Джеймс Кэмерон побывал на дне Марианской впадины (3 фото + 2 видео)
Знаменитый режиссёр стал первым человеком в истории, побывавшим в самой глубокой точке Мирового океана в одиночку, и третьим, кто вообще когда-либо покорял этот рубеж.
26 марта в шесть утра по московскому времени батискаф Кэмерона Deepsea Challenger вынырнул на поверхность океана после рекордного погружения. По информации National Geographic, спуск в бездну Челленджера (Challenger Deep) занял 2 часа 36 минут, на 11-километровой глубине Кэмерон пробыл около трёх часов, и всего 70 минут ушли на подъём.
Вся техника отработала нормально. Как и было задумано, в ходе погружения режиссёр снимал видео в 3D, а установленная на борту батискафа аппаратура проводила научные измерения (записывала температуру, солёность воды). Кроме того, с помощью заборных устройств Джеймс взял на дне несколько проб грунта и поймал несколько глубоководных созданий. Снятый на дне впадины фильм будет транслироваться на канале National Geographic и в кинотеатрах.
После возвращения режиссёра на судно поддержки Кэмерона встретил Дон Уолш (Don Walsh), единственный из оставшихся в живых участников предыдущего погружения в Марианскую впадину, совершённого в далёком 1960 году (экспедиция "Триеста").
«Это был великий момент. Я поприветствовал его в клубе, — заявил Уолш. — Там, на дне впадины, побывали только трое, но один из нас, швейцарский инженер Жак Пикар, умер. Теперь это просто Джим и я».
Экспедиция стоимостью в несколько миллионов долларов финансировалась самим режиссёром, а также компанией Rolex и National Geographic
По словам врача экспедиции Джо Макинниса, после многих часов, проведённых в крайне стеснённых условиях, Кэмерон испытывал боль, но в целом его самочувствие и физическая форма на удивление хороши для 57-летнего человека.
Экспедиция Кэмерона – это не просто рекорд, но и возвращение к глубоководным экспедициям, проводимыми непосредственно людьми. По мнению ряда специалистов, далеко не всё можно возложить на дистанционно управляемых глубоководных роботов. Присутствие человека на дне океана может быть очень важным.
Режиссёр надеется, что Deepsea Challenger будет активно участвовать в научных исследованиях. Кэмерон планирует и сам продолжить погружения на выдающемся аппарате, хотя сейчас медики рекомендуют Джеймсу сделать передышку.
Океанограф Лайза Левин (Lisa Levin) заявила, что общественный интерес к глубоководной науке, подстёгиваемый Кэмероном, не менее важен, чем любой новый вид, который режиссёр мог бы открыть. «Я считаю, Кэмерон сделает для глубоководных впадин то же, что Жак-Ив Кусто сделал для океана много десятилетий назад», — сказала исследовательница.
Об экспедиции и устройстве уникального одноместного батискафа мы детально рассказывали после пробного погружения Кэмерона на 8,2 километра, состоявшегося в начале марта.
Несмотря на усталость, режиссёр уже обдумывает продолжение своих экспедиций. Он предполагает, что в дальнейшем батискаф может быть оснащён тонким волоконно-оптическим кабелем, который позволил бы учёным на борту судна поддержки получать кадры со дна океана в реальном времени