«Русские начинают наглеть». Почему Смоленское сражение помогло выиграт (6 фото)
Смоленское сражение началось издалека. 10 июля подвижные объединения вермахта — 3-я танковая группа Германа Гота и 2-я танковая группа Гейнца Гудериана — атаковали Витебск и Могилев, имея целью выход к Смоленску. Но события развивались уже далеко не так мрачно, как в первые дни войны на западной границе.
Уже 13 июля начался советский контрудар с южного фаса. 21-я армия генерал-полковника Федора Кузнецова, заняв силами «черного корпуса» (63-й стрелковый корпус генерала Петровского) Рогачев и Жлобин, начала наступление в сторону Бобруйска. «Русские начинают наглеть на южном крыле 2-й армии. Они атакуют около Рогачева и Жлобина» — доносили немцы с фронта в Генштаб в этот момент. Однако к 20 июля немцы сумели остановить продвижение советских войск.
16 июля 29-я моторизованная дивизия немцев ворвалась на окраины Смоленска. В оперативном окружении в районе города оказались части 16-й, 19-й и 20-й советских армий. Однако продвижению немцев сильно мешал Могилев, превращенный советскими войсками в импровизированную крепость. Только к 26 июля немцам с большим трудом удалось ликвидировать у себя в тылу этот очаг сопротивления, мешавший развивать наступление дальше.
21 июля советское командование организует крупное концентрическое (сходящееся к центру) контрнаступление силами нескольких «оперативных групп» — в общем направлении на Смоленск. Координацию наступления осуществлял генерал-лейтенант Андрей Еременко.
Наступление развивалось вязко, довольно быстро застопорившись в немецких резервах. Подход германской пехоты из Белоруссии привел к локальному кризису под Смоленском, в результате чего 28 июля город окончательно пал, однако активные действия оперативной группы Константина Рокоссовского позволили удержать переправы через Днепр в районах Соловьево и Ратчино. Через них и сумели отойти остатки советских войск, оборонявших Смоленск.
Уже по описанию июльских боев видно, что после победы в Приграничном сражении бодрого продвижения вперед у вермахта не вышло. Да, Смоленск был оставлен, однако плотная, активная оборона второго стратегического эшелона, наносящего контрудар за контрударом, явно была неприятной неожиданностью для германского командования. Быстрый выход к Москве откладывался, пришлось заняться перегруппировками, укреплением сил и расчисткой флангов.
За этим и прошел весь август. Советские войска беспрестанно атаковали противника, крупные наступления начинались 8, 16, 22 и 30 августа. Германское наступление на центральном участке фронта застопорилось. Что-то пошло не так. Вермахт колотился лбом в смоленский рубеж, совершенно не напоминая себя прежнего.
11 августа начальник Генштаба Франц Гальдер записал в своем дневнике: «Общая обстановка все очевиднее и яснее показывает, что колосс-Россия, который сознательно готовился к войне, несмотря на все затруднения, свойственные странам с тоталитарным режимом, был нами недооценен. Это утверждение можно распространить на все хозяйственные и организационные стороны, на средства сообщения и, в особенности, на чисто военные возможности русских. К началу войны мы имели против себя около 200 дивизий противника. Теперь мы насчитываем уже 360 дивизий противника. Эти дивизии, конечно, не так вооружены и не так укомплектованы, как наши, а их командование в тактическом отношении значительно слабее нашего, но, как бы там ни было, эти дивизии есть. И даже если мы разобьем дюжину таких дивизий, русские сформируют новую дюжину».
Это была суть войны в 1941 году. Кадровая Красная армия гибла под ударами превосходящей военной машины вермахта, но активным сопротивлением выигрывала время для развертывания новых резервов. В них-то, в конце концов, и захлебнулась кампания 1941 года, а вместе с ней и идея о молниеносном разгроме СССР. Смоленское сражение, по сути, во многом выиграло войну, сорвав единственно допустимый для Германии план ведения боевых действий — быстрый. Дальше надо было стиснуть зубы и терпеть, не допуская крупных ошибок.
Смоленское сражение закончилось 10 сентября 1941 года. Именно там, в этом сражении, родилась советская гвардия — приказом наркома обороны СССР от 18 сентября 1941 года «за боевые подвиги, за организованность, дисциплину и примерный порядок» 100-я, 127-я, 153-я и 161-я стрелковые дивизии, отличившиеся в боях под Смоленском, были переименованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские.