет любимым фильмом миллионов благодарных зрителей.