Провалы в кинематографе за неполный 2014 год (17 фото)
"47 ронинов"
Фантастический боевик с Киану Ривзом в роли таинственного странника заработал 12 % «свежести» на Rotten Tomatoes и с треском (причем громким) провалился в домашнем прокате. При 175-миллионном бюджете фильм собрал только 38 миллионов. То есть это как раз тот случай, когда критики и зрители оказались едины в своем «фи».
Другие страны «Ронинов» тоже проигнорировали, кроме — сюрприз! — России, где Киану достались терпимые отзывы и 26 миллионов. Пользователи КиноПоиска поставили фильму оценку 6,8 и потешили самолюбие создателей 91-й положительной рецензией (жаль, что они не читали их) при 40 отрицательных. Российские критики не были столь же любезны, но и разгромных отзывов не писали. Ругали, но как-то так, любя. «Японская сказка норовит превратиться то в того же „Последнего самурая“, то в „Пиратов Карибского моря“, оставаясь нескладным приветом кино десятилетней давности», — считает Газета.ру. Или вот описание от Time Out: «Богато костюмированная иллюстрация вселенской скорби. Дочь господина Асано скорбит по Ривзу, Ривз скорбит по господину Асано, а другой Асано, Таданобу, просто привычно ходит с каменным лицом. Хорошо, что есть еще другие 46 ронинов, способные взять на себя всю грязную работу по производству экшна».
Вывод: в России любят Киану Ривза.
«Паранормальное явление: Метка дьявола»
У пятого по счету «Паранормального явления» странное положение: фильм, определенно, слабее трилогии, но при этом лучше четвертой части. То есть вроде как все плохо, но «лучше, чем вчера». В цифрах это выражается следующим образом: 38 % на RT, притом что у предыдущей картины — 24 % (у первых трех частей рейтинг не опускался ниже 60 %), рекордно низкая для франшизы оценка 4,5 на КиноПоиске. «Лет пять назад создатели „Явления“ сбрасывали с теплохода современности замыленные сюжеты и традиционные манеры съемки, а вот, глядишь, и сами стали рутиной, которую следует выполнять раз за разом», — пишет «Фонтанка». И тут не поспоришь.
Хотя пятый фильм заработал в мире лишь 90 млн, то есть значительно меньше, чем принято в семье «Паранормальных явлений», но он все равно остался на плаву. Провалиться в прокате с бюджетом в 5 млн очень сложно. Так что в 2016-м на экраны выйдет следующая часть.
Вывод: некоторые франшизы не остановить.
«Холостячки в Вегасе»
Первая непародийная комедия от создателей «Очень страшного кино», «Нереального блокбастера» и «Вампирского засоса». По-моему, так это вполне пародия, но только не в привычном виде. По крайней мере хочется верить, что такое нельзя снимать всерьез. Критики не стали долго разбираться, нарисовав «Холостячкам» нулевой рейтинг на RT. «Это первое творение постановщиков за рамками их родного жанра, вполне традиционная комедия, по итогам которой напрашивается неутешительный вывод, что „бездарные в пародиях бездарны во всем“», — пишет Борис Хохлов. Наши пользователи были более благосклонны: на КиноПоиске фильм набрал 4,6 и даже получил один положительный отзыв.
Вывод: не умеешь — не берись.
«Я, Франкенштейн»
Франкенштейн недалеко ушел от «Холостячек», набрав на RT 4 %. «Экхарт так играет чудовище Франкенштейна, как будто кто-то держит его на прицеле, направив второй пистолет на его семью», — пишет New York Magazine. Российские критики оказались добрее, равно как и российские зрители. Из 71 заработанного чудовищем миллиона, 19 было получено именно в России. Это не сделало его успешным проектом, но смягчило провал. «Не поразит воображение, а через полгода и вовсе забудется, но на зимнее безрыбье вполне сгодится для развлечения публики, соскучившейся по дракам с превращениями», — соглашается на компромисс The Village.
Вывод: иногда чудовища чудовищны.
