Полезная водка. (3 фото)
Произошло это во Владивостоке, в Дальневосточном научном центре Академии наук СССР, в конце 70 – начале 80-х годов. Уже упоминавшийся в моих предыдущих статьях (см. «Химию и жизнь – XXI век», 1997, № 11 и 12) И.И.Брехман и его сотрудники обратили внимание на то, что многие люди, пробовавшие водку корейского производства, настоянную на женьшене, не испытывают похмелья. Менее выраженные последствия алкогольного перебора отмечали также любители других настоек– отечественной зубровки, немецкой водки, настоянной на инжире, и особенно горькой настойки «Золотой рог», содержащей экстракт корней элеутерококка, а также любители самоделки – настойки корня родиолы розовой, называемой в народе золотым корнем.
Дальневосточные ученые рассудили следующим образом: чистая водка – это яд, а вещества, ослабляющие ее вредное действие, – противоядия. Это умозаключение подтверждали некоторые примеры из истории. У средневековых лекарей всегда под рукой было универсальное противоядие, которое состояло исключительно из растений.
Называлось такое средство «териак». Некоторые териаки включали в себя до 70 различных трав, корней и цветов. Согласно первой германской фармакопее, в состав териака входили 12 компонентов: ангеликовый корень, валериана, цитварное семя, корица, кардамон, опий, мирра, мед и другие. Такая фитокомбинация давала, в частности, очень хороший эффект после тяжелых, продолжительных застолий.
Осмыслив это, ученые отбросили сомнения и принялись за работу. Первым делом они навалились на элеутерококк. И очень быстро установили, что экстракт корней элеутерококка вдвое увеличивает смертельную дозу этилового спирта, то есть уменьшает его токсичность. А крыс, отличающихся от своих сородичей повышенным алкогольным аппетитом, превращает в абсолютных трезвенников. Окрыленные успехом ученые помчались в наркологическую больницу с пузырьком удивительного экстракта. Результаты несколько охладили их пыл: вылечить алкоголизм с ходу не удалось. Тем не менее продолжительность воздержания от алкоголя у лиц, получавших экстракт, была вдвое больше, чем у тех, которым давали похожую на экстракт обманку.
Получив эти результаты, профессор Брехман направил свой взор на красное виноградное вино. Он рассуждал логически: в тех местах, где выращивают виноград и испокон века пьют вино, алкоголя в среднем на одного человека приходится не меньше, чем в тех местах, где обитают почитатели водки. И все же алкогольных проблем у любителей вина куда как меньше. Например, в застойно- запойные времена грузины не знали, что делать с единственным на всю Грузию вытрезвителем. Он никогда, даже во время самых крупных праздников, не заполнялся больше чем на одну треть.
Значит, решил Брехман, в вине есть нечто, что защищает организм от спирта. И оказался тысячу раз прав. Работа вновь закипела. На этот раз экстракт приготовили из отходов винограда и назвали его «каприм». В опытах на крысах каприм, подобно экстракту элеутерококка, резко уменьшал и смертельное, и опьяняющее действие этилового спирта, а животных, выпивавших до этого больше других, превращал в трезвенников.
Дальше –больше. Выяснилось, что каприм притормаживает окисление спирта до уксусного альдегида и одновременно ускоряет окисление последнего. Иными словами, каприм избавляет организм от самого вредного продукта превращений этилового спирта.
Прослышав о таких вещах, к исследованиям Брехмана добровольно подключились специалисты из других лабораторий. Крыс извели множество, но установили, что волшебный экстракт ослабляет буквально все плохие свойства алкоголя. Кроме того, каприм повышает устойчивость крыс к самым разным вредным воздействиям химической, физической и биологической природы. Он помогал животным выживать в условиях сверхтропической жары, спасал их от отравления различными ядами и повышал способность к тяжелой мышечной работе.
Опыты перенесли на людей-добровольцев. Добровольцами выпало быть чукчам – ярким представителям монголоидной расы, которая отличается от европеоидной непереносимостью алкоголя из-за генетических особенностей ферментов, перерабатывающих этиловый спирт. А для сравнения взяли русских из тех же мест – с Чукотки. Дело в том, что ради чистоты эксперимента требовалось найти район, изолированный от поставок любых других спиртных напитков, кроме тех, свойства которых нужно было проверить. Чукотка с завозом всех благ цивилизации раз в год оказалась идеальным полигоном для экспериментаторов. Так вот, профессор Брехман со своими товарищами взял водку, добавил в нее каприм и, заручившись поддержкой высоких партийных властей, завез ее на Чукотку. Для чистоты эксперимента все остальные водки, еще не допитые с прошлого года, оттуда вывезли. Результат был поразительным: чукчи начисто утратили свою алкогольную ущербность и пили наравне с такими закаленными бойцами алкогольного фронта, как русские. Брехмановская чудо-водка носила название «Золотое руно».
