Репортаж: как живет белорусская семья, в которой 11 детей (28 фото)
Первой нас встречает белокурая Антонина. И тут же с порога выдает все последние новости детского сада. Ее рассказ то и дело прерывают многочисленные «здрасьте» других членов семьи. Но Тоню это не смущает, и она продолжает свое повествование. Девочке пять лет. Четыре из них она провела в детдоме. Полтора года назад Тишковы ее оттуда забрали. В то время, когда у них уже было 9 детей.
Идея с удочерением возникла параллельно у обоих родителей, но вначале не озвучивалась
— 15 лет назад на свет появился Тимофей, через полтора года Павел, потом родились Евгений, Никита, Игнат… Результатом каждой моей беременности становился мальчик. А очень хотелось дочку. Однажды работник приюта предложила взять на выходные ребенка — девочку Майю. Это было лучшее Рождество в нашей семье! Стали потихоньку оформлять документы, и через 9 месяцев у нас появилась долгожданная дочка. Жалко, что вы с ней не познакомитесь, сейчас она улетела отдыхать в Италию, — рассказывает Жанна.
Пока шел процесс удочерения Майи, в семье родился еще один сын — Давид.
— Семеро детей, все маленькие. За каждым нужен глаз да глаз. Однажды малыши высыпали несколько пачек крупы на пол и полили все двумя бутылками подсолнечного масла. В общем, непросто было и иногда казалось, что мы уже на пределе возможностей. Но когда узнали о новой беременности, поняли: это наше призвание, — рассказывает Жанна.
А потом Владимир повстречал в приюте Диану, и вскоре у Тишковых появилась еще одна дочка.
Через несколько месяцев у Жанны и Владимира родился еще один мальчик — Михаил. Но уже с момента рождения стало понятно: малыш болен. Дни, которые он проводил дома, а не в больничных палатах, можно было пересчитать по пальцам.
В полтора года Мише в Боровлянах поставили диагноз: первичный иммунодефицит, хроническая гранулематозная болезнь. Единственный выход — пересадка костного мозга.
— Всей семьей мы поехали сдавать кровь, чтобы узнать, кто подходит как донор по ДНК. Подошел один из старших сыновей — Женя. Костный мозг прижился на 100%, но Миша еще долго будет нуждаться в стерильных условиях, специальной диете. К тому же он перенес сильнейшую химиотерапию. Молимся, чтобы все у него было хорошо, — тяжело вздыхает Жанна.
Сколько бессонных ночей и страданий перенесли за эти неполные три года Тишковы, известно только им самим. Но именно в это тяжелое время Жанна и Владимир совершили очередной великодушный, а для многих просто необъяснимый поступок — удочерили еще одну девочку, ту самую Тоню. Ее Тишковы заприметили во время благотворительной акции, которую устраивает их церковь евангельских христиан-баптистов в приютах и детдомах.
— Можно было услышать от некоторых знакомых и даже родственников: «Зачем вам все это?» Разное говорили… Но скажите, как можно отказать ребенку, который просится к тебе на руки и просто хочет, чтобы его любили? — недоумевает Владимир.
— Конечно, не все так просто. С детьми, которые годами живут в детдомах и никогда не видели своих родителей, всегда много проблем. Поначалу Тоня не спала, была очень возбужденной, сгрызала ногти на руках, а на ногах воспалялись пальцы от обкусывания ногтей. Она обнимала себя и полночи качалась, чтобы успокоиться (такая привычка свойственна многим детдомовским деткам). От этого у Тоньки весь затылок был лысый. А сейчас посмотрите, какие волосики отрастили, — треплет белокурые завитки малышки Жанна. — А еще Тоня научилась усидчивости, рисованию… Конечно, с детьми в детдомах занимаются. У них есть игрушки, карандаши, книги, но у них нет главного — родительской любви. Ведь если ребенка не гладить, не обнимать, в его развитии начинаются необратимые последствия. Поэтому дети должны жить в семьях.
Едва Тоня освоилась в новой семье, Жанна снова забеременела и вскоре родила восьмого сына — Елисея.
Кажется, в то, что с ними сейчас происходит, не верят даже сами многодетные родители.
— Мы никогда не думали становиться многодетными. Я рос в семье, где воспитывалось только два ребенка. Жанна и вовсе одна у мамы была. Но видите, как все закрутилось, — улыбается Владимир.
— Кстати, в самом начале нашего брака, когда у нас был только один или два ребенка, мы не вылазили из долгов, у нас постоянно не было денег. А сейчас — не скажу, что все легко, но мы не голодаем и не нуждаемся. Нам помогают бог, друзья и добрые люди. На пустой жертвенник господь не посылает огонь. Чем больше ты жертвуешь своим «я», тем больше получаешь. Попробуйте, это работает, — дает совет глава семейства.
— Дети — это те существа, которые выворачивают нас наизнанку. С ними мы узнаем свою сущность, свое истинное лицо. Ведь в быту бывает разное. И вот когда ты вдруг устаешь, начинаешь злиться, ты смотришь на себя со стороны и думаешь: так вот я какой на самом деле? И тут же тебе становится стыдно, и ты меняешься. Дети делают нас лучше, — признается Владимир.
Сейчас семейство Тишковых занято ремонтом недавно приобретенного дома. Изначально он был небольшой, всего три комнаты. Чтобы всем хватало места год назад сделали пристройку. Ведь в любой момент может появиться на свет еще один член семьи.