Экспедиция на Камчатку и Командорские острова (30 фото)
Далее со слов автора:
История экспедиции на Командорские острова появилась довольно неожиданно. Еще год назад я почти ничего не слышал об этом месте. И не знал о существовании там биосферного заповедника. А дальше самые разные события и совпадения толкали меня туда. Ключевым стало выступление и рассказ о заповеднике в РГО его директора.
Там же нам удалось познакомить и с Евгением Мамаевым заместителем директора по науке. Тогда же впервые мы с мои другом и коллегой Сергеем Шаниным озвучили желание попасть на Командоры. Из-за большой разницы во времени и занятости, как нашей, так и сотрудников заповедника, переписка наша шла довольно медленно. Долгое время было непонятно сможем ли мы попасть на острова. В таком режиме мы дотянули до начала лета. Дальше отступать было некуда, иначе этот год был бы однозначно потерянным. Поэтому махнув рукой, мы взяли билеты до Петропавловска-Камчатского, таким образом точка "невозврата" была пройдена.
Самая длинная часть нашего маршрута оказалась и самой простой. Всего 8 с небольшим часов на комфортабельном самолете. Куда сложнее вышло с перелетом в Никольское. Основная наша проблема - большое количество снаряжения и оборудования. В итоге его общий вес составил чуть меньше 200 килограммов. И нельзя сказать, что чем-то мы не воспользовались.
У нас выходило больше 150кг перевеса. Был способ отправить все это транспортной компанией на корабле. Но сроки! Они никак не вписывались в наш годовой график. Да и гарантий не было никаких, что прилетев, мы получим все то, что отправили. В результате мы согласовали с авиакомпанией вариант с двумя дополнительными билетами. Но из-за потребовавшегося на это время, мы смогли взять билеты только на несколько дней позже, чем планировали. И нас беспокоили образовавшиеся почти свободных 5 дней на Камчатке. Когда до вылета оставалась всего неделя, вернувшийся из очередной поездки, Сергей Шанан предложил вариант начать нырять уже на Камчатке. Ему в поездке дали контакты капитана дайверской лодки. Тут все завертелось с новой силой. Одна лодка сменилась другой. Первоначальный дневной выход в море был заменен на полноценный 3х дневный.
До последнего мы не были уверены в том, что попадем на Командоры. Шаг за шагом мы двигались к нашей цели. И надо сказать, что нам порядочно везло. И с вылетами, и с погодой, и с людьми.
Отсчет самой же экспедиции стоит начать с приземления в покрытый облаками и дождливый Петропавловск. Первый день заставил нас взбодриться и принять существующие реалии. Просто здесь не будет. Вопрос с билетами нам удалось решить с третьей попытки. Разрешение от пограничников нам тоже начали оформлять и на этой радостной ноте, мы в ночь вышли в море...
Место, в которое мы прибыли, хочется описать отдельно. Бухта Русская - это узкий залив между двух рядов сопок. В Норвегии это назвали бы фьордом. В нескольких местах со скал в море падают водопады. В то утро вся бухта тонула в туманах и низких облаках. Горой возвышались два ржавых корпуса-баржи. Судя по облику стоят они тут уже очень давно, но на них до сих пор живут летом рыбаки, т.к. июль-август сезон лосося.
Здесь же мы увидели двух медведей. Медведицу с медвежонком. Но так как все были в полном дайверском снаряжении с боксами, снять их как следует не удалось.
На самом деле медведи одна из реальных сложностей при съемке лосося. Находясь в воде ты всегда можешь стать объектом их интереса. В этом плане Командоры гораздо удобнее. Самый крупный хищник там - песец)
Но главной нашей целью на Камчатке были сивучи. Это крупные ластоногие, иногда их называют северными морскими львами. Размер самца может достигать нескольких метров при весе до тонны. Такая махина горой возвышается над всем лежбищем. И поснимав их с лодки, нам было не очень понятно, как поведут они при встрече в воде. Сила, скорость и довольно внушительные зубы.
