Холокост: Принять, помнить и… простить (5 фото)
Холокост. Дети - узники концлагерей.
Масштабы Холокоста
Наверное, невозможно рассказать о Катастрофе «в целом». Оценивая масштабы Холокоста, можно рассказывать лишь о «технической» стороне вопроса: о количестве погибших, о стертых с лица земли общинах, деревнях.
Традиционно жертвами Холокоста считаются 6 миллионов евреев. Именно это число закреплено в приговорах Нюрнберского трибунала. Тем не менее, полного поимённого списка жертв не существует – к окончанию войны нацисты уничтожали даже следы лагерей смерти.
В Национальном Мемориале Катастрофы (Шоа) и Героизма "Яд Вашем" в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 4 миллионах жертв, идентифицированных поименно. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком, и не оставалось родных, близких и друзей погибших, которые могли бы сообщить их имена. Кроме того, огромное количество людей было уничтожено на оккупированной территории бывшего СССР, куда доступ зарубежным исследователям долгое время был закрыт.
Как и большинство советских евреев, моя семья имеет непосредственное отношение к Катастрофе. Три поколения женщин нашей семьи погибли в Бабьем Яру во время массовых расстрелов 29 сентября 1941 года: моя прапрабабушка, моя прабабушка и бабушкина сестра. Одной было 80 лет, второй 40, самой младшей – шесть. Как известно, дата была запланирована нацистами заранее: расстрелы в Бабьем Яру совпали с еврейским праздником Йом Кипур, Днем Искупления.
Мемориал Катастрофы и Героизма "Яд Вашем"
Я восемь лет работаю в Яд Вашеме, перед моими глазами прошли километры документов. Наверное, это и помогло правильно оценить ту ситуацию. Как и многие израильтяне, я тоже долго не могла понять: как такое возможно? Ты знаешь, что тебя и твою семью сейчас расстреляют, у тебя нет возможности спастись – но не унижайся (!), плюнь в лицо, кинь стулом. Ведь это ты можешь! И только много лет спустя я поняла: людям было, что терять. Именно поэтому они надеялись до последнего. Это вообще свойственно человеку – надеяться до последнего. «Dum spíro, spéro» - «Пока дышу, надеюсь».
Лишь после того, как исход стал окончательно ясен, в лагерях и гетто начались восстания. Наиболее известные из них – восстание в Варшавском гетто в январе 1943 года, где во главе сопротивления стоял 24-летний Мордехай Анилевич, а также в лагере уничтожения "Собибор" – единственное успешное восстание в концлагере за всю историю Второй мировой войны. Еврейские партизаны были самыми отчаянными бойцами того времени. У них, потерявших все, выбора не было: погибнуть в бою, либо умереть в концлагере. Эти партизанские отряды, огромное количество которых действовало на территории Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, жалости к нацистам не знали.
Национальный Мемориал Катастрофы (Шоа) и Героизма "Яд Вашем" был построен в Иерусалиме в 1953 году. На тот момент прошло уже пять лет после основания Израиля. Парадокс, но люди молчали. Они не хотели говорить о том, что пережили, не хотели перемалывать страшные воспоминания снова и снова.
Еврейская семья с желтыми звездами Давида на одежде. Нацисты обязали евреев носить эти звезды всегда и везде.
Между тем, в израильском обществе, принявшем евреев, переживших Холокост, происходили необъяснимые процессы. Так, юношей 15-16 лет со сломанными судьбами, не имевших возможности вернуться в Европу, активно использовали в военных действиях: например, в знаменитой битве за Латрун, где погибли, в основном, те, кто пережил концлагеря.
Постепенно поколение, воевавшее за независимость Израиля, превращалось в чиновников. У людей, переживших Холокст и нашедших прибежище в Израиле, рождались дети. Жить рядом с человеком, пережившим Катастрофу, очень тяжело. И вот дети начинают тормошить своих родителей, задавать им вопросы, желая услышать правду, не давая им переживать это горе в одиночку. Потихоньку не все, но некоторые из них, начали говорить. Мемориал «Яд Вашем» постепенно превратился во всемирно известный центр увековечения и изучения трагедии еврейского народа, где по сей день собираются имена жертв, документы и свидетельства, связанные с Катастрофой.
Наследие Холокоста
Затем стали появляться книги о Холокосте. Один человек буквально на двух страницах сумел выразить суть этой трагедии. Это Эли Визель – еврейский романист, журналист и преподаватель, лауреат Нобелевской премии мира 1986 года.
Суть Холокста, по его мнению, состоит в том, что в один прекрасный момент ты понимаешь: ты перестал быть Человеком. Физически ты еще жив, а эмоционально и душевно – мертв. Уничтожить человеческую сущность, довести до такого состояния, когда рабский труд станет единственной возможностью для выживания – именно то, к чему стремились нацисты. Пока у тебя есть силы, пока ты можешь работать – ты жив. Как только, обессилев, ты упал – тебя отправят в печь или газовую камеру. Жизнь раба не представляет ценности, прежде всего, для него самого.
В качестве примера Эли Визель описал случай, когда зимой 1945 года его вместе отцом (единственным, кроме него, выжившим из всей семьи), во время так называемого Марша смерти перегоняли из Освенцима в Бухенвальд. Его отец был истощен болезнью, и Визелю пришлось буквально нести его на себе. В какой-то момент он, не выдержав, мысленно пожелал своему отцу смерти. И только тогда понял, что нацисты достигли своей цели – он больше не может назвать себя Человеком.
Самым важным является то, что уроки Холокоста не прошли бесследно. Как бы абсурдно это ни звучало – именно благодаря Холокосту существует сегодня Израиль. Эта страшная трагедия скрепила и сплотила людей – не только географически, но и духовно, эмоционально. Именно Холокост послужил катализатором к созданию государства Израиль: лишения, изгнания и преследования объединили народ.
Несомненно, чувство обиды на то, что произошло, у израильтян существует и будет проявляться еще очень долго. И это неудивительно – государству Израиль всего 65 лет. До сих пор живы некоторые из тех, кому удалось тогда спастись.
Когда мы говорим о Катастрофе, самое важное, на мой взгляд, не культивировать в себе ненависть и обиду. Холокост – неотъемлемая часть еврейского народа и Израиля. О том, что произошло, важно знать, необходимо помнить. Его невозможно понять, его можно только принять.
Холокост. Обручальные кольца погибших в концлагерях евреев.
Помните Иосифа Бродского: «Уж лучше поклоняться данности, с ее убогими мерилами, которая потом до старости послужит для тебя перилами»?
Принять Холокост, как данность.
Извлечь урок.
Помнить.
И простить…