Борис Щербаков, день рождения (7 фото)
Борис Щербаков родился в Ленинграде. Родители будущего актера были людьми мягкими и добрыми. Мама работала на "почтовом ящике" намотчицей трансформаторов, а отец был шофером, таксистом. С детства Борис рос очень живым, озорным мальчишкой. Он рассказывает о себе: "Я не могу сказать, что был заводилой, но поучаствовать в каких-нибудь аферах возможности не упускал, например, залезть во время урока в школьную радиорубку и врубить на полную громкость популярную музыку".
Семья Щербаковых из пяти человек жила в шестнадцатиметровой комнате в коммунальной квартире. Единственное окно выходило на Финский залив. С детства Борис все время видел порт, большие белые корабли и мечтал стать капитаном, чтобы путешествовать по экзотическим странам. Скорее всего, он бы и поступил в одно из многочисленных морских училищ, если бы не одно событие, изменившее его жизнь.
Когда Борису было 12 лет к ним в школу пришли представители киностудии "Ленфильм". Они искали белобрысого, конопатого мальчишку на роль Глебки Прохорова в детском приключенческом фильме "Мандат". В числе других ребят для съемок был отобран и Борис, а вскоре его утвердили на главную роль.
Борис Щербаков: "После этих съемок я понял, что кроме профессии моряка существует и другая, не менее интересная - играть на сцене театра или сниматься в кино".
По окончании школы в 1967 году Борис попытался поступить в ЛГИТМИК (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино), но "срезался" на третьем туре. Тогда он поступил в Институт культуры имени Крупской на режиссерский факультет.
Проучившись год, Борис узнал, что в Москве Павел Владимирович Масальский набирает курс в Школе-студии МХАТа. Как признается сам актер, учиться у Масальского было его мечтой, поэтому он решил, не сдавая летнюю сессию, поехать попытать счастья в столице. Декан института все же настоял на том, чтобы Борис сдал все-таки сессию, на тот случай, если вдруг он провалит экзамен в Москве.
Каково же было отчаяние Щербакова, когда он, приехав в Москву, узнал, что экзамены уже закончены - их перенесли на неделю раньше, так как театр должен был уехать на гастроли в Японию. Борис Васильевич вспоминает: "Терять мне было нечего, я ворвался в аудиторию, где заседали преподаватели, и заорал: "Пал Масалич! Я хочу у вас учиться!" Мало того, что я устроил переполох, но еще и перепутал имя педагога. Все были в замешательстве. Но, видимо, то, что я при всех заявил, что хочу учиться у Павла Владимировича Массальского, польстило известному педагогу, он прослушал меня и принял. Через несколько дней я уже занимался переводом из ленинградского института в Школу-студию МХАТ".
"А мы, студенты-первокурсники, решили, что этот высокий, красивый блондин, которого никто не видел на экзаменах, вообще по блату попал в студию, - говорит жена актера Татьяна Бронзова. - Стали прокручивать фамилию "Щербаков" и решили, что Борис - сын дяди Пети Щербакова - артиста из Театра "Современник". Но позднее выяснилось, что никакого родства между ними нет".
О своей студенческой жизни Борис Щербаков вспоминает: "Каждый выходной я ездил в Ленинград - "зайцем", в общем вагоне, на третьей полке, потому что в этом городе остались и родные, и друзья, и любимая девушка: Было трудно, но все-таки студенческие годы вспоминаются, как самые светлые. На первом курсе я устроился работать в метро уборщиком, мыл фойе перед автоматами с двух сторон станции "Проспект Маркса" (сейчас - "Охотный ряд") - возил по полу такую ужасную машину. Я настолько овладел этой профессией водителя: нет возителя этого агрегата, что выполнял свою работу за час, за что и был переведен начальником с режима работы "через ночь" на режим "каждую ночь". Мне ничего не оставалось, как согласиться, но при условии, что я буду мыть пол только машиной. "Конечно, не давать же тебе тряпку, для этого у нас бабушки есть", - ответил начальник. И я тут же взял грех на душу и сломал одну машину, чтобы мыть только одну сторону фойе. За эту работу мне платили 110 рублей, и стипендия 26 рублей - этого хватало, чтобы и поесть хорошо, и за девушками ухаживать".