В первый день погружений мы знакомились. Сивучи то и дело подплывали к нам и издали наблюдали. Или же мы успевали боковым зрением засечь проносящийся силуэт. Хороших фотографий в таких условиях сделать почти невозможно. Прозрачность воды порядка 5 метров и для съемки нам нужна дистанция не больше метра.
Мы волновались насчет второго дня. Еще одного шанса не предвиделось. Надо было снимать здесь и сейчас. Но и погода, и сам животные не подвели. Стоило нам подойти поближе и спрыгнуть в воду, как они оставили свой утес и пошли к нам на встречу. Чуть меньше часа мы провели буквально окруженные десятком -другим сивучей.
Неожиданно все исчезали из видимости, а потом так же неожиданно появлялись. Это была своего рода игра, и с каждой минутой она была все активнее и активнее. Вскоре я уже перестал даже пытаться уследить за всем происходящим. А снимал уже практически в упор.
Камера зачастую даже не позволяла сделать кадр с такого малого расстояния. А чтобы успевать сфокусироваться и сделать кадр именно тогда, когда нужно, я опробовал "домашнюю заготовку". Я предварительно фокусировался на одной из множества проплывающих мимо медуз, и ждал пока в кадр вплывет тот или иной сивуч (как пример первая фотография).
А под конец сивучи так разыгрались, что принялись за наши ласты. Сколько раз за них в итоге кусали сейчас и не скажешь, но не мало. А когда понемногу от ласт начали переходить и к нам самим, пусть и бережно, мы поняли что пора обратно на лодку. Дольше всего сивучи не хотели отпускать нашего фридайвера. Они ныряли и всплывали одновременно и вообще всюду следовали за ним. И весь последующий наш опыт взаимодействия с ластоногими показал, что близость формы и поведения обеспечивает человеку самый тесный контакт. Ты должен быть как они, и вести себя как они.
И чем меньше будет непонятных и выбивающихся из "их" мира предметов, тем легче и быстрее вам удастся найти общий язык.
Оставшуюся программу нашего пребывания на Камчатке чуть не сорвало штормовое предупреждение. Мы едва успели совершить одно погружение на острове Старичкова, где впервые я увидел легендарную кучу малу из крабов. Эдакое сооружение площадью в несколько метров. И высотой в центре порядка метра.
После этого нам пришлось экстренно возвращаться в порт. И даже на следующее утро, когда ветер стих, вода хранила последствия непогоды. Видимость практически отсутствовала.
На следующий день нас ждала самая большая лотерея этой поездки - перелет на остров Беринга. О котором даже местные жители отзывались, как о чем-то эфемерном и почти нереальном. Стандартная фраза была: ну, может быть, за пару недель улетите. Это не добавляло оптимизма. Скажу только, что в тот день улетали те, кто не смог этого сделать за все предыдущие дни. Ну а мы единственные, кто попал именно за свое число, хоть и на разные самолеты.
Командоры представляют собой группу из двух больших островов ( Беринга и Медный) и двух малых остров (топориков и Ари камень). Расположены они в Беринговом море в примерно 200 км от Побережья Камчатки, но отделены от нее глубоким океанских желобом (4-5 км). Приэтом они являются крайними островами Алеутской гряды, тянущейся от западного побережья Аляски. Это последняя часть так называемой Русской Америки.
Благодаря расположению и нескольким океанских течениям, подходящим к островам, здесь совершенно особый климат и животный мир. А океан здесь никогда не замерзает. Все эти острова и, прилежащая к ним, 30 километровая акватория - являются биосферным заповедником.
Из-за особенностей погоды на острова сложно попасть. Дождь, туман, сильный ветер - вот визитная карточка этих мест. Грунтовая полоса далеко не всегда готова принять даже те 2-3 небольших рейсовых самолета в неделю. Чтобы рейс состоялся нужна хорошая погода сразу в трех аэропортах: Елизово (Петропавловск), Усть-Камчатск (где осуществляется дозаправка) и собственно Никольское (остров Беринга). И это, скажу я вам, та еще лотерея!
