«Багратион». Операция по возврату долгов (6 фото)
В ходе боев осени 1943–зимы 1944 года на Украине и на северо-западе Белоруссии образовался «подсеченный» с двух сторон выступ немецкой стратегической позиции — так называемый «белорусский балкон». Задачей наступления ставилась ликвидация этого участка фронта.
Название операции — Белорусская. Больше она известна под своим шифром, использовавшимся в момент разработки — «Багратион». Однако больше всего этой операции подошло бы имя «возврат долгов с процентами». Советские войска возвращались туда, где летом 1941 года их перемалывала группа армий «Центр». Символично, но все начиналось 22 июня, однако уже 1944 года — опять Белоруссия, опять в противниках группа «Центр».
Подготовка к наступлению велась с весны 1944 года, однако советскому командованию удалось ввести немецкое в заблуждение: они до последнего считали, что главное летнее наступление СССР начнет на северной Украине. Можете себе представить: сосредоточение без малого 2,4 млн человек было надежно прикрыто дезинформацией и мерами противодействия немецкой разведке.
Против германской группировки были задействованы сразу четыре фронта: 1-й Прибалтийский Ивана Баграмяна, 1-й Белорусский Константина Рокоссовского, 2-й Белорусский Георгия Захарова и 3-й Белорусский Иван Черняховского. Взаимодействие фронтов парами координировали высокопоставленные представители Ставки — Георгий Жуков отвечал за южный фас 1-го и 2-го Белорусских фронтов, а начальник Генштаба Александр Василевский — за действия 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского на северном фасе. Общую разработку плана операции вел заместитель Василевского в Генштабе Алексей Антонов, этот талантливый оператор являлся мозгом всей советской кампании 1944 года.
На настырном Константине Рокоссовском лежит «ответственность» за превращение поражения вермахта в разгром. На обсуждении рисунка операции Рокоссовский настоял на более смелых действиях южного крыла в виде охвата Бобруйска силами 28-й и 65-й армий. Этот участок «работы» южного фаса позволил не только устроить немцам «котел» в районе Бобруйска, но и решительно добиться успеха в продвижении на Слуцк и замкнуть окружение немецкой группировки восточнее Минска. Операция из более тяжеловесной, «лобовой», превратилась в сражение на окружение.
История иногда шутит очень тонко. В 1940 году Эрих Манштейн точно также настоял на превращении дробящего фронтального наступления вермахта в Бельгии и Нидерландах в изящный фланговый охват, следствием которого стала военная катастрофа союзников и капитуляция Франции. В 1944 году Рокоссовский добился того, что Белоруссия — одно из «мест боевой славы» кампании 1941 года для вермахта — сделалась символом одного из самых тяжелых поражений германской армии за всю ее историю. Слова «Минский котел» зазвучали вновь, и уже по адресу «победителей Европы».
22 июня начались обеспечивающие мероприятия операции — проще говоря, партизаны Белоруссии поставили на уши всю железнодорожную сеть: 10500 подрывов полотна и составов! Сутки спустя, 23 июня фронты перешли в наступление.
25 июня был окружен Витебск, 28 июня пал Могилев, 29 июня — Бобруйск. В Белоруссию спешно вылетел генерал-фельдмаршал Вальтер Модель — главный специалист вермахта по латанию фронтовых дыр, «генерал-пожарник», как его называли. Но инерция гигантской машины, приведенной в действие от Пскова до Мозыря, уже не подразумевала возможных остановок.
Вермахт отчаянно выдирался из «котлов», но обстановка на фронте ухудшалась с каждым днем. 3 июля советские войска вошли в Минск и рванулись к западной границе. 8 июля — Барановичи, 9 июля — Лида, 13 июля — Вильнюс, 14 июля — Пинск, 16 июля — Гродно. 27 июля — Шяуляй и Белосток, 28 июля — Брест. Эти места помнились по летним дням 1941 года. Операция по возврату долгов развивалась успешно.
23 июля 1944 года советские войска сделали то, что они собирались сделать еще в первые дни войны 1941 года — захватили Люблин, и уже 25 июля вышли к Висле в районе Демблина. 1 августа пал Каунас, а за день до того, 31 июля, советские войска вплотную подошли к Праге-Варшавской — предместьям польской столицы. 1—4 августа советские войска захватили плацдармы на западном берегу Вислы, южнее Варшавы. Яростные контратаки немцев в течение августа ни к чему не привели.
В сражении в западной Белоруссии в 1941 году РККА потеряла безвозвратно 341 тысячу человек и понесла еще 76 тысяч санитарных потерь. В 1944 году в «Багратионе» вермахт только по официальным данным потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 400 тысяч человек. Но эти цифры многие западные и отечественные историки считают заниженными. Так, американский исследователь Восточного фронта Дэвид Гланц называл цифру в 450 тысяч человек как минимум. Отечественный историк Алексей Исаев называл оценку «свыше 500 тысяч человек». Совинформбюро распространило ставшие классическими сведения: 381 тысяча убитыми, 158400 пленными.
Счета за 1941 год были оплачены с процентами.