Тайны, которые скрывают классические полотна живописи (31 фото)
«Песчаное побережье в Схевенингене» Хендрика ван Антониссена
Когда этот морской пейзаж голландского живописца семнадцатого века готовился к экспозиции в музее, реставратор, сняв верхний слой краски, обнаружил, что первоначально в центре находилось тело кита, выброшенного волнами, которое позже было закрашено автором.
Исследователи сошлись во мнении, что это было продиктовано чисто эстетическими соображениями. Немногие потенциальные покупатели захотели бы повесить у себя дома картину с изображением мертвого кита.
«Старый гитарист» Пабло Пикассо
У великого Пикассо случались в жизни и трудные годы. В такие времена он даже не всегда был в состоянии осилить покупку материалов для работы. Тогда ему приходилось обходиться тем, что было под рукой, и иногда он загрунтовывал старые холсты и использовал их для новых работ.
Так произошло с его картиной «Старый гитарист», 1903 год. При тщательном изучении работы, на ней можно увидеть едва заметный контур другой фигуры. Рентгеновские лучи помогли разглядеть, что раньше на холсте было изображение ребенка на руках у женщины на фоне сельского пейзажа.
Скрытый рисунок на фрагменте письма, написанного самим Пикассо:
Портрет Жака Марке де Монбретона де Норвена Жана Огюста Доминика Энгра
На этом полотне изображен начальник римской полиции после завоевания города Наполеоном.
Исследователи предположили, что по имеющимся признакам первоначально на холсте был написан бюст сына императора Наполеона, которого отец называл «королем Рима». Однако, после разгрома и ссылки Наполеона, было небезопасно подвергнуться подозрению в каких-либо связях с ним, и на холсте поверх старого изображения возник новый портрет.
«Анжелюс» Жана-Франсуа Мийе
Французский живописец Жан-Франсуа Мийе написал свою работу под названием «Анжелюс» в 1859 году. На поверхностном слое изображены двое крестьян-фермеров, стоящих на своем поле, с грустью глядя на корзину с картофелем. Впрочем, когда полотно подверглось анализу с помощью рентгеновских лучей, выяснилось, что в первом варианте на месте корзины находился маленький гроб.
Интересно, что исследование было предпринято после того, когда Сальвадор Дали неоднократно высказал уверенность в том, что первоначально на полотне была изображена сцена похорон. В конце концов, администрация Лувра с большой неохотой распорядилась назначить экспертизу – и догадка Дали была подтверждена.
«Одевание невесты» Гюстава Курбе
Эта работа Гюстава Курбе – незаконченное полотно из серии, посвященной традициям и обрядам французской деревни. Она была написана в середине девятнадцатого века и приобретена музеем в 1929 году.
В 1960 году картина подверглась анализу с помощью рентгеновского излучения и результаты привели экспертов в шок. В первоначальной версии это было изображение ритуала похорон, а женщина в центре композиции – покойница.
"Битва при Ангяри" Леонардо да Винчи
Фреска Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» (Battaglia di Anghiari, 1503–1506), изображавшая конное сражение между отрядом флорентийцев и миланским войском, должна была стать самой масштабной работой художника.
Из-за технических трудностей, разногласий с заказчиком и отъезда Леонардо в Милан в 1506 году «Битва при Ангиари» осталась незавершенной.
Копия центральной секции стала известна благодаря рисунку Питера Пауля Рубенса, который был сделан в 1603-м году.
Искусствовед Маурицио Серачини еще в 1975 году предположил, что фреска Леонардо сохранилась и была скрыта под новой фреской Джорджио Вазари « «Битва при Марчиано».
В 2012 году исследователи, работающие в Паллацо Веккьо во Флоренции, заявили, что обнаружили под фреской Вазари черный пигмент, аналогичный по уникальному химическому составу той краске, которая использовалась при создании «Джоконды» и «Иоанна Крестителя».
