10 легендарных личностей отечественного рок- сообщества (10 фото)
Андрей Бурлака (4 ноября 1955, Красноярск) — российский музыкальный журналист и продюсер. Главный редактор сайтов Rock-n-roll.ru и Петербургского рок-клуба.
В Ленинграде живёт с 1973 года. В 1982 закончил Ленинградский институт точной механики и оптики. В 1984—1989 гг. руководил отделом рекламы и информации Ленинградского рок-клуба; в 1985—1990 гг. возглавлял созданный им музыкальный ежемесячник РИО; с 1989 по 1994 гг. работал редактором Ленинградской студии грамзаписи, а позднее был исполнительным продюсером российско-германской компании RGM.
Андрей Бурлака выпустил свыше пятидесяти пластинок и компакт-дисков российских и зарубежных музыкантов различных жанров и направлений в качестве редактора или независимого продюсера. Был одним из основателей культурно-экологического движения «Рок чистой воды»; участвовал в организации и проведении множества музыкальных фестивалей и конференций, посвящённых проблемам культуры и музыкального бизнеса в России и за рубежом. В 1992 вместе с С. А. Курёхиным основал издательство «Медуза». С 1995 по 1999 гг. С 1994 по 1998 работал в «Театре ДДТ». Автор или соавтор книг «В ритме эпохи», «Рок-музыка в СССР», «Кто есть кто в советском роке», «Рок-блиц» и сотен статей по вопросам музыкальной культуры, опубликованных как в России, так и в других странах мира.
Многие статьи Андрея Бурлаки легли в основу Музыкальной Энциклопедии издательства «Кирилл и Мефодий». Помимо того, в его переводе вышла книга «Рок в трёх измерениях». В 2007 году в издательстве «Амфора» свет увидела трёхтомная энциклопедия питерского рока, охватывающая период с 1965 по 2005 годы.
В 2011 году снялся в художественном фильме «Прекрасное завтра», в роли самого себя.
Алексей Вишня (18 сентября 1964, Ленинград) — музыкант, вокалист, автор песен и звукорежиссёр.
Ученик Андрея Тропилло. Собрал домашнюю студию на деньги, которые заработал на вредном производстве: в цехе первичной обработки хлопка.
Первым опытом для Алексея в звукозаписи стала совместная запись со Свином летом 1984 года.
В мае 1985 года записал первый студийный альбом Александра Башлачёва «Третья Столица», запись организовал Сергей Фирсов. В том же году записал альбом «Кино» — «Это не любовь». В альбоме «Группа крови» отвечал за сведение. В 1986 году вместе с учителем Андреем Тропилло отвечал за продюсирование альбома группы «Ноль» — «Музыка драчёвых напильников». В 1987 году Вишня совместно с лидером группы ДК Сергеем Жариковым записал альбом под названием «Непреступная забывчивость», вскоре ставшим весьма популярным и вошедшим в «100 магнитоальбомов советского рока» А. Кушнира. В большинстве песен данного альбома звучит именно голос Вишни (контртенор), в результате чего Вишня приобрёл статус неофициального участника группы «ДК».
К 52-летию Виктора Цоя, российский лейбл Moroz Records выпустил сингл под названием «Вишнёвое Кино». Релиз включает в себя три песни оригинальной группы «Кино» в исполнении Алексея Вишни: «Время есть, а денег нет», «Камчатка» и «Это не любовь». В настоящее время идёт подготовка полнометражного альбома, который планируют издать к осени 2014 года. Как известно, Виктор Цой родился 21 июня 1962 года.
Александр Житинский (19 января 1941, Симферополь — 25 января 2012, Финляндия) — российский писатель, драматург, сценарист, журналист, руководитель издательства «Геликон Плюс». Псевдонимы: Рок-Дилетант, МАССА, maccolit.
Родился в семье военного лётчика, впоследствии генерал-лейтенанта авиации Николая Степановича Житинского (1909—1975). Среднюю школу окончил с золотой медалью во Владивостоке в 1958 году.
В 1965 году с отличием окончил Ленинградский политехнический институт, по образованию инженер-электрофизик. Там же окончил (без защиты диссертации) аспирантуру и работал младшим научным сотрудником.
С 1978 года — профессиональный литератор: писатель, сценарист, издатель. Автор 12 книг, некоторые из которых посвящены легендам русского рока.
Жена — Елена Валентиновна, работает старшим редактором в издательстве «Геликон Плюс». Четверо детей, трое внуков.
Скончался в Финляндии 25 января 2012 года. Об этом в своем блоге в «Живом журнале» сообщила его дочь Ольга. Похоронен 4 февраля в Комарово.
