Чудные мы были до беспредела (12 фото)
У каждого из нас есть бабушки и дедушки, но когда в последний раз мы вот так разговаривали с ними по душам обо всём на свете? Мы редко задумываемся, о чем они думают, чем живут, что помнят, что их радует, а что огорчает.
Четыре милые пожилые женщины пригласили меня в гости, чтобы рассказать об этом. Когда я проходила на кухню, внук одной из них сделал жест, сжав две ладони, означающий "крепись".
О МОЛОДОСТИ
Мария Герасимовна:
"Молодость, во всяком случае, была намного интереснее, чем старость. А теперь мне вообще неинтересно".
Светлана Борисовна:
"Время бежит, не успеваешь оглянуться, недавно было семьдесят, а уже семьдесят пять. Всё, что случилось, должно было быть. Как-то сейчас себя уже не ассоциируешь с теми девочками, какими мы были тогда".
Софья Алексеевна:
"Я была лидером. Мне везде и всё было безумно интересно. Я жила, как пела песни. Везде старалась во всем участвовать.
Я приехала из деревни, поступила в университет и поняла свою ущербность в плане культурного развития. Сразу же поступила в вечерний университет музыки, потом, через год, в вечерний университет культуры и искусства, дополнительно посещала курсы медсестер. Я так старалась всё успеть, всё посмотреть, всё увидеть. Хорошо было, что я не интересовалась нарядами, не думала, что наряд вообще имеет ко мне какое-то отношение. Платье на мне, не платье – я знала, что вот это я – неповторимая, особенная, какая есть".
"Даже участники войны говорят: нам было хорошо в войну только потому, что мы были молодыми. Точно так же и нам было всё нипочем: мы были здоровые, молодые и ждали только хорошего, светлого от жизни. Мы чувствовали себя нужными".
О МОДЕ И КРАСОТЕ
Светлана Борисовна:
"Платьев и нарядов столько не было, как у молодых сейчас. Я помню, туфли мама привезла из Калининграда – две пары лодочек на тоненьких гвоздиках. Я так и не разобралась, какая туфелька на какую ногу, потому что они очень узкими были, а все равно носила, потому что красиво было. Но всё же за модой тогда так не гнались, как сейчас, да её и вовсе практически не было".
Дарья Ивановна:
"Не только нарядами не интересовались, но и диетами. Сейчас молодые девушки как помешанные просто, ну как же так: 14-17 лет, а она уже сидит на диете. У нас в принципе такого понятия не было: придёшь в институтскую столовую, там теплый чай, хлеб и горчица. Поел и побежал на занятия – вот и вся диета".
Софья Алексеевна:
"Наш руководитель в университете когда-то собрала нас и сказала: "Девочки, я вас очень прошу, некоторые наши учащиеся – выпускники из детских домов. Если у вас есть наряды, красивые платья – это хорошо, но надевайте их в ресторан, в театр, а сюда, на учебу, ходите очень скромненько. Колечек, сережек, не носите, пожалуйста, причесок сложных и макияжа яркого не делайте. Ведь есть те, кто не может себе этого позволить".
И все относились с очень глубоким пониманием к такой просьбе".
Мария Герасимовна:
"Красота сохраняется, конечно, не с помощью денег. Ведь раньше какие у нас деньги были – копеечки. А разве мы были некрасивыми?"
О СЕКСЕ
Софья Алексеевна:
"Действительно было страшно выходить замуж, если ты не девушка. Да и не бросали так люди друг друга, как перчатки. Было очень большое чувство ответственности у мужчин. Без всяких проб встречались и женились, считалось, что интим приложится".
"Женщины обнаглели: никогда нам в голову не приходило что-то там искать, этих всяких чувственных ощущений. Большинство вообще понятия не имело, что с мужчиной в этом плане можно получить удовольствие".
"У меня был случай, это анекдот просто. Приходит как-то на работу моя коллега и рыдает. Мы спрашиваем: "Ну, расскажи, что случилось?!".
Она рассказывает: "Мой уже совсем сдурел, что он вчера выделывал вечером! Пришел выпивший немного и говорит мне: "Валька, скидай сорочку!"
Мы с удивлением: "Ты замужем и дочку уже давно родила, что сорочку ни разу не снимала?".
Ну что ты хочешь от такой женщины... Неудивительно, что у неё муж гулял! Короче говоря, чудные мы были до беспредела в этом отношении".
"Жениться или выйти замуж – это не только спать вместе. Это такой круг обязанностей! Постель – это только вершина айсберга. Ну не умеешь ты чего-то, не знаешь, значит научитесь вместе".
