Четыре шоколадные истории (16 фото)
Бесспорно, самой оригинальной и самой узнаваемой упаковкой шоколада в мире является призматическая коробка швейцарского шоколада Toblerone, перевернувшего традиционные представления о внешнем виде шоколадных плиток. Однако, вопрос, «откуда есть пошла» треугольная форма знаменитой шоколадки и ее упаковки, вызывает множество споров. Существует не менее трех версий ее происхождения.
Согласно первой, создатель шоколада Toblerone Теодор Тоблер был настоящим патриотом и потому решил придать изобретенной им шоколадке форму, напоминающую очертания символа Швейцарии и, по совместительству, самой красивой в стране горы - Маттерхорна. На современной упаковке Toblerone красуется силуэт именно этой возвышенности. Однако дотошные историки утверждают, что в 1908 году, когда шоколад марки Toblerone впервые появился на рынке, на его упаковке не было никакой горы. Не было этого образа и в рекламе. Всемирно известная гора из кантона Вале нашла свое место на упаковке шоколада только в 1970 году. Кстати, если внимательно присмотреться, то на горе можно разглядеть еще и силуэт медведя – опять же дань корням, поскольку город Берн, в котором была основана компания Toblerone, ещё называют Городом Медведей.
Вторая легенда представляет Теодора Тоблера этаким ловеласом и любителем танцовщиц парижских варьете. В конце своих представлений танцующие прелестницы образовывали на сцене «пирамиду», что якобы и побудило мистера Тоблера придать своему шоколаду незабываемую форму. Но в анналах фирмы нет ни слова о роли парижских «шоу герлз» в истории поиска идеальной формы для шоколада Toblerone.
Третью версию на торжествах, посвященных столетию шоколадной пирамидки, выдвинул внук Теодора Тоблера, Андреас. По словам Андреаса Тоблера, его дед принадлежал к масонам, священным символом которых и был треугольник (или пирамида). Выбрав для шоколада такую форму, Тоблер хотел обеспечить своей продукции успех и славу. И, как видим, это ему удалось.
Шоколад «Аленка» - настоящий символ советской эпохи - появился в 60-х годах прошлого века. Именно тогда советское правительство решило подсластить гражданам пилюлю нелегкой трудовой жизни, подлечив нехватку эндорфинов запуском в производство недорогого и вкусного молочного шоколада. Несколько крупнейших фабрик Союза бросились выполнять партийный наказ. Лучше всех получилось у «Красного Октября»: в 1966 году они запустили в производство «Аленку». Однако знаменитая голубоглазая девочка в пестрой косынке появилась на этикетке шоколада не сразу. Ее путь к славе оказался тернист.
«Красный Октябрь» изначально выпускал «Аленку» в традиционном для себя памятном оформлении к праздничным датам (8 Марта, 1 Мая), причем - безо всякого изображения девочки. Затем фабрика приняла решение о разработке фирменного портрета для упаковки популярного шоколада. Руководство «Красного Октября» совместно с газетой «Вечерняя Москва» объявило конкурс на фотографию девочки, которая впоследствии станет прототипом шоколадной «Аленки». На конкурс было прислано множество фотографий, и некоторые из них использовались в оформлении шоколадной обертки до утверждения «канонического» образа «Аленки». В итоге прототипом для этикетки советской «шоколадной иконы» стала фотография Елены Геринас, дочери художника Александра Михайловича Геринаса, работавшего на фабрике и принимавшего участие в разработке дизайна обертки. Доверчивое мягкое лицо девочки с широко распахнутыми глазами и румяными щечками дышало довольством и здоровьем - недаром до появления на шоколадной обертке эта фотография украсила обложку первого номера журнала «Здоровье» за 1962 год.
В чем же сила Аленки? Очевидно, что лицо человека, сфотографированное крупным планом и обращенное к нам в анфас, привлекает внимание сильнее, чем другие изобразительные решения. Яркость, праздничность, лаконизм оформления и миловидность модели тоже, что называется, были «налицо».
Румяная Аленка не сразу стала фавориткой: периодически ее пытались заменить то девочкой-Снегурочкой, то Аленкой с «пролетарскими» гвоздиками, то вообще «одевали» ее в пальтишко или в платьице. Однако трогательный образ девочки в косынке победил всех конкуренток и сделал «Аленку» самым узнаваемым шоколадным брендом советской эпохи.
Портрет довольной Аленки для советского рабочего и служащего был своеобразным знаком, разрешающим пойти навстречу своему «хочу», побаловать себя и купить продукт не для пропитания, а для собственного удовольствия.
«Первым делом - самолеты, ну а девушки - потом», поется в известной песне. Шоколадный бренд Starbrook Airlines придерживается иного мнения, предлагая ничего не откладывать в долгий ящик. Более десятилетия на упаковке Starbrook Airlines самолеты прекрасно уживаются с девушками-стюардессами. Успешность этого «соседства» лишний раз подтверждает широкая сеть дистрибуции бренда, которая сегодня охватывает 76 стран мира.
Но - обо всем по порядку. Бельгийская шоколадная компания Starbrook Airlines была основана в 1998 году в результате сотрудничества Патрика Джилиса и бельгийского художника Жака Де Конинка. Предки Жака Де Конинка увлекались авиацией. Его дед Жан Батист Лерой купил первый самолет еще в 1914 году, отец и дядя летали на «De Havilland DH4» и мечтали создать собственную почтовую авиакомпанию Starbrook Airlines. Эта мечта воплотилась в жизнь совершенно неожиданным способом:
На конфетных коробках и обертках шоколада мы видим выполненные в стилистике 50-х городов простые и одновременно притягательные «авиационные» сюжеты: набирающий высоту самолет, кокетливо улыбающихся стюардесс, уверенно позирующих брутальных пилотов и преисполненных радостью от предстоящего воздушного путешествия пассажиров.
Связь бренда с авиацией была удачно подкреплена и на уровне дистрибуции. В качестве основных каналов сбыта шоколада марки Starbrook Airlines были выбраны зоны беспошлинной торговли в аэропортах.
Когда улетал из Дюссельдофа купил в дюти фри шоколад Starbrook Airlines. Кулил только из-за жестяной упаковки. Очень понравилась. Хотя надо признать, шоколад тоже был отменным.
Одним из любимых малышами и взрослыми лакомством был зефир в шоколаде. В древнегреческой мифологии Зефир – бог, управляющий ветрами и облаками. Поэтому и одноименное кушанье имело воздушную консистенцию белого или светлого кремового цвета. Составляющими компонентами были белок, сахар, агар-агар, натуральный пектин и фруктово-ягодное пюре. Благодаря этому он был еще и очень полезен.
Сейчас на прилавках магазинов множество его сортов, но, увы и ах, — эта сладость совсем, ни та, которую делали в бытность СССР. Раньше при производстве использовали естественно только натуральные компоненты, никому и в голову не приходило кормить людей химией. Для обеспечения необходимой консистенции добавлялась вытяжка из морских водорослей агар-агар, а сейчас идут химические загустители. Вкус советского зефира в шоколаде был неповторим: нежный и без приторной сладости. Он буквально таял во рту. Вкусное и легкое внутреннее содержимое в тонкой оболочке из настоящего шоколада, а не искусственной глазури, запомнилось выходцам из Советского Союза на всю жизнь.
Детство советских детей можно назвать сладким, но вовсе не потому, что было много сахара в их рационе, нет – просто все было очень вкусным. Жаль, что в глубинке покушать зефир в шоколаде удавалось лишь, когда его с оказией привозили из Москвы.