Семь фактов о знаменитой Полтавской битве (8 фото)
Битва разыгрывалась через полгода после предательства доверенного соратника Петра I — украинского гетмана Мазепы. На стороне шведов находилось до четырех-шести тысяч казаков — запорожских и тех, что привел с собой Мазепа. (Точное число установить трудно, так как, по данным шведских источников, казаки показали себя ненадежной вольницей и постоянно разбегались.) На стороне российского войска выступили восемь тысяч казаков под водительством нового гетмана Украины Ивана Скоропадского.
«О Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего», — таковы знаменитые слова, сказанные Петром I перед началом битвы. И жизнью царь действительно готов был пожертвовать. В один из решающих моментов, когда шведы прорвали ряды российской армии, Петр выехал вперед и скакал вдоль линии пехоты, вдохновляя солдат своим примером. Шведы вели по нему стрельбу, и одна из пуль почти достигла цели — попала в шляпу самодержца.
Важным фактором, обеспечившим победу русской армии в Полтавской битве, стало применение артиллерии. Четырем шведским пушкам противостояли 310 русских орудий. Артиллерийские удары нанесли серьезный урон неприятелю.
В годы Северной войны форма опытных солдат Петра I из именитых полков отличалась от формы новобранцев. Петр решил применить хитрость, переодев закаленных в боях воинов в форму новичков. Шведы двинулись атаковать «новобранцев» и попали в ловушку — вместо испуганных неопытных юнцов их встретила настоящая боевая элита.
Вскоре после окончания Полтавской битвы пленным шведам было предложено поступить на службу к царю. И многие из них согласились — в русской армии сформировали два пехотных полка из военнопленных. Драгунский полк шведов даже участвовал в экспедиции Александра Бековича-Черкасского в Хиву в 1717 году.
Битва прошла в день Самсония Странноприимца, поэтому в 1735 году на Большом каскаде Петергофа в честь Полтавской победы установили знаменитую скульптуру Самсона, разрывающего пасть льву. Золотой лев — один из геральдических символов Швеции.
О Полтавской битве повествует не только поэма Александра Сергеевича Пушкина «Полтава», но и роман Олега Кудрина «Полтавская перемога», и книга Петера Энглунда «Полтава. Рассказ о гибели одной армии». Тема победы над шведами не обошла и творчество живописцев, к ней обращался Луи Каравак, написавший картину «Петр I в. Полтавской битве», Александр Евстафиевич Коцебу в «Полтавской победе», Денис Мартен в картине «Полтавская битва», Михаил Васильевич Ломоносов в мозаике «Полтавская баталия» и многие другие.