Водочная одиссея
Дальнейшая эпопея сорокаградусного «Золотого руна» заслуживает своего Гомера. Вокруг новой водки развернулись баталии с вмешательством олимпийских небожителей из ЦК КПСС и правительства СССР. Бывший председатель Госплана СССР и одновременно бессменный член комиссии Политбюро ЦК КПСС по борьбе с алкоголизмом Н.К.Байбаков недавно признался, что об антиалкогольном действии экстракта узнал непосредственно от профессора Брехмана и расценил эту информацию как перст судьбы.
«Захватив с собой одну бутылку водки с капримом, – пишет Байбаков, – я прибыл на заседание комиссии, чтобы рассказать о результатах работ, проведенных учеными, и наглядно продемонстрировать продукцию с тем, чтобы внести предложение о производстве и реализации этой водки в одном из районов страны.
Один из членов комиссии, заведующий Отделом ЦК КПСС Б.И.Гостев, увидев принесенную мной бутылку, выхватил ее у меня и унес к себе в кабинет, мотивируя тем, что приносить водку в здание ЦК КПСС неудобно.
На заседании комиссии под председательством А.Пельше я рассказал присутствующим о целесообразности производства и возможности употребления водки с капримом. Членам комиссии эта информация показалась убедительной, и они согласились с моим предложением. Как-то в конце субботнего дня ко мне в кабинет пришел мой первый заместитель Н.И.Рыжков с проектом государственного бюджета на очередной год и рассказал о трудностях, которые возникли при его разработке.
– Одна из причин, – пояснил он, – это снижение производства спиртных напитков.
Николай Иванович был возбужден до предела. Его поджимали сроки, необходимо было представлять план, а сделать этого он не мог, беспокоила несбалансированность плана. Тогда я рассказал ему о водке с капримом и предложил испытать действие водки на себе, сказав, что если с нами случится беда, то на работе это не отразится, ведь завтра воскресенье и день не рабочий. Скрепя сердце он согласился, и мы вместе с ним опорожнили эту бутылку, закусив яблоком. Домой уехали навеселе. Утром следующего дня я не ощутил ухудшения самочувствия и подумал, что, если бы мне пришлось выпить в таком количестве обычной водки, я был бы неработоспособным и, наверное, лежал бы в постели. В понедельник утром, перед тем как приступить к работе, узнал у Николая Ивановича, что и он чувствовал себя превосходно. Это обстоятельство в значительной мере побудило меня активнее взяться за проведение широкого эксперимента». Надо полагать, что самоотверженные опыты с новой водкой ставили на себе и другие представители советской и партийной элиты. Судя по всему, напиток действовал без осечки. Результатом стало решение испытать действие водки с капримом на широких массах трудящихся в одном из отдаленных регионов России. Так появился на свет проект под вычурным названием «Полигонные испытания действия крепкого алкогольного напитка «Золотое руно». Тогдашний секретарь обкома Магаданской области Н.Мальчиков с радостью и энтузиазмом откликнулся на зов, и работа закипела.
В Кахетии изготовили партию водки «Золотое руно» и быстренько доставили в Магадан. Для испытаний выбрали два достаточно изолированных района Магаданской области с 59 населением по 8 тысяч человек и одинаковой заболеваемостью алкоголизмом (около 10% населения). В контрольном Ольском районе ассортимент алкогольных напитков остался прежним, а в соседний Северо-Эвенкский район завезли только «Золотое руно»: в этом районе, кроме новой наукоемкой алкогольной продукции, выпить было нечего. Испытания были рассчитаны на два года. Но ровно через десять месяцев грянуло Постановление ЦК КПСС и Совмина о преодолении пьянства и алкоголизма. На испытателей моментально обрушился вал директивных предписаний прекратить спаивание населения. Но поезд уже ушел:
«Золотого руна» завезли в расчете на два года, и оставалось только ждать, когда народ его оприходует. Тем не менее все исследования были насильно прекращены, и народ продолжал уничтожать новый напиток безнадзорно.
