"Прочти и передай по цепи". Окопные листовки конца июня 1944 года (21 фото)
Наверху фронтовой пирамиды был великий Рокоссовский со свитой генералов и полковников. А внизу в окопах — сотни тысяч рядовых бойцов.
Разговаривать с солдатом перед наступлением надо было предельно конкретно. И обещать — тоже конкретное. "Если сделаешь вот так, то получишь вот это".
Обратим внимание на то, что в конце листовки про орден Отечественной войны после слов "не менее 2 самолетов противника" поставлена жирная черта. На этом — всё! Ни за что больше этим орденом награждать не положено. Ни "к юбилею", ни "к дате", ни "по совокупности общих заслуг".
В ту пору за ордена выплачивали дополнительное денежное довольствие. Некоторые награжденные получали краткосрочные отпуска на родину. А чтобы заслужить это, требовалось выполнить четко определенную военную работу. Государство — заказчик, рядовой Иванов — подрядчик. И неважно, кто он: отличник боевой и политической подготовки или раздолбай с гауптвахты. Заработал — получи.
Солдаты имели перед глазами примеры. Вот зимой, скажем, наступали мало, как-то больше контратаковали, но если командир противотанкового орудия сержант Иван Спицын заработал награду и получил лично от генерала Батова орден Ленина и медаль "Золотая Звезда", то поехал он в отпуск.
А теперь лето, начинается большое наступление. И солдата в общем не надо воодушевлять листовками с общими призывами.
Рабочим войны нужны были технические инструкции, и они их получали.
А вот как были одеты рабочие войны в боях, к примеру, за Полоцк.
Солдаты увидят список товарищей, которые первыми ворвались в город Жлобин, и будут воевать так, чтобы о них тоже рассказали во фронтовой печати.
Вот листовка об освобождении Орши.
А вот фотографическое подтверждение события — группа пленных немцев, захваченных в боях за Оршу.
Совершил подвиг сын узбекского народа Жусумбек Аесбаев.
А вот он сам (или его земляк) конвоирует немецких военнопленных в Витебске.
Редкий экземпляр из фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны — листовка не тиражированная, а написанная от руки.
Но большинство сохранившихся листовок — это печатная продукция.
"Отличились в бою", "Бей по-гвардейски", "Бей немецких гадов"
Для сравнения взял я немецкую фронтовую листовку того же 1944 года, которая должна была поднять боевой дух солдат Вермахта.
Невыразительно, вяло, скучно. Похоже, что профессиональный график Кистлер (Kistler) работал по принуждению. А главное, возникает ощущение, что немецкий солдат мертв уже на картинке…
То ли дело творение нашего фронтового художника В. Борисова, состоявшего при агитмашине № 4 ДКА!
Не берусь судить, которая из двух целей была у художника Борисова главной: напугать немцев обликом советского воина или повеселить товарищей Андрея Коваленко…
ДКА (Дом Красной Армии) — это современный Центральный дом офицеров Вооруженных сил Республики Беларусь. Несмотря на то, что Минск был оккупирован, это учреждение армейской культуры ни на день не прекращало существование как юридическое лицо (самостоятельная войсковая часть) и прошло на колесах дорогами войны. "Красноармейская Правда" — современная "Белорусская военная газета".
В завершение приведу три листовки политуправлений 2-го и 3-го Белорусских фронтов — от 22-го, а также 25 и 26 июня 1944 года.
Разница во времени между этими листовками была несколько дней. А какие замечательные результаты достигнуты на первом этапе операции "Багратион"!
В этом году 70 лет освобождения Беларуси от нацистской Германии!