164 сантиметра смеха (14 фото)
Задиристый, кривляющийся, юркий, смешной и нелепый —Луи де Фюнес был сгустком невероятной энергии. Его любили все: от малышей до старцев, каждый узнавал в этом шарнирном человеке свой недостаток, отданный Луи на растерзание беспощадному юмору, —скаредность, глупость, жадность, надменность, лень, неискренность.
Карлос Луи де Фюнес де Галярца принадлежал к благородному роду Севильи. Его отец Рикардо, знатный ювелир, обанкротившись, не оставил сьну надежды на обеспеченное будущее. Так что, едва получив среднее образование, юный де Фюнес де Галярца вынужден был зарабатывать себе на кусок хлеба как и где придется. Он перебрал множество парадоксально не сочетающихся между собой профессий, будучи оформителем витрин, уличным лоточником, скорняком, каретником, кузовным мастером, чертежником, чистильщиком обуви, счетоводом, коммивояжером, декоратором…
Как-то, сидя в пустом городском парке ранним утром, он машинально перелистывает забытую кем-то газету, как вдруг натыкается на крошечное объявление: «Требуется пианист-тапер в кабаре». Луи приходит по адресу в самый злачный район Парижа — на площадь Пигаль, где сосредоточены основные очаги легкодоступной платной любви.
Получаемая зарплата шла на оплату проезда в метро — и только! Ночи напролет худенький юноша шлепал по бедным клавишам чудовищные мелодии, едва не теряя сознание от голода в смрадной атмосфере пьянки и дешевых девок. Его, мягко говоря, несовершенный музыкальный дар вызывал у посетителей гомерический смех. В эти дни Луи сделал для себя открытие: «Ба, да меня находят забавным!»
Он решает попробовать себя на актерском поприще и поступает в 1941 году на курсы драматического мастерства Рэне Симона, но и там его постигнет традиционная неудача: ни коллеги, ни преподаватели не воспринимали его всерьез! И через роковые два месяца Луи пришлось покинуть стены этого заведения. К этому грустному событию добавится еще и уход первой жены с маленьким сыном. Так уж получалось, что Луи не внушал доверия.
Но краткосрочное пребывание на курсах Симона откроет ему двери в круги парижской творческой интеллигенции, его начнут приглашать в театр и кино, правда, на… эпизодические роли. Когда де Фюнесу исполнилось 44 года, он услышал о себе первый благожелательный отзыв критика: «Луи де Фюнес — одаренный актер, подающий большие надежды».
В 1963 году после грандиозного успеха комедии «Пик-пик» продюсеры поняли, что сидели все это время на золотом прииске и что 49-летний Луи де Фюнес — гений комического жанра. На следующий год вышла картина «Жандарм» (первая серия знаменитых комедий о стражах порядка), потом первый «Фантомас» и «Разиня». В истории кино родились легендарные персонажи инспектора Жюва и дураковатого жандарма.
Этот невысокий мужчина (164 см роста) стал гигантом французского кинематографа, а комедии с его участием вошли в золотой фонд национальной культуры страны.
«Моя жизнь состоит из трех этапов, — говорил де Фюнес. — На первом этапе режиссеры и продюсеры говорили мне: «Простите, но для вас ничего нет!» На втором: «Фю-фю, загляни к нам, что-то подберем для тебя». На третьем: «Месье де Фюнес, в каком фильме вы желали бы принять участие?»
После того как в 1975 году прямо на сцене в разгар пьесы «Вальс Тореадоров» у Луи случился тяжелейший инфаркт от переутомления, врач и жена по-настояшему испугались за его здоровье. На больничной койке, в течение двух месяцев, проведенных в стенах загородного госпиталя, Луи вдруг неожиданно почувствовал, как сильно он устал. Что ж, надо было расплачиваться за годы мучительных «кушать подано».
Отныне каждый съемочный день начинался с осмотра кардиолога, на площадке дежурил личный врач, следивший за тем, чтобы Луи «не забывался» в своей самозабвенной игре, берег сердце. Он был под круглосуточным наблюдением.
Тем не менее Луи не сбавлял темпа и отважно проводил самые опасные сцены без дублеров (прыгая, например, в грязную булькающую канаву с головой в фильме «Маленький купальщик»). Он продолжал смешить людей, да так, что порой приходилось переснимать по 30 дублей одной сцены, так как все члены группы, включая осветителей и операторов, так смеялись над проделками де Фюнеса в кадре, что роняли прожектора и трясли камеру.
Каким же был Луи де Фюнес в жизни? Далеко не таким хохмачом и паяцем, как на экране. Он жил отшельником с любимой женой и двумя сыновьями в старинном замке Шато де Клермон, принадлежавшем еще Мопассану, невдалеке от Нанта. (22 апреля 1942 года Луи де Фюнес женился во второй раз на Жанне Бартелеми, внучке племянницы писателя Ги де Мопассана.
С этой единственной и любимой женщиной он проведет всю жизнь. Жанна станет лучшим другом Луи. Она всегда сопровождала его на съемках, стояла за кулисами в театрах, ждала в отелях после работы. Она верила в большое величие своего маленького Луи. И не прогадала.) В свободное время он выращивал розы и фиалки со своим другом и садовником Виктором. Именно Виктор будет единственным свидетелем его внезапной кончины.
«Как-то месье Луи долго сидел на скамье в саду, — вспоминает садовник, — а потом вдруг обратился ко мне с невероятной грустью: «Мой бедный Кэлибо, не знаю, почему у меня так отяжелели нога. Чем ближе я подхожу к своему дому, тем дальше он отступает от меня». В этот вечер ему стало дурно. Утром он решил не вставать с постели, говоря всем, что у него «пустяковый грипп». К 11 часам утра он вышел ко мне в сад и сказал: «Я скучаю один в своей комнате». Это были его последние слова».
… Это случилось в день премьеры в январе 1983 года, когда парижские кинозрители ожидали новую экранную встречу с неудачником жандармом в фильме «Жандарм и жандармиха». На премьере ожидалось присутствие исполнителя главной роли всемирно известного актера Луи де Фюнеса. Но он не пришел. В зале погас свет, с экрана улыбнулся «жандарм», а в это время машина «скорой помощи» отвозила Луи в местный госпиталь, но было уже поздно. Когда фильм закончился, 68-летнего актера уже не было в живых.
Луи де Фюнес умер 27 января 1983 года, но с нами остались его персонажи – простые, человечные, естественные, по-детски беззаботные и непосредственные. С нами остался его добрый смех.
А вот так благодарные французы увековечили память не только любимого актера, но и любимого фильма. На фреске на торце одного из домов городка Бон в Бургундии запечатлен момент съемок фильма «Большая прогулка». Некоторые сцены комедии снимались в Боне в 1966 году, а фреска появилась там спустя 30 лет, в 1966.
Кадр из фильма «Ресторан господина Септима»
Кадр из фильма «Оскар»
Кадр из фильма «Жандарм женться»
Кадр из фильма «Приключения раввина Якова»
Кадр из фильма «Джентльмен из Эпсома»
Кадр из фильма «Склока»
Кадр из фильма «Замороженный»