В Госдуме подготовлен проект об изъятии иностранной собственности.
Депутат нижней палаты парламента Евгений Федоров подготовил проект закона (имеется в распоряжении «Известий») «О мерах защиты имущественных прав РФ, граждан РФ и российских юридических лиц от санкций, введенных иностранными государствами (объединениями иностранных государств)». Документ предполагает узаконить механизм взыскания потерь из-за незаконных решений иностранных судебных инстанций об аресте собственности РФ или представителей РФ, в том числе частных лиц и компаний. Проект предполагает введение права физического или юридического лица РФ, пострадавшего в результате ареста имущества за рубежом, на внутрироссийский арбитражный иск об изъятии на территории России имущества представителей того государства, которое арестовало их собственность.
В случае положительного решения Арбитражного суда иностранная собственность будет поступать в специально созданный антисанкционный фонд, управлять и распоряжаться активами которого предлагается уполномочить правительство России. Лицо, пострадавшее от иностранных санкций и ареста собственности, в последующем сможет получить компенсацию из этого фонда.
— После решения суда иностранная собственность поступает в специальный фонд управления имуществом, откуда выплачивается компенсация организациям или гражданам, которые подверглись ущемлению своих имущественных прав за рубежом по политическим соображениям, — рассказал Федоров. — Эта мера предотвратит иностранные санкции, поскольку у нас находится порядка $700 млрд иностранных денег, и угроза, что произойдет конфискация этих средств, ликвидирует само желание вводить такие санкции.
Пункт 2 законопроекта предполагает, что «в случае вынесения иностранными судами судебных актов (как промежуточных, так и окончательных) и органами власти, прямо или косвенно связанных с введением антироссийских санкций, предусматривающих обращение взыскания на имущество, арест или наложение иных ограничений на имущество, а также иные ограничения имущественных прав РФ, граждан РФ и российских юридических лиц, Министерство финансов РФ обращается в арбитражный суд с заявлением о передаче имущества, находящегося на территории РФ и принадлежащего гражданам иностранного государства или иностранным юридическим лицам, зарегистрированным в иностранном государстве, на территории которого был принят такой судебный акт (далее — иностранные лица), в специальный антисанкционный фонд».
На сегодня самым ярким примером незаконного ареста собственности российского гражданина за рубежом можно считать действия итальянского суда, заморозившего активы российского предпринимателя Аркадия Ротенберга. Фактически одновременно с судебным решением в Италии в Госдуму России был внесен проект закона единоросса Поневежского о праве физических и юридических лиц на компенсацию в России потерь в связи с санкционными арестами их собственности за границей.
— Конечно, бросать своих в беде — это неправильно, у нас должен быть механизм помощи нашим людям, решившим делать бизнес за рубежом, однако не исключено, что у инициативы в ее общем виде будут и свои оппоненты, которые, напротив, станут предлагать стратегические меры по возвращению в связи с этой ситуацией капиталов в Россию, — сказал зампред правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развитию малого и среднего предпринимательства Сергей Борисов. — Эта тема сейчас актуальна и требует широкого обсуждения, в том числе и с участием бизнес-сообщества. Важно сперва проанализировать, о какой собственности преимущественно идет речь — заводы ли это, фабрики или же коттеджи на взморье. Так что внимательный и комплексный подход поможет разобраться и дать этой норме надлежащий формат.
Юрист-международник и эксперт Московской юридической академии Пауль Калиниченко считает, что для разработки ответных механизмов по собственности необходим особо внимательный подход. Также специалист заметил, что российские собственники вполне еще могут искать законности за рубежом и рассчитывать на пересмотр решений.
— Это вопрос очень щепетильный. Разумеется, нам нужна своя законодательная база для создания списков замораживания активов и других зеркальных санкций, но насколько эта конфискация будет сочетаться с Гражданским кодексом РФ, это надо посмотреть. Иначе это может стать следующим витком усиления противоречий. Что же до самих ущемленных бизнесменов, то их поведение по меньшей мере странно, — считает юрист. — Дело в том, что такие санкции всегда можно оспорить в международных судах, подав иск и громко заявив о своей непричастности к политическим действиям властей. В недавней истории есть примеры, когда такие иски были удовлетворены в пользу истцов. Например, 2 года назад они поступили от сирийских чиновников, попавших под санкции, и были удовлетворены в этом году.
Также Калиниченко напомнил, что сыновья украинских политиков, попавшие под санкции, Алексей Азаров и Александр Янукович подали иски, оспаривающие санкции в отношении их, которые привели к аресту их имущества в Европе. Сейчас эти судебные обращения находятся на рассмотрении.