3dfx (5 фото + 1 видео)
Компания 3Dfx Interactive была основана в марте 1994 г. Одним из ее учредителей стал Гордон Кэмпбелл (Gordon Campbell) - человек, стоявший у истоков зарождения двух других компаний: SEEQ Technology и CHIPS & Technologies. Его партнеры тоже хорошо известны в Силиконовой Долине. Это Гэри Таролли (Gary Tarolli), работавший ранее в исследовательских центрах Digital Equipment Corporation, Silicon Graphics, Inc. (SGI) и Media Vision; Скотт Селлерс (Scott Sellers), ведущий инженер Media Vision, и Росс Смит (Ross Smith), который пришел в 3Dfx из MIPS Computer Systems.
К 1995 г. им удалось сформировать профессиональную команду, найти первичное финансирование (всего 5,5 млн. долл.) и приступить наконец к реализации своего стратегического замысла - разработке трехмерного графического акселератора, способного превратить ПК в самую мощную игровую станцию. На этом рынке новой компании необходимо было выиграть у очень сильных конкурентов: ATI, Matrox, S3, Trident, Tseng Labs и Cirrus Logic, каждый из которых предлагал собственное решение в данной области.
В итоге вниманию специалистов и OEM-партнеров уже в ноябре 1995 г. были представлены набор микросхем Voodoo Graphics и технология 3Dfx, быстро завоевавшая сердца сотен тысяч пользователей и получившая все мыслимые награды. И даже сегодня эта технология продолжает оставаться эталоном, с которым сравнивают новые акселераторы. В чем же причины такого небывалого успеха?
Чип 3DFX (VOODOO 1)
Максимальное разрешение 2D/3D 800x600 (только 3D)
Память (установлено/максимум) 4 Мб/ 4 Мб
Тип памяти EDO
Поддержка API Direct3D
Выдержка из статьи
Играть нужно только с Voodoo!
Каждый раз, когда мне приходится тестировать очередной графический акселератор или звуковую плату, я убеждаюсь в том, что многие прекрасные идеи гибнут из-за небрежного отношения к "мелочам". Мало сделать совершенную ИС и спаять на ее базе плату с умопомрачительными возможностями - надо еще как минимум написать под эту плату нормальные драйверы и подготовить ПО, позволяющее в полной мере реализовать ее функции. В противном случае пользователь оказывается в роли бета-тестера, и как бы ни был хорош новый продукт, в скором времени он начинает вызывать у людей здоровый скепсис, вынуждая их работать с хотя и менее совершенными, но проверенными изделиями. Разработчики 3Dfx тщательно продумали все детали своего проекта, и результаты не заставили себя ждать.
В первую очередь заслуживает внимания сама технология 3Dfx. Уже в 1994 г. в нее были заложены все те функции, которые и сегодня еще отсутствуют во многих конкурирующих продуктах, - сказался опыт разработчиков, накопленный ими при создании профессиональных графических систем для трехмерного моделирования (SGI, SUN), и четкое видение перспектив развития рынка мультимедийных графических акселераторов.
Наборы ИС Voodoo позволяют использовать всевозможные специальные функции и эффекты, существенно повышающие скорость прорисовки трехмерного изображения (число кадров, отображаемых в секунду, fps) и его визуальное качество. Среди них следует особо выделить прозрачность (transparency), туман (fog), фильтрацию (filtering) и смешение текстур (alpha blending), динамическое освещение (lighting & shading) и многие другие (подробнее о трехмерных функциях см. статью "Трехмерные графические акселераторы: как выбирать", "Мир ПК", # 5/97, с.174). Жаль, что потенциал набора Voodoo Graphics до сих пор полностью не реализован производителями графических плат. Например, в нем предусмотрен специальный режим Scanline Interleave (SLI), в котором можно задействовать параллельно два процессора для достижения большей производительности.
Пока выпущена только одна плата, поддерживающая эту технологию, - Quantum 3D компании Obsidian, предназначенная для аркадных аппаратов и профессиональных тренажеров. Стоит она около 1000 долл., и в ближайшее время выпуск бытовых вариантов, более доступных по цене, не планируется. Остается лишь ждать появления Voodoo 2, наличие SLI в архитектуре которого уже широко разрекламировано, а список его возможностей напоминает скорее технический паспорт графической станции Silicon Graphics.