И мы были единственные, кто улетел "во время". И то, благодаря тому, что дали дополнительный борт.
Из-за приграничной и заповедной зоны попасть сюда на корабле ничуть не проще. Есть всего два-три корабля, имеющих нужные разрешения, которые время от времени привозят туристов. Причем за совсем не бюджетные деньги.
Для себя я определил примерно так - если острова захотят, чтобы ты приехал, тебе повезет и с погодой, и со всем остальным. Если нет... то можно и за целый месяц ничего не увидеть. Половину из которого вы проведете сидя на чемоданах.
Мест в мире, где вы можете увидеть что-то подобное, почти нет. Огромное разнообразие китов и ластоногих. Так же вы можете увидеть удивительный и разнообразный подводный микро-мир .
Плотность, разнообразие, яркость - приводят к тому, что за час вы вряд ли осилите осмотреть больше десятка метров. Можно провести все погружение вокруг одного большого камня и ни разу не повториться.
Здесь не будет сервиса и все придется делать самому. Таскать не только оборудование, но и лодку с мотором. Зато каждая поездка - приключение, открытие чего-то нового. Шанс увидеть и снять то, чего до вас никто не видел и не снимал.
Каждый день, проведенный на островах, дарил нам новые впечатления и новые эмоции. Дайвинг в водопаде и дрифт в реке. Исследование влияния типов ласт на отношения с ластоногими. Роль большой игрушки для молодых котиков и тюленей. Каждый раз нужно заново подбирать снаряжение и комплект фототехники. Сухой или мокрый костюм, с баллоном или без. Количество и тип света. Настройки фокусировки и многое другое.
И каждый вечер просмотр материала, и попытка угадать погоду на завтра. А значит и место, и особенности съемки. Использовать надо любой, даже самый непроглядный вариант с противным дождем, ибо не факт, что будет лучше. В итоге мы пропустили все два дня, когда от ветра тряслись даже стены дома. Подводные съемки, что с резиновой лодочки, что в зоне прибоя в такую погоду абсолютно бесперспективны.
В целом же нам с погодой везло - половина дней была солнечными. А так надо быть готовым к тому, что за две-три недели может выпасть всего один погожий денек, да и тот в день прилета или вылета)
И если захотите туда попасть, да еще и во время, то готовьте бубен, или другой инструмент для заклинания ветра, дождя и тумана. Да еще наверное и течений, так как здесь тоже могут быть сюрпризы: за день вода может похолодать вдвое. Так же изменятся ее прозрачность и оттенок.
Острова удивят каждого. Кого рыбой, кого живностью, а кого и тем, что море выбрасывает на берег. Не даром книга алеутской кухни начинается с фразы: "Если на берег выбросило кита"...)
Сам перелет по маршруту Петропаловск-Усть-Камчатск - Никольское требует отдельного рассказа. И даже не потому, что это один из самых непредсказуемый рейсов в стране, а потому, что вы, если повезет, сможете увидеть из окна.
Перелет можно условно разделить на три части:
1) окрестности Елизово (Петропавловска)
Здесь и Авачинская бухта, и первые вулканы, и удивительно красивая пойма реки совсем рядом с аэропортом.
2) собственно перелет над Камчаткой. Самолет небольшой и поэтому высота полета тоже небольшая. Больше часа вы будете лететь над границей гор и моря. Особенно красивые участки ждут вас в районе Усть-Камчатска.
3) знакомство с островом Беринга. Очень интересно посмотреть на его берега, озера и небольшое поселение, приютившееся сбоку.
Единственная проблема (помимо грязных и поцарапанных стекол) - крыло и пропеллер, перекрывающий солидную зону почти во всех иллюминаторах. Последняя неожиданность - аэропорт здесь выглядит, как чистое поле. Нет даже толком полосы - она грунтовая. Это одна из основных причин отмены рейсов. Полоса размокает от нередких дождей.