«Скала» - история создания фильма (16 фото)
Год: 1996
Страна: США
Режиссер: Майкл Бэй
Жанр: боевик, триллер, приключения
Бюджет: $75 000 000
Сборы в США: $134 069 511
Сборы в мире: + $200 993 110 = $335 062 621
С неприступного острова в океане, где расположена знаменитая тюрьма Алькатрас (в народе именуемая Скала), приходит тревожное сообщение: Алькатрас захвачен группой бойцов во главе с опальным генералом Хаммелем (Эд Харрис), пытающимся привлечь внимание властей к проблемам ветеранов Вьетнама. Он угрожает стереть Сан-Франциско с лица Земли, если его требования не будут выполнены. У правительства всего 24 часа, чтобы спасти миллионы жизней. Специалист по химическому оружию Стенли Гудспид (Николас Кейдж) и отряд специального назначения ждут приказа. Но только один человек может проникнуть в плавучую крепость - секретный агент британской разведки Джон Патрик Мэйсон (Шон Коннери), о котором неизвестно ничего... Кроме того, что однажды ему уже удалось бежать из неприступной тюрьмы.
Знаменитый продюсерский дуэт Дон Симпсон и Джерри Брукхаймер, виновники торжества таких хитов, как «Полицейский из Беверли Хилз», «Top Gun» и «Плохие парни», фильмов, занявших первые строчки в статистике кассовых сборов. Симпсон и Брукхаймер прочитали сценарий «Скалы» зимой 1995 года и сразу включились в творческий процесс. Меньше чем через год в Сан-Франциско заработала камера.
Как рассказывал Николас Кейдж, он хотел создать на экране новый, «невротический» тип героя боевиков. «Думаю, только два вида американских фильмов пользуются успехом во всем мире: боевики и комедии. Но жанр боевика в последнее время явно загнивает на корню. Народ устал от стероидных героев с маленькими головами. Я же хотел предложить ему такого героя, какого еще не было». Кейдж уверяет, что Гудспид сначала был очень бледно прописан в сценарии: «Он сидел в лаборатории, ненавидел свою работу, ненавидел жизнь и мечтал вырваться на оперативный простор, - говорит актер. - Мне было скучно играть такого человека. Но поскольку сценарий долго переделывался, мне удалось внести в него свою лепту». Майкл Бэй, который вместе с несколькими шлифовщиками сценариев основательно переработал первоначальный вариант, дал Кейджу полную свободу обращения с персонажем.
Съемки проходили в самой тюрьме Алькатрас, расположенной на небольшом острове в заливе Сан-Франциско. Десятки грузовиков со съемочным оборудованием были переправлены на баржах через залив и подняты на Алькатрас 125 - тонным краном. Положение съемочной группы мало чем отличалось от положения заключенных некогда неприступной тюрьмы. Каждый день с «большой земли» им привозили еду и воду. Ежедневные экскурсии в Алькатрас, являющемся одной из основных туристических достопримечательностей Калифорнии, не прекращались и во время съемок, что очень осложняло работу съемочной группы фильма «Скала».
Посетители по-прежнему продолжали любоваться достопримечательностями Алькатраса, не подозревая, что прямо за стеной грохочет смертельная схватка, и двое энтузиастов пытаются спасти целый город от неминуемой гибели. Это стало возможным потому, что создатели фильма получили разрешение освободить служебные помещения и использовать их в качестве съемочной площадки. Однако остров был райским уголком только для туристов, и никак не для творческого коллектива. Как замечает режиссер Майкл Бэй, «эти съемки - настоящий кошмар. Хотя остров напичкан электрическими проводами и мы могли осветить все, что угодно, погода сыграла с нами злую шутку. Иногда светит солнце, и буквально через пять минут откуда-то появляется туман. Подобное происходило три-четыре раза в час, невероятно! Но Алькатрас - идеальное место, впечатляющее и таинственное».
Кейдж тоже говорит, что самым впечатляющим и страшным в фильме стала сама тюрьма, в которой пришлось снимать многие ключевые сцены. «Мы работали там три недели, - с легким содроганием вспоминает актер. - Жуткое, потрясающее место - настоящий дворец смерти. От стен исходит крик, из них до сих пор не выветрились ужас и кровь. Отовсюду торчат ржавые гвозди, и у каждого из них наверняка есть своя история. Я все время боялся заблудиться и остаться там навечно. Не понимаю, зачем в бывшей тюрьме устраивают экскурсии для туристов!? Я заходил в камеру, говорил себе: «Здесь кто-то провел всю свою жизнь», - и меня прошибал холодный пот. Да, это, конечно, памятник истории, но вместе с тем - одно из самых страшных мест на свете»...
В небольшой роли в «Скале» снялась тогда еще начинающая актриса Клэр Форлани. После довольно скандальной картины «Крысы из супермаркета» (1995) режиссера Кевина Смита, Форлани заметили и стали приглашать на роли второго плана в студийные постановки. Как она говорит, одной из самых запоминающихся для нее стала роль дочери Шона Коннери в фильме «Скала».
«О, я до сих пор помню свой монолог, - насмешливо говорит Форлани в интервью 2003 года. - Я говорю Шону Коннери: «Не думаю, что нам стоит романтизировать то, что произошло между тобой и моей матерью в баре после концерта Led Zeppelin, в результате чего на свет появилась я». Реплики в боевиках всегда звучат так глупо! Ты вгрызаешься в них в тщетной надежде нащупать хоть что-нибудь человеческое, ищешь интонации и мимику, которые спасут тебя от превращения в полную идиотку. Я столько времени провозилась с этим минимонологом! Я несколько недель над ним корпела!»
