Миксомицеты (15 фото + 3 гиф)
Еще миксомицетов объединяют в одну группу (тоже искусственную) с амёбами (возможно, несправедиво, возможно, они вовсе и не родственники) за то, что любой нормальный миксомицет бóльшую часть своей жизни проводит в виде плазмодия – огромной многоядерной клетки. Вот у нас с вами – нормальных организмов – каждое ядро живет в своей клетке, а плазмодий это одна общая клетка, ком протоплазмы порой с миллионами ядер, могущий достигать – если размазать по ровной поверхности – нескольких десятков сантиметров площади. Такая живая сопля, способная двигаться.
Двигается плазмодий небыстро – миллиметры, ну сантиметры в час, по-амёбьему: выпрастывая ложноножки и потихоньку перетекая с места на место. Движется он обычно к источнику пищи, а также прочь от света, во влажность и темноту – в почву, под кору, куда-нибудь вглубь гнилого пня, где и сидит, впитывая всей своей поверхностью органические вещества из окружающей его влаги. Но, кроме этого, плазмодий может активно захватывать и твердые пищевые частицы, в том числе живые микроорганизмы, мицелий и споры грибов, и тем он от этих самых грибов отличается – грибы только впитывают, но не пожирают, и не двигаются.
Не всегда плазмодий таится во тьме – так, например, Fuligo septica может выползать из своих обиталищ после обильных дождей, покрывать на значительных пространствах траву на газонах или поверхность растений в оранжереях и тем губить их:
Чтобы чувствовать свет (предполагается, что для этого) и избегать его, плазмодий многих миксомицетов содержит пигменты, придающие им самые различные окраски: ярко-желтую, розовую, красную, фиолетовую, почти черную: плазмодий "видит". Кроме этого, биохимически механизм его движения сходен с процессом, происходящим в мышцах животных при их сокращении.
По пути к цели плазмодий способен даже решать некоторые задачки: преодолевать небольшие препятствия или просачиваться сквозь отверстие диаметром в несколько микрон, а в условиях эксперимента – находить верный путь в лабиринте.
Японцы подвергали плазмодий воздействию сухого воздуха через равные промежутки времени. Тот реагировал на это замедлением движения. Через определенное число повторений плазмодий начинал сам замедляться в "нужное" время, даже если воздействие не производили.
Кроме бегства от света, плазмодий движется в направлении более влажных мест и навстречу току воды. Пользуясь этой особенностью плазмодия, его можно выманить, например, из пня. Для этого, – пишут в многотомнике "Жизнь растений" (раньше мало того, что миксомицеты считали грибами, так еще и грибы – растениями), – нужно поместить от края пня в глубь его наклонно полоску стекла, а сверху нее положить фильтровальную бумагу, конец которой погрузить в сосуд с водой. Ток воды может вызвать вползание плазмодия по стеклу.
При неблагоприятных условиях (холод, голод, сухость) плазмодий усыхает, твердеет и превращается в плотную массу – склероций – и в таком виде пережидает тяжелые времена. Описан случай превращения в плазмодий миксомицета, двадцать лет пролежавшего в виде склероция в гербарии.
Так живет себе миксомицет в виде плазмодия, пока в один прекрасный момент (когда нагуляет достаточную массу или, наоборот, выест всё вкусное в пределах досягаемости) отрицательный фототаксис (то есть стремление бежать от света) у него не сменится положительным. Тогда выползает плазмодий на свет божий и на поверхности превращается в зависимости от вида в одно из этих образований-спороношений, которые вы и видите на картинках и ради которых всё это и затевалось. Не дает плодовые тела, оставаясь в субстрате, как гриб, а именно сам, весь целиком превращается.
Плазмодий миксомицета Lycogala epidendrum покинул своё убежище в трухлявом пне и ищет благоприятное место для формирования плодовых тел
сначала ползет (прополз около 3 см), потом превращается
Превратился
Гриб грибом
У некоторых миксомицетов вначале закладываются отдельные спороношения, но на ранних стадиях развития они сливаются вместе и одеваются одной общей оболочкой. Такие образования называются эталиями.
У многих миксомицетов в спороношении имеются особые нити – капиллиции. Они имеют различное строение: ветвистые, неветвистые, в виде полых трубочек или похожие на сеть или каркас. Изначально они упруго свернуты внутри спороношения, но меняют положение при изменении влажности воздуха, распрямляясь, как пружина и тем разрыхляют споровую массу и содействуют рассеиванию спор.
..и после срабатывания капиллиция
Споры же, как и положено спорам, малы, легко переносятся ветром и хорошо, десятилетиями, переносят неблагоприятные условия, Для этого у многих из них есть две оболочки: внутренняя, более тонкая – целлюлозная, как у растений, а наружная – хитиновая, как у животных и грибов, и обе они у одного организма уж вообще ни в какие ворота не лезут.
Если спора прорастает в воде, то из нее выходит от одной до восьми зооспор – одноклеточных тварюшек со жгутиком, напоминающих сперматозоиды, только у сперматозоидов жгутик сзади, а у этих спереди (потом рядом с ним зачем-то вырастает второй жгутик, маленький и согнутый). В случае же прорастания споры просто на влажной поверхности из споры выходят маленькие амебы, так называемые миксамебы. И те, и другие гаплоидны, если это вам интересно, активно размножаются простым делением и в целом ведут себя как обычные одноклеточные.
При достижении некой критической концентрации эти зооспоры или миксамебы начинают половой процесс: попарно сливаются задними концами, их ядра соединяются – и готов новенький плазмодий. Дальше будут делиться и множиться только его ядра, а сам он будет только расти.
Интересно, что молодые плазмодии тоже могут сливаться друг с другом – и тогда образуется организм, единственная "клетка" которого содержит ядра разного происхождения, с разными геномами, иногда с различным количеством ДНК, плоидностью и разных размеров.
Круг жизни замыкается: образовавшийся плазмодий уходит куда-нибудь в глубину пня или под листья, начинает перемещаться, питаться, расти до поры нового спороношения.