Все о кинофильме Дуэль (1971)
«Дуэль» (англ. Duel) — американский телефильм 1971 года с Деннисом Уивером в главной роли. Экранизация одноименного рассказа Ричарда Мэтисона. Позднее фильм был перемонтирован с доснятыми сценами для демонстрации в кинотеатрах Европы, Австралии и ограниченно в США. Это первый полнометражный фильм Стивена Спилберга, и успех этого фильма позволил Спилбергу начать карьеру кинорежиссёра.
Фильм рассказывает о коммивояжёре, который на своём легковом автомобиле был вынужден вступить в автомобильную схватку с таинственным 40-тонным грузовиком посреди Калифорнийской пустыни. По признанию сценариста Ричарда Мэтисона, рассказ основан на реальном происшествии, случившемся с ним самим; Спилберг также заявлял, что пережил нечто подобное в подростковом возрасте.
Бюджет: 450,000 $.
Премьера в США: 10.11.1971
Продолжительность: 89 мин.
В ролях: Дэннис Уивер, Эдди Файрстоун, Джин Динарски, Тим Харберт, Чарльз Сил, Александр Локвуд, Эми Дугласс, Люсиль Бенсон, Кэри Лофтин, Дейл Ван Сикел, Лу Фриззелл, Джэклин Скотт, Шоун Стайнмен, Дик Уиттингтон.
Знаете ли вы, что...
На машине, которую персонаж Дэнниса Уивера ошибочно принимает за полицейскую, можно заметить надпись «Grebleips» — написанная наоборот фамилия режиссера «Spielberg».
Люсиль Бенсон (женщина на заправочной станции) исполнила похожую роль в другом фильме Спилберга — «1941» (1979). Пожилая пара в автомобиле, который останавливает Манн, также появляется в «Близких контактах третьей степени» (1977).
На грузовике можно заметить 17 зарубок.
Машина Манна — Plymouth Valiant модель 1970-го года.
Некоторые кадры из фильма использовались в одном из эпизодов сериала «Невероятный Халк» (1978). После того, как об этом узнал Стивен Спилберг, он настоял, чтобы в контрактах к его следующим проектам был обязательный пункт, запрещающий студиям использовать кадры из его фильмов без его согласия.
Номер, по которому звонит Манн своей жене, — реально-существовавший телефонный номер на момент создания фильма.
Во время съёмок сцены, в которой грузовик падает с обрыва, вышло из строя специальное оборудование, необходимое для контроля автомобилем без водителя. Чтобы не терять времени на ремонт, каскадер сел за руль грузовика и выпрыгнул из него за мгновение, до того как машина сорвалась в пропасть.
Когда Кэри Лофтин, сыгравший водителя грузовика, поинтересовался у Спилберга, почему его персонаж с такой настойчивостью преследует Дэвида Манна, Стивен сказал: «Просто, ты — самый отвратительный и грязный сукин сын, которого когда-либо носила земля». На что Кэри ответил: «Парень, тогда я именно тот, кто тебе нужен».
Актерская работа Дэнниса Уивера в «Печати зла» (1958) убедила Спилберга, что лучшего кандидата на роль жертвы не найти.
Для фильма не было построено ни одной декорации.
По задумке авторов фильма, номерные знаки на грузовике сняты с автомобилей, которые он уничтожил. По словам Спилберга, водитель грузовика хотел уничтожить по одной машине в каждом штате.
Частично фильм основан на реальной истории, случившийся с Ричардом Мэтисоном.
Изначально «Дуэль» должна была быть 74-х минутным телефильмом, снятым специально для компании ABC. Однако, после колоссального успеха на телевидении, продюсеры решили расширить картину до девяноста минут и выпустить её в кинопрокат.
Уже после показа на телевидении Спилберг снял несколько дополнительных сцен для кинотеатральной версии фильма.
Сцена на железнодорожном переезде, где грузовик пытается столкнуть машину Манна под поезд, была специально снята для кинотеатральной версии.
Фильм был снят за 13 дней (не учитывая дополнительные сцены, снятые специально для кинотеатральной версии).
Пять монтажеров работали над картиной.
После завершения съёмок у Спилберга было чуть более трех недель, для того чтобы закончить пост-продакшн.
За фильм мы ни разу не увидим лица водителя грузовика, а также нигде не упоминается его имя. В одноименном рассказе Ричарда Мэтисона водителя зовут Келлер (Keller), что довольно созвучно со словом «киллер» (killer).
Этот телефильм был выпущен на киноэкран в 1973 году и имел хронометраж 88 минут, а самая полная версия — 90 минут.
Производство
Фильм был снят специально для показа по телевидению. Съёмки заняли 13 рабочих дней (с 13 сентября по 4 октября 1971 года), хотя по плану предполагалось всего 10 дней, а на производство было затрачено только 375 тысяч долларов. В сценарии всего 50 строчек диалогов — изначально же Спилберг планировал сделать фильм вообще без каких-либо диалогов, но на это не согласился продюсер. Место съёмок — южная Калифорния. Премьера состоялась 13 ноября 1971 года как «Фильм недели» на телеканале ABC.
Позднее, после успеха на телевидении, фильм переделали для демонстрации в кинотеатрах. К оригинальному 74-минутному фильму было доснято ещё 16 минут из нескольких сцен (со школьным автобусом, звонок жене, железнодорожный переезд и несколько других), а также исполнитель главной роли Деннис Уивер начитал закадровые комментарии. Соотношение сторон экрана с телевизионного 4:3 (1.33:1) было приведено к широкоэкранному 16:9 (1.85:1). Кассовые сборы фильма принесли 7 миллионов долларов.
Видеоверсия фильма, как и киноверсия, длится 90 минут, но отличается от неё. В частности закадровые комментарии Уивера были удалены и оставлены только его возгласы, цифровым способом были устранены многие ошибки вроде тени от камер, и так далее.
Отзывы
Фильм получил широкое одобрение критиков, завоевал множество призов и наград по всему миру, а в США снискал статус культового. Всё это привлекло к Спилбергу внимание известных кинопродюсеров, и вскоре ему предложили поставить полноценный художественный фильм для большого экрана, которым стал «Шугарлендский экспресс».
Награды и номинации
1972 — номинация на премию «Золотой глобус» за лучший телефильм
1972 — премия Эмми за лучший монтаж звука, а также номинация в категории «Лучшая работа оператора для развлекательной телепрограммы» (Джек Марта)
1973 — Гран-при Фестиваля фантастических фильмов в Авориазе
2005 — номинация на премию «Сатурн» за лучшее DVD-издание классического фильма