Армянское радио в афганских горах (3 фото)
Несмотря на то, что до направления в Афганистан на своей исторической родине — в Армении — генерал-майор Тер-Григорьянц бывал только в командировках, знание родного языка сослужило ему добрую службу именно на афганской земле. А возможно, и спасло не один десяток жизней советских и афганских солдат.
Ему, как начальнику штаба 40-й армии, была поставлена непростая задача обеспечить вывод оказавшейся в сложной боевой обстановке 14-й пехотной дивизии афганской армии. При совершении 350-километрового марша для доставки запасов продовольствия и материальных средств одному из приграничных полков, эта дивизия понесла ощутимые потери в боях с мятежниками и регулярными частями пакистанской армии. Сосредоточившись в районе Ургун, афганцы не решались без поддержки выдвинуться к месту своей постоянной дислокации — в Газни.
Изначально, чтобы ввести противника в заблуждение, была проведена ложная операция в направлении предполагаемого маршрута движения дивизии через горный участок местности. Туда был направлен авиационный удар и огонь артиллерии, а также предприняты отвлекающие действия разведывательной роты, имитировавшей движение навстречу колонне афганских войск.
Для реального же вывода колонны генералом Тер-Григорьянцем был определен не обозначенный на картах маршрут протяженностью менее 20 километров.
Генерал-лейтенант Норат Тер-Григорьянц (слева) и генерал-майор Степан Аракелян— Закрытых каналов связи у афганцев не было, а вся открытая связь прослушивалась противником, — рассказывает Норат Григорьевич. — Главным же условием осуществления данной операции была именно скрытность подготовки и осуществления маневра. Как вы думаете, что можно было предпринять в такой ситуации? Не пытайтесь, даже не догадаетесь…
Поскольку советником к афганскому командиру был назначен генерал-майор Степан Аракелян (в то время советник Начальника инженерных войск афганской армии), два генерала заранее создали систему сигналов боевого управления на армянском языке, который кроме них вряд ли кто мог понять. Поэтому соотечественники преспокойно общались между собой по открытой связи, не опасаясь прослушки.
На одном из этапов операции, совершенно неожиданно для противника, колонна афганской дивизии развернулась на 180 градусов. Под прикрытием батальонов 191-го отдельного мотострелкового полка советских войск, по кратчайшему маршруту был осуществлен беспрепятственный вывод дивизии, которая в установленные сроки и без людских потерь достигла командного пункта генерала Тер-Григорьянца. Там он и обнял своего соотечественника — генерал-майора Степана Аракеляна, с которым, благодаря «армянскому радио», они сумели перехитрить уверовавшего в скорый успех противника.
Кстати в Армении генерал-лейтенант Норат Тер-Григорьянц все-таки оказался, но уже после окончания военной службы. В начале 1990-х годов, используя свой богатый войсковой и боевой опыт, он стоял у истоков создания армии независимой Армении. Являлся командующим Вооруженными силами Армении, был начальником главного штаба–первым заместителем министра обороны и даже одно время исполнял обязанности министра обороны этой страны. А в 1995 году вернулся в Москву, которая давно стала для него родной, и продолжил работу в Штабе по координации военного сотрудничества СНГ по проблемам Договора о коллективной безопасности.