«Геракл: Начало легенды»
Начнем с того, что Ренни Харлин четыре раза был номинирован на «Золотую малину» как худший режиссер. Но 3 % на RT — это его личный рекорд. «Фильм настолько ужасен, что хочется обрести сверхчеловеческую силу, чтобы вырвать себе глазные яблоки», — пишет Дрю Тейлор из The Playlist. «Роль, может, и не предполагает блестящего актерского мастерства, но на нее можно было найти кого-то, кто способен проявить эмоции и при этом не выглядеть как штангист во время рывка», — добавляет его коллега из NY Magazine.
На этот раз российские критики проявили цеховую солидарность, не подарив «Гераклу» ни одной положительной рецензии. А Лидия Маслова и вовсе обозвала блокбастер рекламным роликом овсяных хлопьев: «С неба все время сыплется что-то неопознанное, никак сюжетно не мотивированное: не то тополиный пух, не то снег, не то лепестки или чьи-то перья, а может быть, просто конфетти. Или это Зевс с Олимпа кормит своих многочисленных земных детишек, как рыбок в аквариуме, овсяными хлопьями, на затянувшийся рекламный ролик которых «Геракл» походит гораздо больше, чем на мифологический блокбастер о полубоге». Как вы понимаете, в прокате фильм тоже провалился.
Вывод: не всякий Геркулес способен стать Гераклом.
«Этот неловкий момент»
Романтическая комедия, главные герои которой договариваются держаться подальше от любых серьезных отношений. Это выглядело бы мило, если бы речь шла о 15-летних школьницах, но нет, в центре повествования почти тридцатилетние мужики. Инфантилы, которые, конечно, в процессе раскаиваются и преклоняют колени перед великой силой любви, на RT получили 22 %, а пользователи КиноПоиска оценили их на 5,7.
«На самом деле по интонации и мировоззрению это абсолютно девчачье кино, авторы которого кривят душой, заставляя мальчиков вести себя не как в жизни, а как мечталось бы в идеале девочкам-зрительницам», — считает Лидия Маслова. Игнорируя все эти половые различия и условности, 8-миллионный «Неловкий момент» ловко зарабатывает 40 млн в прокате.
Вывод: девочки, мальчики — какая разница?
«Любовь сквозь время»
Экранизацией «Зимней сказки» планировал заняться Скорсезе, но, внимательно изучив роман, он счел его некинематографичным. Акива Голдсман решил бросить вызов мэтру, сняв по этому роману свой первый полнометражный фильм. И облажался. «„Любовь сквозь время“ совершенно нелепа. Можно посмотреть ее на свидании с тем, кто вам не нравится», — шутит Питер Трэвис из Rolling stone.
Мало того что «Любовь» не понравилась критикам (13 % RT), так она еще и провалилась в прокате, собрав лишь половину своей производственной стоимости.
Вывод: доверяйте мнению профессионалов.
«Анатомия любви»
Очередная история любви барышни и хулигана, снятая по роману «Бесконечная любовь», была прохладно встречена критиками (15 % на RT). Экранизация 1981 года с Брук Шилдс в главной роли была в разы драматичнее, новая же история вышла слегка рафинированной. «Пары поумнее уж точно найдут лучший способ отметить День святого Валентина», — намекает Irish Times.
Российские критики и зрители оказались более сентиментальными. На КП фильму поставили 6,5 балла, а рецензенты отмечают, что это «идеальное девичье кино, которое не заставит мучительно ерзать в кресле или пялиться украдкой в телефон и мужскую половину».
Кассовые сборы на этот раз решили держать нейтралитет: при 20-миллионном бюджете фильм заработал 34 млн. Это, конечно, не успех, но и не провал.
Вывод: une vie d’amour
que l’on s'était jurée, ла-ла-ла-ла ла-ла-ла-ла-ла-ла.
«Помпеи»
Мне иногда кажется, что критики получают особое удовольствие, ругая многомиллионные проекты. Это же так прекрасно — занести пальцы над клавиатурой и напечатать, что 100 миллионов потрачено впустую. А дальше хоть трава не расти, главное, что ты высказался. Именно так произошло с «Помпеями». 28 % положительных отзывов у фильма на RT. «Неважно, сколько лавы на тебя несется. Всегда есть время на то, чтобы пронзить еще одного несчастного мечом», — издевается над логикой картины Уэсли Морис.
