Царица ваз (10 фото)
Это сейчас Алтай – аграрный край, а 200 с лишним лет назад в этих местах добывали медь и серебро, из которых чеканили деньги и не только. Большая корона Российской империи, гробница Александра Невского – это тоже алтайское серебро.
За сто лет телеги продавили в земле желоб, рану, которая не заросла до сих пор.
Можно выйти из машины, сесть на обочине и прислушаться – тогда слышно, как скрипят огромные телеги, переговариваются возчики и гремят на кочках обитые железом колеса.
Руду возили в Барнаул из села Колывань через Змеиногорск, Курью, Калмыцкие Мысы, Чистюньку. Для тех, кому довелось держать в руках автомат Калашникова: Калашников родился именно в Курье. Тут теперь его музей, которому Михаил Тимофеевич успел незадолго до смерти передать материалы и реликвии, каких нет ни в одном музее мира.
Церковь в Курье
В селе Колывань находится завод-памятник – Колыванская шлифовальная фабрика.
Плотина, заводской пруд, главный корпус – они такие же и на тех же местах, что и почти 250 лет назад!
И ремесло – то же самое. Разве что станки стали получше, но камень сопротивляется точно так же и терпение мастеру сегодня нужно такое же, как и тем, кто столетия назад превращал камни в произведения искусства, главное из которых – Большая Колыванская ваза.
Размеры: два с половиной метра высотой, диаметр – пять метров. Вес - 19 тонн. Интересное совпадение - столько же весит, например, один кубометр золота.
Ваза сделана из яшмы, да не простой, особой – ревневской, по имени горы Ревнюхи, от которой в 1820 году мастера откололи монолит 8,5 метра длиной и 3,5 метра шириной.
Монолит сначала обрабатывали на месте, потом дотащили до фабрики.
Доставка монолита на шлифовальную фабрику. Картина художника Тарского
И там уже по полученным из Петербурга чертежам делали из него Царицу Ваз. Ревневская яшма - продукт вулканической деятельности, один из самых твердых материалов в мире.
Рисунок яшмы ревневской сопки
Есть поговорка «терпенье и труд все перетрут». Она как раз про эту работу. Сначала от камня откалывали все лишнее, а затем начинали шлифовать – грубым наждаком, потом все мельче и мельче. Только внутреннюю поверхность чаши шлифовали пять лет. Еще пять лет шлифовали нижнюю поверхность. Всего работы на фабрике заняли 11 лет.
История Большой Колыванской вазы – это то прошлое, которое не укладывается в привычную картину прошлого. История Большой Колыванской вазы – это открытие за открытием, которые ожидают тех, отважится на путешествие вглубь веков.
От Алтая до Петербурга – около 4 тысяч километров. Доставить 19-тонный груз по земле на такое расстояние и теперь непросто, а тогда – без тяжелых грузовиков и мощных подъемных кранов, без надежных мостов? Но – довезли, и довольно быстро - дорога от Колывани до Барнаула заняла девять дней. Далее вазу отправили в Екатеринбург, а там, по рекам – в Петербург. Как занести вазу в Эрмитаж, никто не знал и она еще долго стояла в ящиках. 5 ноября 1849 года ее внесли в специально построенный зал, заделали стену и с тех пор она не покидала своего места. И не покинет…
Интересно, что в 1809 году колыванскую вазу отправили в подарок императору Наполеону – об этом в Колывани напоминает улица Парижская. Будете в Колывани – непременно спросите об истории этого названия, будет интересно.