Михаил Козырев (5 августа 1967, Свердловск) — российский радиопродюсер, бывший генеральный продюсер радиостанций «Максимум», «Наше радио» и «Радио Ультра». В настоящее время продюсер ночного эфира на телеканале «Дождь» и ведущий программы «Мишанина» на радио «Серебряный дождь».
Александр Кушнир (31 октября 1964, Москва) — журналист, музыкальный продюсер, генеральный директор музыкально-информационного агентства «Кушнир Продакшн», автор ряда книг о советской и российской музыке, в том числе «Хедлайнеры», «100 магнитоальбомов советского рока». Автор текстов для антологии компакт-дисков групп «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», серии «Легенды русского рока», руководитель Мастерской факультета Управления Московского института телевидения и радиовещания "Останкино".
Александр Липницкий (8 июля 1952, Москва) — советский и российский культуролог, деятель русского рока, бывший музыкант группы «Звуки Му», режиссёр, телеведущий.
Посещал английскую спецшколу № 30 на Каретном Ряду, где на класс старше учился Пётр Мамонов, с которым Александр подружился за пять лет учёбы. С Мамоновым и его младшим братом Алексеем Бортничуком они посещали разные концерты. Любил музыку группы Битлз, первые пластинки которой ему подарил посол Индии в СССР Трилоки Натх Кауль. По словам самого Липницкого: всё это было потрясением, наверное, самым сильным из музыкальных сопереживаний и за всю мою последующую жизнь.
Липницкий учился на факультете журналистики МГУ. Начиная с 1975 года, печатался в советской периодике, стал специалистом по джазу, также фарцевал пластинками. Коренной переворот в жизни Липницкого случился в 1980-м году, причиной чему была встреча с группой «Аквариум», которую он считает самым мощным явлением русского рока. Также близко общался с Майком Науменко и группой «Кино», участвовал в организации фестиваля «Тбилиси-80», и так был захвачен деятельностью советских рок-групп, что вскоре сам стал рок-музыкантом, присоединившись к группе «Звуки Му». «Звуки Му» были основаны им совместно с Петром Мамоновым и Алексеем Бортничуком в 1983 году, и Липницкий был их бас-гитаристом до 1990 года.
Также знаком с Артемием Троицким, с множеством советских и российских музыкантов[2]. Встречался с Джорджем Мартином и работал с Брайном Ино.
Вместе с Джоанной Стингрэй в 1990—1993 годах делал телепередачу «Red Wave-21». Александр Липницкий — ведущий телепрограммы «Еловая Субмарина» на канале «Ностальгия» . В её рамках были показаны редкие кадры концертов, квартирников, бесед с близкими и друзьями рок-музыкантов — таких как Александр Башлачёв, Майк Науменко, Пётр Мамонов и «Звуки Му», Алексей Хвостенко (Хвост) и «Аукцыон», «Ночной проспект», «Николай Коперник» и «Центр» с Василием Шумовым. C 2010 года ведет программу «Содержание» на радиостанции «Финам FM», посвященную русскому року. Помимо этого, Александр Липницкий постоянный участник таких групп, как «ОтЗвуки Му» и «Гроздья виноградовы», которые фактически являются продолжением «Звуков Му».
Юрий Морозов (6 марта 1948, Белогорск, Крымская область, СССР — 23 февраля 2006, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский рок-музыкант, мультиинструменталист, звукорежиссёр, писатель.
Известен многочисленными студийными работами, охватывающими чуть ли не весь спектр рок, фолк, инструментальной музыки, а также, как первопроходец в исполнении религиозного рока.
Разносторонний музыкант, автор песен, певец, звукорежиссёр, продюсер, а в последние годы ещё и литератор из Петербурга Юрий Морозов занимает в панораме рока последних трёх десятилетий особое место: хотя он известен, прежде всего, своими многочисленными и разноплановыми альбомами, охватывающими едва ли не весь спектр музыкальных направлений и жанров современной музыки, а также не менее впечатляющим списком звукорежиссёрских работ, едва ли не самым важным в его биографии является то, что Морозов (наряду с Андреем Тропилло) самым первым в нашей стране подошёл к звукозаписи не как к процессу механической фиксации концертного звучания, а как к самоценному творческому акту, а к альбому — не как к случайному набору песен, а как к законченному художественному продукту.
Джоанна Стингрей (Joanna Stingray, 3 июля 1960, США) — американская певица, актриса, музыкальный продюсер и общественный деятель, одна из значимых персон и популяризаторов советской и пост-советской рок-культуры на Западе.