Российские кинокритики и на этот раз оказались более терпимыми и толерантными. «Катастрофа занимает добрую треть фильма, и это тоже зрелище не просто завораживающее, но и трагическое, оркестрованное как патетическая аудиовизуальная симфония», — рассказывает Валерий Кичин. Зрелище вышло не таким кассовым, как хотелось бы создателям. 97 млн заработал 100-миллионный проект.
Вывод: что происходит в Помпеях, навсегда остается в Помпеях.
«Охотники за сокровищами»
Не думайте, что наши киножурналисты едят все подряд и не плюются. Плюются, да еще как. Пример тому — «Охотники за сокровищами». Фильм Джорджа Клуни с блистательным актерским составом (сам Клуни, Мэтт Дэймон, Джон Гудман, Билл Мюррей, Хью Бонневилль, Кейт Бланшетт) и интересным сюжетом получил 32 % положительных отзывов на RT. Плохо, конечно, но не так уж смертельно. Заходим на страницу фильма на КиноПоиске и видим: оценка пользователей — 5,4, 39 отрицательных рецензий (и 9 положительных), 11 % — рейтинг кинокритиков. «Ожидаемые столь многими „Охотники за сокровищами“ (в оригинале название не настолько идиотское — The Monuments Men) Джорджа Клуни оказались фуфлом. Безусловно, профессиональным, забавным, в чем-то обаятельным, но все-таки фуфлом», — ругается Антон Долин.
Возникает резонный вопрос: чем же не угодил Клуни россиянам? Пока критики ходят вокруг да около, пользователи рубят правду-матку: «Джордж, да ты русофоб». Действительно, в фильме именно США выигрывают Вторую мировую, американцы — храбрецы и спасители искусства, а русские — чуть ли не большие злодеи, чем немцы. Ну и получай, Джордж, гранату. Из 155 млн, полученных «Охотниками» в прокате, российских только 2,2 млн.
Вывод: не буди русского медведя, не трогай русскую водку.
«Саботаж»
Уже-не-губернатор Арнольд Шварценеггер набрал лишь 20 % «свежести» на Rotten Tomatoes и 17,5 млн в прокате — ровно половину производственного бюджета фильма. «В общем, если кого „Саботаж“ и подставил, то исключительно человека, которого должен был возвеличить, — считает Антон Долин. — Однако старая любовь — страшная штука, так что отговаривать поклонников великого и ужасного Шварценеггера от похода в кино бессмысленно. Сходите, полюбуйтесь». И они полюбовались. «Какая бы ерунда ни творилась в кадре, смотреть кино с ним — это как отправиться в поход с родным дедушкой, слегка сбрендившим, но все равно любимым», — рассказывает обозреватель The Village.
Вывод: походы со сбрендившими дедушками могут окончиться печально.
«Блондинка в эфире»
Комедия с совершенно провальным рейтингом (12 % на RT) провела в американских кинотеатрах неделю и отправилась покорять VOD-пространство. Зато в России эта довольно нелепая история возвращения домой после пьянки заработала 1,8 млн, 77 % положительных рецензий на КиноПоиске и доброе слово от не самых добрых критиков. «Это, безусловно, дурацкий, но в общем и целом динамичный, живой и всю дорогу если и не смешной, то как минимум забавный фильм. Примерно как ютьюбовское видео с котиками, которое тут, кстати, тоже есть», — умиляется Станислав Зельвенский. И даже Лидия Маслова находит, что фильм может развлечь: «В принципе можно поднатужиться и извлечь из „Блондинки в эфире“ комический смысл, представляя на месте героини, например, образцово-показательного диктора Екатерину Андрееву».
Вывод: не можете написать хороший сценарий, замените его блондинкой.
«Принцесса Монако»
Несчастную принцессу — фильм открытия Каннского фестиваля — не пнул только ленивый. Это как раз тот случай, когда из прекрасных ингредиентов получается безвкусное блюдо. «Именно истории, то есть сюжетного мяса, фатально не хватает этой чахлой мелодраме: удивительным образом все заложенные в ней возможности оказались упущены», — пишет Андрей Плахов. А обозреватель The Hollywood reporter Стивен Далтон полагает, что «вокруг фильма куда больше драмы, чем в самом фильме».
