Главная цель США — изоляция Китая
Проект Нового Шёлкового пути является главным элементом экономической и геополитической стратегии Китая. Обычно, когда говорят о нём, имеют в виду создание транспортных коридоров, которые свяжут Китай и Европу. Однако это не просто набор железнодорожных и морских путей, но ещё и способ экономической интеграции, своего рода «глобализация по-китайски».
Давайте посмотрим на самую свежую карту этого мега-проекта, которая появилась в South China Morning Post:
Бело-серая линия, которая проходит через Сычуань, Астану, Москву и идет до Дуйсбурга в Германии — трансазиатский железнодорожный коридор, который должен обеспечить быстрый товарообмен в треугольнике Китай — Россия — ЕС.
Красная линия, которая проходит через Ирак, Иран, Индию, Малайзию и идёт до китайских портов — морской сегмент, который должен обеспечить китайские потребности в нефти.
Конфигурация маршрутов может меняться, но общий план уже понятен. Очевидно, что для США крайне невыгодно укрепление интеграции Европы и Азии, а сам Новый Шёлковый путь абсолютно несовместим с американской стратегией сдерживания Китая. Если посмотреть на карту через призму американских интересов, то самым логичным способом противодействия укреплению позиций Китая является изолирование его от Европы, от России и от доступа к энергоресурсам.
Посмотрим на морской сегмент (красную линию) Нового Шёлкового пути:
1. Как только китайские нефтяные компании начали выигрывать тендеры на добычу нефти в Ираке, а иракское правительство начало активно сближаться с Китаем, в стране разразилась настоящая гражданская война. Теперь китайские планы по увеличению импорта нефти из Ирака придется отложить надолго.
2. США душат Иран санкциями, причем дело не только в ядерной программе этой страны, но и в желании Тегерана торговать своей нефтью и газом без использования доллара. Сейчас Вашингтон пытается достичь с Тегераном какого-то компромисса в рамках международного переговорного процесса, но шансы на это не очень велики. Иранские лидеры помнят, как американцы поддержали «цветную революцию» во время последних выборов в Иране, и навряд ли захотят повторить судьбу Януковича.
В остальных находящихся на морском сегменте Нового Шелкового пути странах пока тихо. Только вот малайзийские самолеты часто исчезают или падают.
Трансазиатский железнодорожный сегмент тоже не обошелся без внимания американцев. В Китае он проходит через Синьцзян-Уйгурский автономный район — это такая 22 миллионная китайская Чечня, Ингушетия и Дагестан в одном флаконе. Там регулярно происходят теракты с человеческими жертвами, а иногда начинаются настоящие бунты. В этом регионе действуют группы уйгурских исламских террористов, которые борются за создание независимого государства.
Легко догадаться, что их борьба находит понимание и негласную поддержку в США, которые делают вид, будто очень озабоченны соблюдением прав человека в этом регионе. Сепаратистские группы открыто спонсируются такими известными американскими организациями как Национальный фонд демократии (NED) и Международный республиканский институт (IRI). Совсем неудивительно, что американские организации, которые являются главными спонсорами антироссийских структур и политиков, занимаются аналогичными действиями и в Китае.
Главным элементом Нового Шёлкового пути является Россия. Без неё практически невозможно организовать эффективную наземную доставку грузов между Китаем и Европой. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: с 2008 года работает совместное предприятие Deutsche Bahn и РЖД — Trans Eurasia Logistics. В 2011 году удалось запустить первые ежедневные товарные поезда из Германии в Китай. Для того, чтобы эта часть Нового Шёлкового пути заработала в полную силу, теперь нужно сделать серьезные инвестиции в развитие российских железных дорог. Американские эксперты уже давно следят за этой ситуацией. Еще в 2008 году эксперт Сергей Благов из Jamestown Foundation (американской организации, созданной в своё время для поддержки советских диссидентов) писал о том, что Россия хочет стать транзитной сверхдержавой.
Если посмотреть на текущую политическую ситуацию с точки зрения американского противодействия Новому Шёлковому пути, можно увидеть важную цель, которую преследует Вашингтон в своих попытках окончательно рассорить Москву и Брюссель. Если между Россией и ЕС встанет новый железный занавес, и если уровень санкций дойдет до полного разрыва экономических отношений, то не только Россия, но и Китай окажутся отрезанными от Европы. Единственной ниточкой, которая будет связывать Китай и ЕС, останется морской путь через Суэцкий Канал, а этот путь легко перекрыть или сделать крайне ненадежным при помощи потрясений в Египте или (в крайнем случае) при помощи американского флота.
Несмотря на все усилия Госдепа, европейские санкции по отношению к России пока смотрятся попытками усидеть на двух стульях: не порвать отношения с Россией, но и не нарваться на проблемы с США. Если стратегия изоляции России и Китая не увенчается успехом, то уже в обозримом будущем мы станем свидетелями запуска беспрецедентной экономической интеграции Европы и Азии, а Соединённые Штаты — центр мировой талассократии — будут вытеснены на обочину глобального экономического развития.