Хайдемари Швермер. 15 лет жизни без денег (7 фото)
Например, если бы вы в эпоху натурального обмена выращивали помидоры, и решили бы вдруг купить машину, то продавец машины мог бы и не согласиться меняться.
Что бы он потом делал с этим вагоном скоропортящихся овощей?
Деньги дали возможность накапливать суммы для крупных покупок, хранить их, обменивать на товары и услуги вне зависимости от жизненных интересов «партнера по сделке».
Со временем такой взгляд на деньги сделали единственным и абсолютным, обмен товарами и услугами стал строиться исключительно на деньгах, а натуральный обмен почти исчез. Однако не рано ли мы от него отказались? Да, конечно, трудно расплатиться с капитаном круизного парохода солеными огурчиками со своего огорода за кругосветное путешествие, или обменять свои навыки сапёра МВД на булки из пекарни (как вы это представляете?). Но многое из того в чем мы нуждаемся ежедневно – вполне подлежит натуральному обмену.
Любой человек умеет хорошо делать несколько «бытовых» дел – например: чинить розетки, водить машину, шить и вязать, собирать мебель, помогать детям учить уроки, итд. И для того, чтобы делать это друг для друга не так уж и нужны деньги, главное чтобы люди нашли того, кто может им помочь и помогли ему в ответ когда понадобится. И такой натуральный обмен невозможно обложить налогами, потребовать плату за лицензии, – он сразу исключает вмешательство многих современных «финансовых паразитов», желающих урвать себе кусочек чужого труда.
Хайдемари Швермер, 69-летняя жительница Германии, отказалась от использования денег 15 лет назад и организовала магазин натурального обмена, где каждый может обменять свои вещи и умения с другими людьми. Сначала к её задумке относились как к чудачеству. Однако со временем её движение стало набирать популярность, на деле показывая – многое можно сделать не прибегая к деньгам.
Невероятная история Хайдемари началась 22 года назад, когда пожилая учительница средней школы потребовала развод и перебралась в город Дортмунд вместе со своими двумя детьми. Одним из самых сильных потрясений после того, как Хайдемари прибыла в Дортмунд, было огромное количество бездомных. Она всегда верила в то, что бездомным не нужны деньги, чтобы общество приняло их назад, им нужен всего лишь шанс стать полезными. Поэтому она открыла магазин по обмену вещей, назвав его Gib und Nimm («давай и бери»). Ее магазинчик стал местом, где любой мог обзавестись необходимой ему вещью, не имея при себе денег. Старая одежда могла быть выменяна на кухонную технику, а услуги по ремонту автомобиля можно было обменять, скажем, на работу сантехника. Идея не слишком привлекла бездомных Дортмунда. Вместо этого магазинчик без денег стал местом паломничества пенсионеров и безработных, которые предлагали свои старые вещи и навыки, желая получить взамен нужные им вещи или услуги. С течением времени магазин товарообмена Gib und Nimm стал феноменом Дортмунда, побудив его владелицу задать себе вопросы о смысле жизни.
Хайдемари начала понимать, что многие вещи, с которыми она жила много лет, на самом деле ей не нужны. Поэтому женщина решила не обзаводиться новыми вещами. Потом она поняла, как была несчастна из-за своей работы и, выявив связь между работой и болями в спине, она решила переквалифицироваться в посудомойку. Это вызвало немало удивления, но этот шаг был лишь началом. В 1996 году она приняла решение отказаться от денег вообще.
К тому времени дети выросли и Хайдемари смогла продать квартиру в Дортмунде, чтобы жить так, как она хочет: обменивая все, что ей нужно, на вещи и услуги.
1 мая 1996 года успешная и состоятельная 54-летняя жительница Дортмунда, педагог и психотерапевт по профессии, ликвидировала свой банковский счет, раздала деньги и имущество нуждающимся и ушла из дома в «свободное плавание» с одним чемоданчиком, в который положила несколько личных вещей и фотографий. Первоначально она планировала продержаться без кошелька и банковского счета один год, но опыт оказался таким успешным, что Хайдемари решила больше никогда не возвращаться к прежней «нормальной» жизни.