В одном интервью журналист Майкл Флеминг беседовал с режиссером М. Бэем о фильме «Скала»:
- На проекте «Скалы» Вы, молодой начинающий режиссер, работали с Николасом Кейджем, Шоном Коннери и Эдом Харрисом. Вам было трудно с Коннери?
- Нет, потому что я снимал рекламные ролики со знаменитыми спортсменами и знал, как нужно вести себя со знаменитостями. Некоторые режиссеры боятся показаться излишне требовательными. Я - нет.
- Однако были сообщения, что Коннери попортил Вам нервы...
- В последний день съемок он назвал меня «fuckhead». В тот день он должен был задержать дыхание под водой на 30 секунд, пока над его головой пролетит огненный шар. Они с Ником не могли вынырнуть раньше - тогда бы они обгорели. Я полчаса уговаривал Ника сделать этот кадр без дублера. Он повторял: «Значит, если я вынырну раньше, то сгорю?» Я говорил: «Да, раньше вынырнуть нельзя», - словно вопрос о том, что он нырнет, уж решен. В коне концов он согласился. Шону эта идея и вовсе не понравилась. Он сказал: «Такую сцену нужно было заранее хорошо отрепетировать, fuckhead!» Я в ответ: «Как мы можем отрепетировать в павильоне трюк с огненным шаром? Это же не монолог на сцене читать!» Думаю Шон к тому времени устал. Он хотел домой.
По признанию Бэя, самым любимым моментом на съемках «Скалы» стала для него погоня на желтом «Феррари». Когда они снимали сцену, в которой трамвай пролетает по воздуху более 20 метров, Бэй схватил за руку оператора Джона Шварцмана и воскликнул: «Странно, правда? Нам платят за то, что мы бьем машины? Мы словно дети, которым дали дорогие игрушки!».
Фильм посвящен продюсеру Дону Симпсону, умершему во время съемок. Симпсон умер от передозировки наркотиков, оставив на Джерри Брукхаймере весь груз ответственности. «Было страшно и больно. Все равно что брата потерять», - говорит продюсер фильма Джерри Брукхаймер. Брукхаймер полностью ушел в работу, основал собственную продюсерскую компанию. «Я закончил работу над «Скалой» самостоятельно, и картина имела огромный успех»
Джерри Брукхаймер - один из крайне немногих голливудских продюсеров, чье имя в титрах значит не меньше, а подчас и больше, чем имя любого другого члена съемочной группы или актерской команды. Один из самых успешных кинопроизводителей, чьи фильмы в совокупности принесли по всему миру доход более 12 с половиной миллиардов долларов от кинопроката, продаж видео, DVD и аудиозаписей. Вместе с продюсером Доном Симпсоном они за 13 лет заработали 15 номинаций на «Оскар», две статуэтки за «Лучшую Песню», 4 премии «Грэмми», два «Золотых Глобуса» и награду MTV Movie Awards за «Лучший Фильм Десятилетия». К 1995 году команда начала производить хит за хитом.
Когда герою Шона Коннери делают стрижку в отеле, звучит песня «Улетая на реактивном самолете». Ту же песню поют астронавты в фильме «Армагеддон» Майкла Бэя.
В одной из сцен Шон Коннери говорит Николасу Кейджу: «Может быть, я теряю сексуальную привлекательность?» Это намек на феномен Коннери, который, несмотря на возраст, по-прежнему считается секс-символом.
На печи «Алькатраса» написано, что она сделана на «Литейном заводе Бэя», названом так в честь режиссера фильма.
В работе над сценарием фильма принимали участие Квентин Тарантино, Джонатан Хенсли и Аарон Соркин. Однако в титрах они не значатся.
После «Бездны» и «Морских котиков» в «Скале» Майкл Бин уже в третий раз исполнил роль командира морской пехоты.
Вообще, «милитаристскую» тему в «Скале» старались сделать как можно более правдоподобнее. На съемки было приглашено несколько консультантов из элитных подразделений морской пехоты. Они разрабатывали планы батальных сцен и нещадно тренировали актеров. В результате актеры научились множеству полезных вещей: оттеснять противника, захватывать помещение, удерживать территорию, бороться с террористами. А Кейджу помогало вживаться в образ Федеральное Бюро Расследований: ФБР откомандировало на съемки специалиста по отравляющим веществам и прислало актеру подборку лекций по химии.
Этот фильм стал первым из трех боевиков с Николасом Кейджем (они были сняты один за другим), в финале которых его герой взлетает в воздух на фоне взрыва. После «Скалы» Кейдж снялся в «Воздушной тюрьме» и в ленте «Без лица».
Из дополнительных материалов к dvd диску можно узнать, что Эд Харрис, когда у него что-то не получается, ведет себя просто безобразно: матерится, швыряется предметами, цепляется ко всем, успокоиться долго не может... А Шон Коннери все превращает в шутку, или просто оставляет без комментариев. Там есть забавный эпизод, как Шон в душе вытягивает веревку. Так он поет и тянет, поет и тянет, а команды «снято» все нет и нет. В конце концов, он начинает ржать и спрашивает: «Эта долбанная веревка что, бесконечная?!»
Фильм был номинирован на «Оскар» за лучший звук, а также на два «Сатурна» (за лучший приключенческий боевик или триллер и лучшую музыку). Шон Коннери и Николас Кейдж стали обладателями кинопремии MTV как лучший экранный дуэт.
Шон Коннери попросил отстроить небольшой домик на Алькатрасе. Учитывая почтенный возраст и авторитет актера, а также нежелание каждый съемочный день тратить немалое количество времени для того, чтобы добраться до острова, продюсеры пошли ему навстречу.