Остались лишь результаты за десятимесячный отрезок времени. И они были потрясающими. В контрольном Ольском районе потребление алкоголя продолжало увеличиваться, а в Северо-Эвенкском снизилось на 27 процентов. Переход населения на новую водку привел к резкому уменьшению количества пьяных и бытовых травм, а самое главное, вдвое снизилось число алкогольных психозов. Произошла и еще одна, не совсем понятная вещь – резко возросло количество обращений к врачам поликлиник и районной больницы по поводу самых разных заболеваний. Сами врачи расценили это так: у трезвеющего народа появилось свободное время, и он стал больше следить за своим здоровьем.
Слух о чудо-водке, которую хлещут эвенки, облетел весь Дальний Восток. Все желали тоже стать подопытными. Нефтяники и газовики, работающие за сотни верст от подопытного района, снаряжали туда вертолетные экспедиции. В итоге двухлетний запас легендарного напитка был уничтожен за полтора года.
Окончился эксперимент драматично. Его проглотил другой широкомасштабный эксперимент партии и правительства над всем народом. Когда во Владивосток приехал Горбачев, профессор Брехман пробился к нему и изложил печальную историю «Золотого руна». Генсек приказал разобраться. Разборка была быстрой – запретить и заклеймить.
Но научный прогресс не остановить. Идея создания водок с добавлением соединений, ослабляющих негативное действие спирта на организм, начинает понемногу проникать в сознание разработчиков и производителей алкогольных напитков.Уже несколько лет на Архангельском ликеро-водочном заводе выпускают водку с добавкой экстракта из морских водорослей. Идею выпускать такую водку подсказали директору завода В.И.Лосеву медики. Надо сказать, что идея эта исключительно богата и плодотворна. Дело в том, что истолченные в порошок водоросли, экстракты и настойки, приготовленные из них, издавна использовались поморами в качестве средства народной медицины. Это обстоятельство не ускользнуло от внимания ученых и врачей, которые вот уже несколько десятков лет не перестают удивляться глубине и широте целебного действия на организм соединений, входящих в состав морских водорослей.Особый восторг у медиков вызывает содержащаяся в водорослях альгиновая кислота. На ее основе в нашей и других странах мира создано около 300 разновидностей продуктов, треть из которых находит применение в медицине.Простые архангелогородцы, испытавшие на себе действие этой водки, уверенно заявляют, что опьянение она вызывает мягкое, а последствия перебора не доставляют всем известных неприятностей. На вкус «альгинатная водка» просто великолепна и, несомненно, превосходит другие водки, приготовленные из того же этилового спирта.
Независимо от поморов и за несколько лет до них собственную альгинатную водку приготовил сотрудник севастопольского Института биологии южных морей М. В. Нехорошев. Его напиток, сделанный на основе черноморской водоросли цистозиры, помимо перечисленных выше полезных свойств, обладал еще одним, чисто коммерческим. В полутьме рюмка с розовой цистозировкой опалесцирует ничуть не хуже кузова спортивного «порше» и как нельзя лучше соответствует эстетическим представлениям о прекрасном у «новых русских» любителей заложить за воротник.
А совсем недавно появилась еще одна разновидность «безвредной» и даже, как уверяют производители, целебной водки. Новинку стал выпускать ликеро-водочный завод «Топаз» в подмосковном городе Пушкино под громким названием «Царские регалии». Надо сказать, что напиток этот вполне достоин царского стола. Над его созданием потрудились ученые из Всероссийского института лекарственных растений. После долгих поисков они остановились на трех растениях: элеутерококке, расторопше и эхинацее.
При разговоре о «безопасной» водке нельзя не вспомнить о старинном русском напитке – медовой водке, перегонявшейся из хмельного меда, который, как подтвердили недавние исследования, действительно обладает выраженными целебными свойствами.Подмосковный умелец и пчеловод Юрий Артеменко возродил технологию древних медовых напитков, в том числе и водки, которую ласково называет медовой водочкой. Он утверждает, что опьянение, возникающее после первых 150–200 грамм, в дальнейшем не усиливается, даже если продолжить возлияние хорошими темпами в течение многих часов. А на утро никаких последствий алкогольного удара не ощущается. Прямо сказка!
Но несмотря на появление новых, интересных крепких алкогольных напитков, население по старинке предпочитает травить себя более привычными водками. Причина проста – цена новых водок выше, чем обычного «сучка».