Родилась в Лос-Анджелесе, Калифорния.
Американка, долго жила в СССР. Приезжала в СССР в 1980-х годах, была знакома со многими советскими рок-музыкантами («Кино», «Аквариум», «Алиса», и другие).
Джоанна сама писала и исполняла рок-музыку, давала концерты и выпускала альбомы.
Занималась записью и выпуском песен советских рок-групп. Выпустила первый на западе релиз русской рок-музыки — двойной сборник-сплит «Red Wave».
20 июня 1992 года в Лужниках Джоанна Стингрей участвовала в концерте памяти Виктора Цоя вместе с Виктором Сологубом (бас-гитара, Странные Игры), Валерием Виноградовым (гитара, Центр) и Александром Васильевым (ударные, Центр).
В 1993 году Джоанна снялась в фильме «Урод», (режиссер — Роман Качанов-мл).
В 1996 году совместно с Александром Липницким создала документальный фильм о Викторе Цое «Солнечные дни».
Младшая сестра Джоанны Стингрей — Джуди — вышла замуж за лидера российской группы «Центр» — Василия Шумова.
2 ноября 1987 года вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна.
Позже развелась и вышла замуж за барабанщика группы «Центр» Александра Васильева, от которого имеет дочь.
Ныне замужем за американцем, живёт в Калифорнии.
Артемий Троицкий (16 июня 1955, Ярославль) — рок-журналист, музыкальный критик, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, инди (независимой) и электронной музыки в России. Член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей. Один из ведущих специалистов по современной музыке в России. В середине 2000-х организовал несколько музыкальных лейблов — «Прибой», «Zenith», «Zakat», на которых выпускается малоизвестная в России музыка.
С 1982 по 1983 годы был гитаристом группы «Звуки Му».
В конце 1970-х — начале 1980-х годов организовывал подпольные концерты и фестивали советских рок-групп, среди которых были «Машина времени», «Динамик», «Зоопарк», «Кино», А. Башлачёв. Был организатором и членом жюри фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80», благодаря которому группы «Машина времени», «Магнетик бэнд», «Аквариум» и «Автограф» приобрели широкую известность. Был одним из первых, кто заметил талант Василия Шумова и группы «Центр», которым в дальнейшем всячески помогал и опекал.
В конце 1980-х инициировал концертные выступления за пределами СССР таких групп, как «АВИА», «Звуки Му», «Игры», «Телевизор», «Браво», «Автоматические удовлетворители».
Андрей Тропилло (род. 21 марта 1951, Ленинград) — советский и российский музыкальный продюсер, музыкальный издатель, рок-музыкант, внёс существенный вклад в становление и развитие русского рока, оказывая поддержку многим музыкантам на базе кружка звукозаписи в доме Юного Техника, коим руководил. В мировом понимании термина «продюсер», Тропилло можно назвать первым продюсером СССР. Внук писательницы Антонины Голубевой (второй жены известного советского актёра Сергея Филиппова).
В 1970-х годах знакомится с советскими рок-группами. В 1979 году организует, при технической и организационной поддержке Владимира Васильевича Кашинского, одного из руководителей и организаторов Дома пионеров и школьников Красногвардейского района, в этом же «Доме пионеров Красногвардейского района» (сегодня — ЦДЮТТ «Охта») кружок звукозаписи, пользуясь аппаратурой, списанной с «Мелодии». В конце 1970-х и начале 1980-х записывает в своей неофициальной студии «АнТроп» альбомы таких групп, как «Машина времени», «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Алиса», «Ноль» и организует концерты. Иногда выступал в качестве музыканта и бэк-вокалиста на альбомах. Как правило, всё происходило без какой-либо оплаты, то есть и Тропилло не платил музыкантам, и музыканты не платили ему за запись в его студии.
Тропилло записывал группы не только на своей студии, но и подпольно на оборудовании советской фирмы-монополиста «Мелодия».
В конце 1980-х был избран директором Ленинградского отделения фирмы «Мелодия», после чего дал возможность записать дебютные альбомы практически всем тогдашним рок-группам города. В результате — вскоре покинул пост директора. Тогда же переиздал на виниле записанные им альбомы групп «Алиса», «Кино», и других.
У некоторых русских рок-групп впоследствии возникали серьёзные разногласия с Андреем Тропилло по поводу авторских прав, гонораров, и т.п. Иногда дело почти доходило до суда. Однако в наши дни многие известные музыканты (например «Аквариум», Ю. Шевчук, К. Кинчев) признают и ценят его несомненный вклад в отечественную рок-музыку.