С тех пор она странствует по Европе, переезжая с места на место, пишет книги, читает лекции, рассказывает всем желающим о своем опыте, а за все необходимое для жизни расплачивается своим трудом, «по бартеру». За крышу над головой она расплачивается работами по хозяйству, на еду зарабатывает, занимаясь уборкой в супермаркетах, парикмахерам платит, выгуливая их собак или оказывая другие нужные им услуги — и т.п. Когда какой-то европейский университет или общественная ассоциация приглашают ее рассказать о своем уникальном опыте, вместе с приглашением ей присылают билеты на транспорт. Одежду она получает также по бартеру — собственно, с организации бартерного клуба в ее родном Дортмунде все и началось: посмотрев, как развивается эта социальная инициатива, Хайдемари поняла, что сможет прожить совсем без денег.
Правительство ежемесячно перечисляет Хайдемари пенсию в 800 евро как бывшей учительнице, но пенсионерка раздает эти деньги знакомым и незнакомым людям, которым они нужны больше, чем ей. Гонорар, полученный от издательства за свою первую книгу, Швермер также раздала нуждающимся. Единственная страховка на случай чрезвычайной ситуации, которую позволила себе эта смелая дама, — купюра в 200 евро, которую она хранит в сумочке. По словам фрау Швермер, за все 15 лет у нее ни разу не возникло нужды в этих деньгах.
Корреспондент «Калькалист» Итай Лахат нашел героиню в городе Гамельне, где она прожила последнее лето, работая над своей новой книгой и обращая жителей в свою «веру». Журналист убедился, что в облике Хайдемари нет ничего, хотя бы отдаленно напоминающего о бездомности и бедности: здоровая, элегантная и ухоженная женщина с постоянной улыбкой на лице. Она ни о чем не тревожится и ничего не боится: на вопрос журналиста, как же она встретит старость без накоплений и страховок, Швермер ответила, что надеется остаться в форме до конца жизни, но если силы все-таки ее покинут, и ей станет трудно ездить с места на место, она сможет получить пристанище у своих двоих детей, которые любят мать и уважительно относятся к ее взглядам. Детям, как и всем остальным, женщина собирается платить за кров своим трудом.
В чем смысл этого радикального эксперимента над собой? Хайдемари объясняет, что ее всегда мучил вопрос: почему в современном обществе деньги стали играть роль главного мерила всех прочих ценностей? Почему деньгами измеряется человеческое достоинство и сама жизнь? Женщина прекрасно видит, как много хорошего создала денежная экономика, насколько велик ее творческий потенциал, и не считает, что всем стоит отказаться от денег по ее примеру. Однако Хайдемари убеждена, что опыт жизни без денег, временное возвращение к натуральному обмену могут расширить сознание людей, освободить их от иррациональных страхов и глубоких деформацией в системе ценностей, которые накопились в недрах современной капиталистической цивилизации.
Четыре года назад «Немецкая волна» рассказывала о Хайдемари как о европейском «курьезе», эксцентричной чудачке, нашедшей себе необычное лекарство от скуки. Но с началом финансового кризиса в Европе и нарастанием движения социального протеста у Хайдемари появляется все больше заинтересованных слушателей и последователей, готовых «расширить сознание» путем временного отказа от денег.
Хайдемари утверждает, что она чувствует себя более счастливой и здоровой, чем когда-либо раньше. Все ее вещи вмещаются в чемодан и рюкзак, помимо этого она имеет сбережения для чрезвычайных обстоятельств в размере 200 евро. Кроме этих накоплений, у Хайдемари нет ничего, даже медицинской страховки. Она не хочет, чтобы ее обвинили в краже денег у государства, поэтому опирается на силы самоисцеления, когда чувствует признаки надвигающейся болезни.
А вы смогли бы так?