Впрочем, еще до Канна по принцессе прошлись так основательно, что Вайнштейн испугался за ее здоровье и не выпустил в американский прокат. В России фильм заработал 1,8 млн, и пользователи КП поставили ему оценку 6,7.
Вывод: в силу печальных исторических обстоятельств россияне лояльны к членам королевской семьи.
«Смешанные»
Комедия с Адамом Сэндлером и Дрю Бэрримор провалилась в домашнем прокате, заработав 45 млн при бюджете в 40 млн. Вся надежда была на нас. Ну, и еще на Мексику с Бразилией. И мы не подвели! В то время как в США Сэндлер давно уже не вызывает у публики никаких теплых чувств, в России народная любовь не вянет. Пять с половиной миллионов добавили наши соотечественники в кассу «Смешанных». К слову, мексиканцы-таки нас обошли, заплатив за удовольствие 10 млн.
Справедливости ради надо отметить, что критики были единодушны в своем неодобрении: 14 % на RT, масса отрицательных рецензий в российских СМИ. Но народ к голосу разума не прислушался. В итоге у фильма довольно высокий рейтинг на КП (6,9) и 22 положительных отзыва при одном отрицательном.
Вывод: зрители все-таки не читают с утра газет..
«Трансформеры: Эпоха истребления»
Самый яркий пример того, как аудитория игнорирует мнение критиков. Фильм с 17 % положительных рецензий на RT вот-вот станет первым в этом году миллиардером. Впрочем, франшизе и ее бессменному режиссеру не привыкать к летящим в их сторону несвежим томатам. А Майкл слушает, да ест, то есть снимает следующий фильм.
Мнения российских критиков и зрителей на этот раз разделились примерно поровну. У фильма 79 положительных и 77 отрицательных рецензий. Отзывы профессионалов колеблются от «Четвертая серия получилась самой шикарной в цикле» до «Если у вас получится выйти из зала без головной боли и лопающихся от перенапряжения глаз, смело можете отправляться прямиком в космос, чтобы увидеть следующую битву металлолома с лучшей точки зрения».
Вывод: «Трансформеров» и Бэя надо просто принять как неизбежность.
«Превосходство»
Последний проект Джонни Деппа критики не оценили. У фильма 19 % на RT. При этом общая масса рецензий выглядит как жужжащий рой. В своих претензиях киноспециалисты противоречат друг другу. То фильм чрезмерно интеллектуальный и не подходит под шаблоны голливудского блокбастера, то он глупый. То Джонни слишком хорош для такого сценария, то именно он обвиняется в провале картины.
«Вполне профессионально снятое „Превосходство“ столь обезоруживающе беспомощно в своей интеллектуальной составляющей, что после фильма выходишь со странным послевкусием долгой научной беседы в детском саду с цветными картинками местных гениев на стенках», — пишет Валерий Кичин. «Это мрачный, атмосферный, виртуозно снятый и смонтированный фантастический триллер с прекрасными актерами», — утверждает Долин. «Порой людям не то чтобы страшно, а просто скучно, когда они не понимают, зачем были потрачены $ 100 млн, на которые можно было снять десять таких фильмов, как „Превосходство“», — считает Лидия Маслова.
В общем, выцепить из этого потока словесной эквилибристики какой-то знак почти невозможно, проще посмотреть. А в прокате фильм провалился, конечно.
Вывод: иногда киноведы сами не знают, чего хотят от кино.
«Домашнее видео»
Комедия о том, как семейная пара решила снять домашнее порно, не подозревая, что видео увидят их родные и друзья, критикам не понравилась. Основных претензий две: фильм несмешной, фильм слишком целомудренный. Обманутые в лучших ожиданиях, они настрочили отрицательные рецензии, так что у картины образовался малопривлекательный рейтинг в 20 %. А вот Олегу Зинцову еще категорически не полюбился «Маршал»: «Чтобы сразу начать с главного: вам два раза покажут попу Кэмерон Диаз. Издалека. Гораздо чаще вам будут показывать глупое лицо Джейсона Сигела крупным планом, и это настолько же несмешно, насколько асексуально».
Вывод: в комедии про секс должен быть секс.
В завершение предлагаю читателям составить свой личный список рейтинговых провалов. Пусть это будет ужасная пятерка худших фильмов 2014 года.