Окончил Школу-студию Борис Щербаков в 1972 году.
Актерская работа Бориса Щербакова в кино началась с детектива "Тихие берега" (1972). До этого на его счету были лишь две роли: в уже упомянутом фильме "Мандат" и маленькая роль в сказке Павла Кадочникова "Снегурочка".
С тех пор актер снялся во многих фильмах самых разных жанров - от военных лент до детективов, от производственных и фантастических картин до комедий. Чаще всего его персонажи - либо герои-любовники, либо отпетые негодяи, хотя бывают и исключения.
Среди заметных ролей, сыгранных актером, можно упомянуть работы в таких фильмах, как: "Я служу на границе", "Одиннадцать надежд", "Через тернии к звездам" (Колотун), "Случай в квадрате 36-80", "Гостья из будущего" (Иван Сергеевич), "Воры в законе" (Андрей), "Криминальный квартет" (Сараев), "Мой лучший друг генерал Василий, сын Иосифа", "Барханов и его телохранитель" (бандит-поэт), "Привет, дуралеи!". Одна из последних работ - осветитель Боря Ильин в сериале "Русские амазонки-2".
Сам Борис Щербаков из более чем 70 ролей, сыгранных в кино, удавшимися и любимыми называет четыре: лейтенант Вадим Никитин из киноромана Александра Алова и Владимира Наумова "Берег", опер Сараев из боевика Александра Муратова "Криминальный квартет", Михаил из социальной ретро-драмы Владимира Наумова "Десять лет без права переписки", и Сергей Авдеев из комедии Анатолия Эйрамджана "Жених из Майами".
В комедиях Эйрамджана Щербаков снимался не раз: "Мне нравится работать с Анатолием Эйрамджаном. Как он сам говорит, съемка в "стиле Макдональдс": там быстрая еда, здесь быстрая работа. У него добрые, веселые, легкие фильмы, их любит зритель, в его фильмах я с удовольствием буду сниматься и впредь".
Жена Бориса Щербакова, его однокурсница Татьяна Васильевна Бронзова, долгое время работала завтруппой МХАТа. Женились они еще во время учебы в Школе-студии МХАТ. Причем к тому времени Татьяна уже успела побывать замужем.
Она рассказывает об их знакомстве: "Да это он разлучил меня с моим мужем. Борис был такой внимательный, предупредительный и веселый, что устоять перед его обаянием было совершенно невозможно.
А в Ленинграде мы с ним никогда не встречались и не знали друг друга. Интересно то, что я не собиралась уезжать из Ленинграда в Москву. Мы как-то с подругой гуляли по Невскому проспекту, увидели объявление о наборе в Школу-студию МХАТ. Я зашла по указанному адресу, прошла первый тур, потом второй. Так, шутя, встала на актерский путь. Я была уже замужем, но нужно было ехать в столицу сдавать экзамены. Когда я поступила, муж повез меня в Москву к началу учебного года. Надо же было нести тяжелый чемодан, да и помочь устроиться. Меня определили в общежитие. Открываю дверь в свою комнату и вижу: на кроватях разлеглись трое молодцев. Я смутилась (ведь сзади стоял мой муж с чемоданом) и говорю: "Меня в эту комнату поселили, я здесь жить буду". С кровати встал высокий, красивый блондин и весело мне ответил: "Вот и прекрасно! Давайте жить вместе!" Это был Боря Щербаков, и мы не могли тогда предположить, что его слова станут пророческими.
Конечно, потом разобрались что к чему, расселили нас. С того дня мы вместе репетировали на учебной сцене, я привыкла к тому, что Боря всегда рядом. Потихоньку Боря проник в мое сердце и вытеснил оттуда моего мужа. Хочу сказать, что Боря не только за мной ухаживал. Он обожал женщин и оказывал внимание всем девчонкам в общежитии, но выбрал все-таки меня. Теперь мы с Борисом уже 30 с лишним лет вместе".
