Как маршал Жуков в Одессе с преступностью боролся (5 фото)
Ссылка
В июне 1946 года было начато расследование "трофейного дела" Георгия Жукова. Маршала обвиняли в том, что он, пользуясь властью и своими связями, вывез из Германии много ценностей. У него было изъято 4000 метров ткани, 323 меховых шкурки, 44 ковра и гобелена, 55 картин, 55 ящиков посуды, 20 охотничьих ружей, 17 золотых часов и прочих ценностей. Жуков написал объяснительную записку на имя Жданова: "Я признаю себя очень виновным в том, что не сдал всё это ненужное мне барахло куда-либо на склад, надеясь на то, что оно никому не нужно". Несмотря на покаянные слова и заверения в благонадежности, маршал был снят с должности Главкома сухопутных войск и был назначен Командующим войсками Одесского округа. 4 июня 1946 года Жуков прибыл в Одессу. На перрон прибыли два литерных вагона и платформа с автомобилями Жукова. Маршал приехал с дочерью. По прибытии Жуков сразу поехал доложиться в обком партии.
Особые условия
Жуков был для Одессы чужим. Понимание того, как должны решаться те или иные вопросы у него и жителей Одессы различались. По выражению историка Виктора Савченко, в Одессе всегда существовал слой людей, которые контролировали все городские структуры не при помощи бюрократических сцепок, а на "честном слове". Савченко пишет: "Можно было позвонить и сказать: "Моня, в чем дело? Давайте выпустим этого товарища". И "товарища" выпускали. Климат послевоенной Одессы, по определению Исайи Бондарева, работавшего в то время в военной комендатуре, напоминал "второй НЭП", жизнь сосредоточилась на Привозе, где было всё, но не для всех. Цены на продукты были очень высокими. Поэтому неудивительно, что по ночам Одессу "трясло" от грабежей. Ситуация с преступностью в городе была критической, поэтому и меры (прежде всего административного характера) требовались неординарные. Иными словами, "на честном слове" с бандитами маршал договариваться не желал. Жуковым была инициирована операция "Маскарад". Для поимки преступников сотрудники переодевались в гражданскую одежду и использовали прием "ловли на живца", на месте расправляясь с бандитами.
Методы
Жуков был в первую очередь человеком военным и привык действовать решительно, поэтому народная молва именно ему приписала заслуги одесских органов уголовного сыска в борьбе с послевоенным бандитизмом. Якобы Жуков личным приказом чуть ли не дал право расстреливать любого подозрительного человека на месте. Такого приказа, однако, нет ни в одном архиве. И быть не могло. Опальный маршал в письме самому Сталину писал: " На заседании высшего военного совета я дал Вам слово в кратчайший срок устранить допущенные мною ошибки, и я свое слово выполняю. Работаю в округе много и с большим желанием. Прошу Вас, товарищ Сталин, оказать мне полное доверие, я Ваше доверие оправдаю". Сомнительно, чтобы после такого письма Жуков распорядился проводить "зачистку" среди населения Одессы по одному только подозрению в причастности к бандитским шайкам. Действовали оперативники Одессы в соответствии с уставом. Были, конечно, и "перегибы на местах", но они были оттого, что в милицию пришли люди с фронтовым опытом, во время задержания бандитских групп они не рефлексировали, а действовали, стреляли на поражение. Исай Бондарев вспоминал, что военные помогали правоохранительным органам Одессы в обысках, задержаниях, сопровождении задержанных. Это было в порядке вещей.
Привилегия погон
Впрочем, совсем без влияния Жукова здесь все-таки не обошлось. После войны в города стали возвращаться фронтовики. У многих из них, у тех кто ушел воевать прямо со школьной скамьи, не были ни семьи, ни гражданской профессии. Люди с трудом возращались к мирной жизни, отсюда и злоупотребления властью, понимание "права оружия и погон". Важно, что эти процессы происходили не только в Одессе, но именно события, происходившие в Одесском военном округе привлекли наибольшее внимание. Сказалась и активность местного населения. Видя беззаконие, одесситы не молчали, даже на избирательных бюллетенях они просили навести порядок и разобраться как с уголовным элементом, так и теми, кто, прикрываясь погонами и военным опытом, не дает городу спокойно спать. Влиянием на военных по большему счету и определяется роль Жукова в Одессе. Ему удалось взять ситуацию под контроль, наладить сотрудничество между военными и правоохранительными органами. Его слово много значило.
Заслуженный работник МВД
Эффективная служба Жукова в Одесском военном округе, однако не смогла его окончательно "обелить". 20 января 1948 года Политбюро также обвинило маршала в присвоении трофейных ценностей. Вышло постановление об отправке Жукова в более мелкий военный округ, в Уральский. Тем не менее, Жуков стал в 70-е годы Заслуженным работником МВД. Считается, что именно за одесскую операцию, получившую название "Маскарад" министр внутренних дел Щелоков и наградил Георгия Константиновича.