Однако, как бы ни был хорош сам чипсет 3Dfx, своим успехом он обязан поддержке со стороны компаний, выпускающих компьютерные игры. Еще в процессе проектирования семейства Voodoo специалисты 3Dfx тесно сотрудничали со многими программистами и дизайнерами игр. "Мы спрашивали их, что они хотят получить для своих игр следующего поколения, и старались предоставить им все необходимое, - рассказывает Дебби Чен (Debbie Chen), директор по связям с разработчиками ПО. - Наш набор Voodoo Graphics благодаря обилию профессиональных 3D-функций дает возможность всем желающим претворять в жизнь самые смелые идеи и создавать трехмерные игры на новом качественном уровне". Уже к концу 1995 г. в лагере 3Dfx числились такие известные компании, как Virgin Interactive Entertainment, Electronic Arts, Interplay Productions, Acclaim Entertainment, Mindscape, Sierra On-line, Looking Glass Technologies, Accolade, Domark и более 50 других фирм.
Специалисты 3Dfx Interactive предложили действительно удобную технологию, подтверждает Мэтт Тосчлог (Matt Toschlog), разработчик Descent и Descent II. При такой великолепной производительности и высоком качестве изображения можно строить на порядок более совершенные и интересные игровые миры.
Новый набор Voodoo Graphics поддерживает Windows 95, 3.1 и MS DOS. Он позволяет использовать популярные 3D API: Microsoft Direct3D, DirectDraw, 3D-DDI, Reality Lab 2.0, Intel 3DR. Кроме того, поддерживаются специализированные ОС для аркадных платформ. Имеется программный инструментарий для разработки ПО под Voodoo Graphics в MS DOS, Windows NT и 95, Silicon Graphics IRIX. Можно работать с Silicon Graphics IRIS GL и OpenGL, Autodesk 3D Studio, MultiGen GameGen и Gemini Technology OpenGVS. В дополнение к коммерческим средствам разработки 3Dfx предоставляет собственную библиотеку Glide, открывающую доступ ко всем аппаратным функциям Voodoo.
"Мы работали с разными трехмерными графическими акселераторами и убедились, что разрабатывать игры для 3Dfx легко и приятно благодаря имеющемуся у них в наличии мощному инструментарию", - говорит главный технический эксперт фирмы Papyrus, участвовавший в создании таких хитов, как Indy Car Racing и NASCAR Racing.
Таким образом, 3Dfx оказалась единственной технологией, взятой на вооружение разработчиками игр. Ну а пользователям предстояло самим решить, как лучше играть - с Voodoo или без него. Очень скоро ни у кого не осталось никаких сомнений...
3Dfx Voodoo Graphics (3DMark99 MAX)
В конце 2000 года, сразу после запуска Voodoo4, некоторые кредиторы 3dfx инициировали процедуру признания компании несостоятельной. 3dfx при любом исходе процесса не смогла бы сохраниться как единая компания в прежнем виде. Вместо этого было принято решение продать представляющие ценность активы компании Nvidia, что де-факто стало бы ликвидацией компании. Историю заключения соответствующего соглашения между 3dfx и Nvidia можно прочитать в отчётности компаний того времени. Справедливость и законность сделки (относительно прав кредиторов 3dfx и процесса банкротства) рассматривались в судах в феврале 2009 года, то есть через 9 лет после её совершения. Бо́льшая часть инженерно-технического персонала, задействованного в работе над проектом Rampage (который должен был быть наследником VSA-100), осталась работать на своих местах, и была переведена на проект, результатом которого стали видеокарты серии GeForce FX. Некоторая группа разработчиков присоединилась к ATI, привнеся свои знания, на которых была основана серия Х видеокарт, а также разработана технология CrossFire, являющаяся другой интерпретацией технологии 3dfx SLI.
После приобретения активов 3dfx вышел релиз Nvidia, в котором она отказывалась от предоставления технической поддержки по продуктам 3dfx. Nvidia предложила лишь ограниченную по времени программу обмена оборудования 3dfx на продукты Nvidia, имевшие равноценную производительность[12]. 15 декабря 2000 года в своем последнем пресс-релизе компания выступает со словами извинения перед своими потребителями. Заявление о банкротстве 3dfx находится в архиве Федерального Апелляционного Суда США по Девятому Округу, раздел обращений, документ #11-15189.