Не секрет, что Борис Щербаков пользовался и продолжает пользоваться немалым успехом у женщин. А как же реагирует на это Татьяна Васильевна? Ведь амплуа героя-любовника предполагает и нежные отношения, и поцелуи, а порой и постельные сцены на съемках.
Татьяна Васильевна: "Я же понимаю, что это работа. Правда, Борис Васильевич иногда увлекается, и я это сразу чувствую. Но такое состояние у него ненадолго. Я его понимаю. Пусть хоть в постель ложится, но только перед камерой, во время съемок. А если в другом месте и в другое время, то я, конечно, разбираюсь. А поводов он дает немало. Я от его поклонниц устаю. Иногда просто погулять спокойно не дают.
Когда за границу уезжаем отдыхать, думаем, что хоть в чужом краю побудем наедине. А там русских больше, чем в России, и все на отдыхе пьяненькие, мимо прохаживаются, в глаза заглядывают, автограф просят, лезут обниматься. Хочется спрятаться куда-нибудь от нетрезвых соотечественников за границей, так они и дома достают, особенно дамы. Одна такая меня даже обругала. Как-то зазвонил Борин мобильный телефон, а муж был занят, и я подумала: сейчас отвечу и спрошу, что передать? Нажимаю на кнопку и слышу раздраженный женский голос: "Я вообще-то Борису Васильевичу звоню! Какое вы имеете право брать его мобильный телефон?" От такого хамства я чуть дар речи не потеряла. Тут уж, естественно, пришлось "разбираться" с мужем.
…я никогда не боялась, что Боря вот так возьмет и не вернется с гастролей или со съемок. Но если он кем-то увлекался или его кто-то увлекал, я это сразу чувствовала по тому, как он здоровался со мной после долгого отсутствия, как поцеловал при встрече. Я ему всегда доверяла и уверена, что он никогда не предаст свою семью. Увлечения у него были и будут, хотя молодость уже ушла, зато к Борису пришли известность и популярность. Девчонки просто гроздьями вешаются на него, но я знаю, чувствую, что он никогда не оставит семью".
Сам Борис Щербаков признается: "Мужчине в моем положении просто необходимо постоянно находиться в состоянии влюбленности, а в Танечку я влюблен очень давно, и это чувство немного притупилось, но сохраняется нечто большее, чем влюбленность. Второй такой, как моя Татьяна, не найти. Она безумно красивая, добрая, терпеливая. И главное, что для меня очень важно в женщине, - она умеет прощать и понимает меня с полуслова. Это то качество, благодаря которому мы с Татьяной вместе уже 30 лет, и я никогда не променяю ее ни на каких поклонниц. Наверное, в этом и состоит секрет сохранения семьи: в умении прощать, понимать и держаться друг за друга, что бы ни случилось. Я многое прощал своей жене, а она мне".
Сын Бориса Щербакова и Татьяны Бронзовой Василий учился в Сорбонне, закончил МГУ. По образованию он юрист, знает английский и французский языки, работает в фирме.
Более 30 лет Борис Щербаков посвятил МХАТу, куда пришел сразу по окончании Школы-студии. Там же работала и его жена. Сильным ударом для всей труппы театра стала смерть в мае 2000 года главного режиссера Олега Николаевича Ефремова. С новым руководителем, Олегом Павловичем Табаковым, им не удалось сработаться. В 2000 году была уволена Татьяна Бронзова, а в 2003 - Борис Щербаков.
Борис Щербаков: "Табаков не подписал со мной контракт и тем самым дал понять, что в театре я больше не работаю. Моему возмущению не было предела! Я со студенческой скамьи и до седых волос проработал в одном театре. МХАТ же за это время стал мне вторым домом. Он был моей жизнью, моим воздухом. А со мной обошлись, как с дворовым мальчишкой… Я хотел поговорить с Табаковым, услышать объяснения, но с Олегом Павловичем мне так и не удалось встретиться".
В настоящее время Борис Щербаков играет в антрепризах, но как он признается - во МХАТе осталась его душа.