О ДРУЖБЕ
Софья Алексеевна:
"Мы помогали друг другу всю жизнь. Мы оберегали и очень уважали друг друга. У нас были коммунистические отношения.
И старались, конечно, не сыпать соль на рану: если видно, что кто-то завелся, то мы его просто оставляли в покое. А если кто-то в беде, значит, нужно помогать. Доброта, понимание, взаимопомощь – это свято. Благодаря этим простым человеческим правилам наша дружба длится почти полвека".
СОЖАЛЕНИЯ
Дарья Ивановна:
"Я не могла носить то, что хотела, а носила то, что могла себе позволить".
Мария Герасимовна:
"То, что у меня трое детей, я не сожалею. А вот что вышла замуж за этого человека, об этом сожалею, потому что не любила своего мужа всю свою жизнь. А тогда развод это был нонсенс. Поэтому так жила и ненавидела".
Софья Алексеевна:
"У меня осталось чувство нереализованности в своей профессии. Я знаю, что я была способна на большее. Сама, конечно, виновата. Но тогда я поставила на первое место семью, детей".
Светлана Борисовна:
"Я сожалею, что молодость ушла и мы не вечные. Отгоняешь, конечно, от себя эти мысли. Умирать очень не хочется. Даже слово это произносить страшно".
Софья Алексеевна:
"Меня очень поразило то, что я увидела, когда была на отдыхе в Греции: молодая семья, совершенно юные люди, отдыхали с 2-месячным ребёнком. Как они могут так свободно передвигаться с ребенком, ездить в другие страны?! У нас, когда рождались дети, считалось – минус жизни, свободы – 3 года. Ты был привязан полностью к дому. А сейчас молодые совершенно спокойно к этому относятся – и, удивительно, но у них получается! Я посмотрела: без бабушек, без дедушек, что хотят, то и делают. На море картина: взял папа за "шкирку" маленького и окунает в море, он ножками болтает, довольный. Если б там была какая "квахтуха" рядом, я б не знаю, что было: и вода холодная, и ветер дует, и так далее. Я сожалею, что в наше время мы так не могли, не чувствовали такой свободы".
О МОЛОДЁЖИ
Светлана Борисовна:
"Я помню, когда была девчонкой, если кушать захотела, пирожок какой-то купила, стояла и ела его в стороночке – мне стыдно было идти и кушать его у всех на виду. Сейчас же и курят, и с бутылочками ходят, и всё что хочешь можно увидеть. Воспитание современное основано на свободе, и это не всегда хорошо".
Софья Алексеевна:
"Очень неприятно, когда идут смешанные молодежные компании, девушки и парни, и слышны эти – … фразеологизмы".
Мария Герасимовна:
"Самое страшное, что девушки курят, особенно юные, когда идут по улице… Невозможно смотреть".
Дарья Ивановна:
"К старшему поколению молодежь в большинстве своем относится хорошо, уважительно – для нас это важно. И молодежь неплохая, хорошая. А вообще, не надо всех под одну гребенку".
"Всё зависит от человека: если кто-то хочет свою молодость проводить в интернете, сидеть дома, не общаться, ничем не заниматься, пусть сидит. Сейчас без ограничений можно куда-то поехать, что-то посмотреть. Это глупо, если молодой человек не использует своих возможностей".
О СТАРОСТИ
Дарья Ивановна:
"Надо стараться быть нужным, надо стараться быть самому себе не обузой и не обременять других: ни своими хворями, ни своими проблемами. Надо иметь мужество справляться самостоятельно. Красивая старость не должна быть надоедливой".
Светлана Борисовна:
"Я хочу сказать банальную, конечно, вещь, но повторить её никогда не будет лишним: нужно уважать старость, потому что старость когда-то придёт и к тебе".
Софья Алексеевна:
"Многие чувствуют себя обязанными до сих пор перед детьми, внуками, а я дала себе свободу. Если бы не походы в поликлинику и аптеку, вообще всё было бы прекрасно".
СОВЕТЫ
Софья Алексеевна:
"Хочется девушкам сказать: самое главное – это уважение к себе. Ведь очень многое зависит именно от поведения девушки. Меня в жизни ни один мужчина не обидел, никогда никаких некрасивых притязаний не имел, потому что я этого не хотела. Люди очень чувствуют дистанцию и твои границы дозволенного. Нельзя, конечно, сегодня быть совсем зажатым, синим чулком. Но чувство собственного достоинства в любом случае должно быть. Надо остановиться и подумать: кто я, зачем я, куда же я иду, что я делаю? Каждый момент нужно ощущать и задавать себе вопросы".