Лучший советский подводник, нарушитель дисциплины и личный враг фюрера (3 фото)
Легенда № 1: В Маринеско с ранних лет видели героя, в служебной характеристике в молодые годы якобы было написано: "готов к подвигу".
Трудно представить такую фразу в официальном документе. На самом деле было написано "Способен пренебрегать личными интересами для пользы службы". Писатель Александр Крон, друг Маринеско и автор книги о нем "Капитан дальнего плавания", привел эту цитату из служебной характеристики и обмолвился, а надо бы написать: "Готов к подвигу". Фразу подхватили, и она пошла гулять по просторам Интернета.
Легенда № 2: Гитлер объявил Маринеско личным врагом после потопления в январе 1945 года лайнера "Вильгельм Густлов".
На самом деле документальных подтверждений этому нет. Немецкая пресса о гибели корабля не сообщала, чтобы не сеять панических настроений. В то же время известно, что фюрер участвовал в спуске построенного в 1937 году лайнера на воду. До войны "Вильгельм Густлов" был круизным теплоходом для членов организации "Сила через радость", в фашистской пропаганде лайнер использовался как символ нового образа жизни в Германии. В годы 2-й мировой корабль превратили в плавучую базу для подготовки подводников. После потопления "Густлова" одна из шведских газет сообщила, что на теплоходе находилось 3700 немецких подводников. По более поздним данным на нем плыло около тысячи офицеров и курсантов подводного немецкого флота.
В отечественной литературе потопление "Вильгельма Густлова" было названо "атакой века". А сам лайнер стал самым крупным судном, потопленным советскими моряками в годы войны.
Легенда № 3: Военное преступление
Маринеско потопил лайнер "Вильгельм Густлов", на котором находилось также около девяти тысяч беженцев, женщин, детей, стариков, большинство из них погибло. Это одна из крупнейших по числу жертв катастроф за всю историю мирового флота. Однако транспортные суда противника на протяжении второй мировой войны являлись основной целью подводного флота всех стран. Большинство историков сходятся на том, что поскольку "Вильгельм Густлов" был военным транспортным, а не санитарным судном, в такой ситуации подводники имели все основания его атаковать.
Торпедируя корабль, подводники не знали, кто находится на борту, но видели, что судно идет в конвое под охраной. Маринеско на вскидку определил его водоизмещение - 20 тысяч тонн. На самом деле, оказалось больше - 25 484 тонны.
Легенда № 4: Подлодкой С-13, когда она потопила "Густлов" командовал не Маринеско, который якобы отсыпался после пьянки, а помощник командира Ефременков.
Этой "сенсацией" с читателями поделилась еще в 60-е годы одна из советских газет. Тогда же она была опровергнута. Сам Ефременков, который служил с ним и на предыдущей лодке "Малютке", лавры Маринеско себе никогда не приписывал.
Есть подробные воспоминания того боя, написанные со слов членов экипажа, подлодка пользуясь плохой видимостью из-за снегопада и непогоды несколько часов в надводном положении преследовала лайнер, и когда заняла идеальное положение для торпедной атаки, обстреляла немецкий корабль. Три торпеды попало в цель, при чем одна - в машинное отделение. Потом С-13 продолжила поход и потопила еще один транспортный корабль "Генерал фон Шойтлебен" (14 тысяч тонн).
Легенда № 5: Маринеско обиделся, что ему не дали звание Героя Советского Союза.
Отчасти, так и было. Обиделся, но не только за себя. Капитана представили к высшей награде, но дали только орден Красного знамени. Вместе с капитаном заслуженных наград лишился и весь экипаж. Как впоследствии рассказывали флотские начальники, если бы это совершил кто-то другой, ему бы точно дали "героя".
В последний боевой поход весной 1945 на лодке Маринеско поплыл командующий подводным флотом контр-адмирал Стеценко. В походе 16 раз С-13 подвергалась бомбардировкам и атакам немецких подлодок. После похода контр-адмирал единственный из экипажа получил награду - орден "Нахимова", а на Маринеско написали уничтожающую характеристику: "командир подводной лодки не старался искать и атаковать противника". По сути, подводника травило флотское начальство. Командир легендарной к тому времени на Балтийском флоте подлодки запил. Когда его разжаловали с лишением звания капитана 3-ранга и хотели перевести на нижестоящую должность, Александр Маринеско вообще предпочел уволиться из ВМФ.
Легенда № 6: После войны Маринеско был осужден за воровство.
В 1947 году суд признал бывшего моряка, который работал завхозом в НИИ переливания крови в Ленинграде виновным в хищении и приговорил к трем годам лишения свободы. Все биографы сходятся в том, что Маринеско оговорил директор этого института некто Кухарчик, сам впоследствии осужденный за хищения, в которых моряк участвовать отказался. Маринеско вменили в вину, что он развез списанный торф из институтского двора по домам сотрудников (с разрешения, кстати, директора) а себе взял с чердака списанную кровать. Сам моряк объяснял, что у него в семье был маленький ребенок, которому негде было спать, кровать он взял временно и потом намеревался вернуть.
При судебном разбирательстве прокурор отказался от обвинения, а народные заседатели написали особое мнение. Тем не менее, дело рассмотрел другой состав суда и Маринеско отправили на Колыму. В эшелоне он вместе с другими военными моряками дрался с уголовниками и бывшими полицаями. К счастью, для себя, в Магадан Маринеско не попал. Выручили морские навыки. Сначала работал бригадиром грузчиков в Ванинском порту, потом вплоть до освобождения помощником директора рыбзавода.
Легенда № 7: Все подвиги Маринеско совершил, нарушая приказы командования, и ему просто везло.
На самом деле Маринеско был человеком, который умел подняться над обстоятельствами, считалось, что подлодка не может атаковать от вражеского берега. Он так делал: после торпедирования при преследовании уходил к месту потопления судна, подлодку там не искали. С-13 с несчастливым номером стала единственной из советских подлодок этой серии на Балтике, которая уцелела до конца войны, не была потоплена.
Сам Маринеско по поводу везения, которым ему кололи глаза, однажды вспомнил слова Александра Суворова "Раз повезло, два повезло, оставьте что-нибудь и на мое умение".
По поводу личности Маринеско и сегодня не утихают споры, и она до сих пор, спустя полвека после его ухода из жизни (умер от рака в 1963 году, полузабытый) притягивает к себе. Разгадка в его трудной судьбе, солдата, не собиравшегося воевать: он мечтал быть капитаном дальнего плаванья. Военному моряку, неоцененному при жизни, звание Героя Советского Союза было присвоено только в 1990 году. Но все-таки присвоено. Справедливость восторжествовала, хотя и поздно.