Портрет Элеаноры Толедо
Картина была приобретена Музеем искусств Карнеги в Питтсбурге в 1978 году. Как сообщалось, на ней была изображена итальянская дворянка Элеанора Толедская. Она была женой великого герцога Тосканы, Козимо I Медичи.
Однако, специалисты музея выяснили, что под этим изображением, скрывается настоящий шедевр 16 века - портрет Изабеллы Ромолы де Медичи Алессандро Аллори.
Принцесса Изабелла была дочерью Козимо I Медичи и Элеаноры Толедской. Считается, что в 1576 году, она была убита своим мужем герцогом Браччано Паоло Джордано Орсини, после того как он обнаружил, что она изменила ему с его двоюродным братом. Вполне вероятно, что брат Изабеллы Франческо, не принимая ее скандальной жизни, решил избавиться от ее портрета и заказал придворному художнику "исправить" картину.
На фото: рентгеновское исследование картины показало истинное лицо на портрете.
Специалисты тщательно удалили слои краски и миру явился оригинальный портрет работы знаменитого мастера Алессандро Аллори.
Считается, что картина была написана около 1574 года. Высокий лоб и массивный нос на портрете соответствуют канонам красоты эпохи Возрождения.
Портрет Дона Рамона Сатуэ Франсиско Хосе де Гойи
В 2011 году бельгийские ученые выяснили, что под живописью «Портрета дона Рамона Сатуэ» великого испанского художника Франсиско Гойи скрывается другой, неизвестный ранее портрет великого художника.
Картину исследовали с помощью рентгена. На "внутреннем портрете" изображен мужчина, одетый в форму, говорящую о его высоком положении в рыцарском ордене, учрежденном Жозефом Бонапартом, братом Наполеона. Первоначальный портрет, вероятно, изображает одного из французских генералов, вошедших вместе с Жозефом Бонапартом в Мадрид, или даже самого Жозе.
Очевидно, что после восстановления в Испании 1823 году абсолютной монархии, иметь дома изображение наполеоновского генерала было явным компроматом.
"Натюрморт с луговыми цветами и розами" Винсента Ван Гога
Анализ холста, проведенный с помощью рентгена, позволил заключить, что Ван Гог написал букет из маков, васильков, незабудок, дельфиниума, ромашек, махровых роз и прочих полевых растений в 1886 году в Париже поверх исполненной в Антверпене ученической работы, изображающей двух полуобнаженных борцов.
О картине с борцами художник упоминает в переписке с братом Тео.
"Голубая комната" Пабло Пикассо
"Голубая комната", написанная в 1901 году, когда в манере живописи художника доминировал голубой цвет разных оттенков.
Инфракрасное изображение показало, что полотно скрывает изображение бородатого мужчины, одетого в костюм с бабочкой, облокотившего голову на руку.
Есть предположение, что это портрет или автопортрет парижского галериста Амброза Вийяра, который впервые выставил полотна Пикассо в 1901 году.
«Участок травы» Винсента ван Гога
Рентгенофлуоресцентный анализ картины показал, что под красочным слоем на холсте находится портрет женщины.
Ван Гог часто писал свои картины на старых использованных холстах.
"Гладящая женщина" Пабло Пикассо
Более ста лет известная картина Пабло Пикассо “Женщина за глажкой” хранила под изображением еще один рисунок.
С помощью современных тепловизоров удалось выяснить, что это за изображение. Оказывается, изначально художник начал рисовать усатого мужчину, но потом забросил – и по прошествии нескольких лет взялся на том же холсте рисовать женщину с утюгом.
«Семейный портрет» Ньюэлла Конверса Уайета
Известный живописец написал "Семейный портрет" маслом в 1924 году поверх иллюстрации кулачного боя.
Интересно, что некоторые детали первоначального изображения проглядывают и в итоговом варианте. Неизвестную ранее картину величайшего американского иллюстратора 20 века удалось восстановить с помощью новейших современных технологий.