Муж и жена больше 10 лет занимаются тайским боксом (14 фото)
В тайский бокс Дмитрий и Мария пришли по отдельности, но сейчас это их общее дело. В преддверии супертурнира по муай тай, K-1 и MMA с участием мировых звезд, который пройдет 13 сентября в Минске, мы поговорили с семьей тайбоксеров о проблемах этого вида спорта.
— Перед тем как увлечься тайским боксом, я занимался тхэквондо около двух лет, после чего забросил это дело и больше года не занимался ничем. Вот тогда-то дядя меня и привел в тайский бокс. Он у меня спортивный человек и не хотел, чтобы мы с братом по улицам бродили, — вспоминает Дмитрий. — А вообще, о муай тай я узнал из журнала, который нашел на даче. После этого загорелся и решил стать тайским боксером.
— А я с детства перепробовала разные виды спорта, но привлекали меня единоборства. Занималась кунг-фу. Было интересно узнать его философию, принимать участие в показательных выступлениях. Но душа все требовала боевого вида искусства. Когда занималась кунг-фу, к тайскому боксу относилась скептически. Он казался мне очень жестким видом спорта с непонятным мордобоем. А потом, когда я вживую на соревнованиях увидела его, заинтересовалась. В итоге стала заниматься еще и тайским боксом, а затем полностью переключилась только на него, — говорит Мария.
Супруги тренируются в разных клубах, но Дмитрий помогает Марии с подготовкой к соревнованиям. У нее мечта: она хочет стать чемпионкой мира. На вопрос, зачем ей это, отвечает: «Чтобы быть лучшей!»
В жизни каждого бывает момент, когда хочется все бросить. И Мария в этом плане не исключение. После учебы на факультете международных отношений БГУ настал момент выбирать: работа или спорт. Решила пойти работать по специальности и перестала заниматься. Когда попала в таможенные органы, это еще больше подстегнуло ее вернуться к тренировкам. Не хватало общения, движения, да и сидячая работа наскучила.
— Когда спрашивают, сколько лет мы занимаемся, страшно называть цифры. Я с 10-го класса занимаюсь, а супруг с 16 лет. В итоге в тайском боксе мы больше 10 лет, — рассказывает Мария.
— Так как я вырос в Заводском районе, то периодически приходилось махать кулаками. В школе я даже на учете в милиции стоял, — улыбается Дмитрий. — В детстве был тихоней и первый в драки не лез, почему-то ко мне всегда приставали.
— Мне в жизни ни разу не приходилось применять свои умения и, надеюсь, не придется, — констатирует Мария.
— Сейчас в Беларуси тайский бокс становится очень популярным, открывается много школ, и мне кажется, что это во многом благодаря рекламе. Наши ребята занимают призовые места на мировых соревнованиях, и об этом много говорят в СМИ. И вот он эффект: люди видят, что у нас хорошая школа, и приходят заниматься, — рассуждает Дмитрий. — Тайский бокс — один из зрелищных видов спорта с большим разнообразием приемов, этим он и привлекает публику. К тому же это достаточно жесткий вид боевых искусств.
Как говорит Дмитрий, построить спортивную карьеру ему было несложно. Сейчас он работает спортсменом-инструктором в Министерстве спорта и туризма и является действующим чемпионом мира.
— Уже спустя год после начала тренировок я участвовал в республиканских соревнованиях во взрослой группе, хотя мне на тот момент было 17. Тогда я занял второе место, проиграв в финале многократному чемпиону мира. Меня заметили, повезли на юниорский чемпионат мира, который я с легкостью выиграл. Вот тогда-то я и стал идти по ступенькам вверх. И до сих пор иду, — говорит Дмитрий.
— Тайский бокс — это не классический бокс с огромными гонорарами. Муай тай только сейчас начал развиваться профессионально. Есть структуры, где платят много, но туда очень сложно попасть, и в основном они работают по правилам K-1.
— Так как я занимаюсь муай тай непрофессионально, приходится, к сожалению, работать. И на самом деле это тяжело — совмещать тренировки, соревнования, работу и при этом еще быть хозяйкой в доме. Спорт у меня для души, но, конечно, хотелось бы, чтобы он стал основным средством заработка. Но это очень сложно. Во-первых, потому, что женские бои не так оплачиваются, как мужские. Во-вторых, боев не так много, — объясняет Мария.
— В боксе, как правило, ведут спортсмена по карьерной лестнице, устраивают бои, чтобы заработать рейтинг. У нас же такого нет. Нас просто бросают на ринг — и все, — говорит Дмитрий. — Я бился с сильнейшими спортсменами, когда в принципе не должен был этого делать.
— В боксе другие деньги и другая схема работы, поэтому там все более серьезно. У нас же все более справедливо, я бы так сказала: никто не устраивает заказные бои для повышения своего рейтинга, — рассуждает Мария. — У нас много чемпионов, потому что школа сильная. И это достойные чемпионы, которые вырвали свои победы зубами и заработали их кровью и потом.
— И если сравнивать с другими видами спорта, например с хоккеем и футболом, то мы живем в зале и зарабатываем, в отличие от них, небольшие деньги. Но какой у нас результат! На каждом чемпионате мира или Европы мы постоянно в тройке лидеров, и не только в командном зачете. И это уже о чем-то говорит.
— Гонорар за победу на чемпионате мира или Европы среди любителей составляет 48 млн рублей, — говорит Дмитрий. — В других странах это $15—30 тыс.
— И при этом по любителям бывает намного сложнее выиграть, чем по профессионалам. В мае был чемпионат мира в Малайзии, на который приехали участники из 105 стран. И едут же самые сильные в твоей весовой категории. В итоге в неделю ты проводишь от трех до пяти боев. Это очень тяжело, — объясняет Мария. — В других странах спортсменов отправляют на соревнования, выделяют средства на питание, форму выдают. У нас, к сожалению, этого нет. Тренеры стараются сделать все возможное, но… В этом году перед чемпионатом, правда, у нас были сборы в Стайках. И это считается очень круто. Хотя другие страны отправляют своих спортсменов до чемпионата мира на месяц в Таиланд.
— Если бы у нас были большие гонорары, мы бы говорили об этом. Если в боксе за один бой спортсмен может получить несколько сотен тысяч долларов, то у нас боец самого высокого уровня — максимум $10 тыс. Тайский бокс сейчас активно развивается, и получить большой гонорар очень сложно. А жаль, так как у нас такая уникальная школа и тренеры, — говорит Мария.
— Это большая проблема, что нет денег. Много талантливых и перспективных парней уходят, потому что не могут нормально заработать, — констатирует Дмитрий.