Европа испугалась состояния российской экономики
Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, падение курса рубля свидетельствует, что санкции Запада в отношении России начинают работать. «Мы видим, что санкции начинают действовать, давайте дадим им показать, что они могут, до конца», – призвала Грибаускайте. В четверг ЕС действительно ввел дополнительные санкции, но на этот раз только против Крыма, а не всей России. Грибаускайте считает, что будущее экономических санкций в отношении России будет зависеть от ее поведения на Востоке Украины.
Однако все больше оснований считать, что будущее как новых санкций, так и длительность уже имеющихся ограничений скорее будет зависеть от экономической ситуации в самой Европе. А она ухудшается по мере ухудшения российской. Европу и так ждет десятилетие вялого роста ВВП из-за сложностей с реализацией экономических реформ и структурных проблем. Такой прогноз озвучил глава JPMorgan Chase & Co Джейми Даймон в начале декабря.
Кризис в России, экономика которой очень тесно связана с европейской, может только усугубить проблемы в еврозоне. Сложная финансовая обстановка в России не является хорошей новостью не только для России, но и для Украины, и для самой Европы, и для всего мира, признала в четверг глава европейской дипломатии Федерика Могерини.
По ее словам, «мир никогда не был таким опасным и нестабильным, как сейчас». «Это будут хорошие новости, если мы сможем построить конструктивные отношения (с Россией), чтобы справляться с некоторыми кризисами», – добавила глава европейской дипломатии.
Премьер-министр Финляндии Александр Стубб почти одновременно с Могерини также выразил озабоченность экономической ситуацией в России. «Никто не хочет видеть спада в российской экономике», – сказал Стубб. Экономический спад в России – это плохая новость для мировой экономики, в этом никто не заинтересован, призвал премьер-министр Финляндии.
Французский президент Франсуа Олланд в четверг выступил уже за ослабление санкций в отношении России, которые отрикошетили и по самой Европе. «Мы их приняли, мы знали, что они будут иметь влияние на Россию, а также на Европу. Когда Россия включится в процесс, который будет вести к разрешению кризиса на Украине, нет необходимости продолжать эту ситуацию», – сказал президент Франции.
«Я считаю, что если сегодня Россия будет делать те жесты, которых мы ждем, нет необходимости новых санкций, а нужно подумать, напротив, как нам самим начать деэскалацию», – добавил Олланд.
Обеспокоены российской ситуацией и страны, не входящие в ЕС, но очень тесно связанные экономически как с Европой, так и с Россией. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что кризис в экономике России оказывает негативное влияние на рынки развивающихся стран.
Если экономика России под давлением внешней конъюнктуры неожиданно уйдет в жесткую рецессию, как это было в 1998 году, когда рубль за полгода упал более чем в три раза к доллару, то последствия для Европы и вовсе окажутся катастрофическими.
Аналитики Deutsche Bank посчитали, что 12 европейских банков могут потерять 7,5 млрд евро. В числе наиболее пострадавших окажутся Raiffeisen Bank International, Societe Generale и UniCredit, которые столкнутся с крупными убытками и потерей достаточности капитала. Они потеряют по 1 млрд евро, если в России повторится сценарий кризиса 1998 года. В случае реализации «экстремального сценария» все двенадцать банков будут вынуждены полностью свернуть свои операции на территории России.
Пока настолько кризисный сценарий маловероятен. Но главное, что риски таких негативных последствий для самой Европы из-за российского кризиса будут останавливать Брюссель от желания вводить новые экономические санкции. Более того, депрессивное состояние экономики еврозоны дает основания полагать, что долго держать санкции против России Европе будет очень тяжело, а за их продление придется заплатить еще дороже.
Это подтверждают и слова главы правительства Италии Маттео Ренци, который также заявил в четверг в Брюсселе, что в принятии новых санкций в отношении России «нет абсолютно никакой необходимости». Потому что «никому не нужно, чтобы Россия оказалась в сложной экономической ситуации», объяснил Ренци.
Уже сейчас еврозона вынуждена идти на отчаянные шаги по ослаблению последствий от собственного кризиса, которому поспособствовала эта экономическая война. Европе только и приходится, что выкраивать последние крохи денег на то, чтобы залатать последствия рецессии. Сначала она искала деньги на компенсации своему сельскому хозяйству из-за ответных санкций России. Теперь вынуждена тратить миллионы на борьбу с безработицей.
Ситуация в Греции, Италии, Польше и Франции настолько печальна, что Европарламент вынужден тратить 35,5 млн евро в качестве финансовой помощи этим странам в рамках борьбы с безработицей. В начале осени еще для четырех стран – снова Греции, а также Испании, Нидерланд и Румынии – пришлось искать 13 млн евро для борьбы с безработицей.
Парламентарии надеются, что на одобряемые сейчас деньги удастся создать рабочие места для 6 тыс. европейцев, которые «оказались без работы из-за последствий глобализации и экономических неурядиц в Европе». Понятно, что крупнейшей неурядицей Европы стала экономическая война против России, начатая и навязанная США из-за страха Вашингтона окончательно потерять свое липовое право на господство в мире. Франция (со своими «Мистралями») получит больше других помощи.
Но Европа не только выпускает неконкурентную продукцию, она еще и лишилась России как торгового партнера и огромного рынка сбыта для своей сельскохозяйственной продукции. Тогда как США – главные зачинщики экономической войны – чувствуют себя на порядок лучше, потому что торговые отношения с Россией и в лучшие времена были мизерными. Торговые и финансовые связи России и США невелики, поэтому и риски для США и американских банков в России малы, радуется глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Джанет Йеллен, в то время как ЕС скребет по сусекам.
«Россия серьезно пострадала от снижения цен на нефть, стоимость рубля значительно уменьшилась, и это создает ряд сложных условий в российской экономике», – говорит она. Но Россия, по ее оценке, составляет менее 1% в объеме внешней торговли США. «В портфелях американских резидентов есть российские ценные бумаги, но их доля очень мала», – добавляет глава ФРС. Поэтому больших негативных последствий для США по торговым и финансовым каналам Йеллен не ожидает.
Зато Европа более подвержена рискам, связанным с Россией, в том числе в силу роли РФ как важного поставщика нефти и газа для европейских рынков и более тесных финансовых связей, признает глава ФРС. Поэтому расплачиваться за санкции против России по-прежнему одной Европе.