Дарио Ардженто Культовая фигура в мире ужасов (5 фото)
Дарио Ардженто появился на свет в Риме 7 сентября 1940 года. Его отец, Сальваторе Ардженто, был известным продюсером, а мать, Эльда Луксардо, занималась фотографией. Дядя тоже был влиятельным продюсером и сценаристом, поэтому для Дарио с самого начала был открыт путь в кино. Самым ярким воспоминанием детства, по словам режиссера, является момент, когда он сидит на коленях у звезды итальянского кино Софи Лорен.
Свою карьеру Дарио Ардженто начинал как кинокритик и сценарист. С 1968 года он стал писать статьи для газеты 'Paese Sera' и свои первые сценарии. Талантливого юношу быстро заметили влиятельные режиссеры. В это же время Ардженто познакомился с Серджио Леоне и Федерико Феллини, которые оказали на него существенное влияние. Он написал несколько сцен к фильму Леоне 'Однажды на Диком Западе', а также сценарий картины 'Один вечер за обедом'.
Активная деятельность Дарио привлекла крупного кинопродюсера Гоффредо Ломбардо. Он пригласил его поработать в компании 'Титанус', где начинающий кинематографист в течении двух лет написал 12 сценариев.
В 1970 году при финансовой поддержке отца Дарио Ардженто выпустил свой первый полнометражный фильм 'Птица с хрустальным оперением'. Картина была снята в жанре джалло – специфическом итальянском направлении, соединяющем в себе элементы триллера, фильма ужасов и эротики. Относительно молодой жанр основал другой итальянский мастер ужасов Марио Бава. Взяв за основу саспенс Хичкока, он наполнил его отличительным визуальным содержанием, в основе которого были стильные, изощренные и кровавые сцены убийств, демонстрация действия глазами убийцы, наличие черных кожаных перчаток, безумство и паранойя, откровенные сцены эротического характера.
Новое направление мгновенно подхватил Ардженто. За первым фильмом последовал второй – 'Кошка о девяти хвостах' (1971), а за ним третий – 'Четыре мухи на сером вельвете' (1972), который завершил так называемую 'животную' трилогию. Эти картины показали бесспорность его специфического таланта и получили хорошие отзывы критиков. Но главное – они хорошо были приняты публикой. Мало кому известный жанр джалло вдруг стал невероятно популярным в Италии.
Широкую известность Дарио Ардженто получил после выхода фильма 'Кроваво-красное' (1975). Именно он стал той работой, которая обозначила взлет режиссера, а вместе с ним и джалло поднялся на небывалую высоту. На съемках этой картины Дарио познакомился со своей будущей женой Дарией Николоди, которая стала его музой и помощником на долгие годы. Она родила ему дочь Азию, которая пошла по пути отца и стала актрисой и режиссером.
В 'Кроваво-красном' на первый план выходит совершенно неповторимый стиль режиссера, с использованием завораживающей цветовой гаммы и очень хорошей работы оператора. С технической точки зрения картина безупречна: неистовый монтаж и музыкальное сопровождение бьет по нервам не хуже, чем триллеры Хичкока. Но вот драматургия и психологизм героев плохо взаимодействуют с визуальной составляющей работы. Понимая это, Ардженто и в дальнейшем будет строить свои произведения по принципу нагромождения длинных самоценных эпизодов. Он пожертвует смыслом, отдав предпочтение чистой эмоции и спецэффектам.
В 70-е годы режиссер находился на пике творческой активности, сняв свои лучшие фильмы. В 1977 году вышла картина 'Суспирия', а в 1979 – 'Инферно'. Вместе с лентой 'Третья мать', которая появилась на экранах только в 2007 году, они составляют трилогию о трех сестрах колдуньях, связанных с темными силами. Эти фильмы считаются лучшими образцами жанра джалло.
Такой же успешной стала кинокартина 'Феномен' (1984), которую сам режиссер считает наиболее личной. Она была снята на английском языке и вызвала неоднозначные отзывы в прессе. Однако следующий фильм Ардженто 'Опера' (1987) неожиданно для всех оказался провальным. Режиссер не снимал целых 7 лет, занимаясь в основном проектами на телевидении.
В 1993 году Ардженто вернулся в большое кино, поставив фильм 'Травма'. В нем свою первую роль сыграла дочь режиссера Азия. Она же исполнила главную роль и в следующей картине режиссера 'Синдром Стендаля' (1996), которая стала, по мнению критиков, одной из лучших его работ. В фильме рассказывается о молодой женщине-полицейском, которая страдает психической аномалией, называемой 'синдромом Стендаля'. Суть его состоит в том, что больной воспринимает произведение живописи как подлинную реальность и живет внутри него. Женщина-полицейский идет по следу маньяка, проживая в различных реальностях и погружаясь в параллельные миры.
Этот сложный по интриге и художественным приемам фильм был очень хорошо встречен критиками и зрителями, заставив по-другому взглянуть на неординарную личность режиссера. Он восстановил репутацию Ардженто, хотя некоторые фанаты упрекали его в том, что он сильно 'оголливудился', сменив бритву и перчатки на пистолет.
В 1998 году вышла картина
'Призрак оперы', в которой главную роль вновь исполнила Азия. Лента участвовала в конкурсной программе Каннского фестиваля, где вызвала неоднозначные отзывы. Большинство критиков посчитали работу удачной, однако истинные ценители джалло отнеслись к ней негативно.
В 2000-х годах интерес к Дарио Ардженто спал. Он работал преимущественно на американском телеканале Showtime, где поставил несколько эпизодов для сериала 'Мастера ужасов'. В 2014 году вышел его фильм 'Дракула 3D' по известному роману Брэма Стокера.
Несмотря на то, что последние работы Ардженто не имели большого успеха, он до сих пор остается одним из ведущих режиссеров итальянского хоррора. Родившись в семье успешных родителей, он смог воспользоваться шансом и достичь вершины в своем ремесле. Более того, Ардженто стал культовой фигурой и одним из самых влиятельных авторов в мире ужасов.