Евдокия Завалий - единственная женщина-командир морской пехоты в ВОВ (7 фото)
"Враги сожгли родную хату…"
Война обрушилась на родное село совсем юной Евдокии как снег на голову. 15-летняя девушка работала в поле, заготавливала сено и вдруг, как позже вспоминала она, "на белом небе над нами появились черные пятна … бомбардировщики". Вокруг стали рваться снаряды, а прямо около ее дома лежал в луже крови молодой пограничник из соседнего штаба. Как перевязала его и втащила в дом, помнила смутно, но движения были четкие, будто бы всю жизнь до этого тренировалась. Вот тут-то она и решила во что бы ни стало попасть на фронт. Упросив отступающего командира 2-го кавалерийского корпуса взять ее с собой, она запрыгнула в последний автомобиль с ранеными.
Первый орден
Месяц Евдокия служила санитаркой, за этот срок успела закалить душу и тело. Раненых бойцов на себе перетаскала не один десяток, но не переставала проситься на передовую с автоматом в руках. Солдаты научили ее обращаться с оружием, а ездить верхом она сама умела лучше многих - в родном селе часто объезжала лошадей.
Первое свое ранение она получила недалеко от острова Хортица, когда волочила за собой очередного раненого. Проникающее ранение в живот, недели в госпитале и опять на передовую. Буквально на следующий день Завалий, рискуя жизнью, вытащила из-под бомбежки офицера. Позже писала:
"Через несколько дней отряд морской пехоты, в котором сражалась и я, посетили представители командования. Слышу - вызывают Евдокию Завалий. Все у меня в голове помутилось: "Что, - думаю, - такое? Неправильно перевязку сделала? Но от того, что услышала, голова еще больше кругом пошла. "За спасение командира... наградить орденом Красной Звезды".
Старший сержант Завалий Евдок
Ее "перевоплощение" в красноармейца произошло случайно. В запасной полк, к которому была приписана санитарка Завалий, прибыли офицеры из морской пехоты - набирали новых солдат. Один из таких бравых и бывалых вояк увидел в толпе юношу, совсем еще мальчика, со светлым лицом и смелыми глазами. Как это было, вспоминала в мемуарах Завалий:
"Подозвал к себе: "Гвардии старший сержант, покажите ваши документы!"
Раскрывает мой литер и читает: "Старший сержант Завалий Евдок." Это в госпитале имя мое так сократили. "Завалий Евдоким?"
- Так точно, товарищ командир! Завалий Евдоким Николаевич!"
- "Даю пятнадцать минут на сборы!" - ответил он мне."
Этот эпизод спустя годы женщина рассказывала с улыбкой. Но как командиру было разглядеть в ней девушку? Гимнастерка, солдатская выправка, да волосы подстрижены под 3 миллиметра - защита от вшей. Евдокия выглядела как молодой солдат.
"Хрупкие" женские плечи
За подвиг, который далеко не всем опытным воякам под силу, ее назначили командиром отделением разведки. А ведь поначалу ситуация была просто ужасна. Недалеко от Моздока осенью 1942 года Евдокия и ее боевые товарищи получили приказ удерживать стратегически важную высоту. Ситуация осложнялась полным окружением бойцов, а провизии и боеприпасов после нескольких дней ожесточенных боев уже не было.
Тут смекалку проявила наш "мастер перевоплощений" Завалий. Ранним утром, переправившись на другой берег, который был занят фашистами, она - миниатюрная и ловкая - насобирала среди убитых врагов несколько десятков гранат и патронных лент. Сгибаясь под их грузом, она вернулась к друзьям-десантникам, но только для того, чтобы плыть на вражеский берег снова, теперь уже за провизией. Приблизилась к дороге, накинула на себя немецкий дорожный плащ, каску и вот перед нами уставший часовой "вермахта". Мимо проезжали колонны техники, но все не те - то пополнение солдат, то самоходки и танки. И вот после долгого ожидания Евдокия увидела на дороге грузовик с провизией. Очередь из автомата в лобовое стекло и два немца погибли на месте. В грузовике оказалась тушенка и хлеб - "манна небесная" для изголодавшихся друзей на том берегу. Быстро наполнила плащ-палатку ценным грузом и поплыла домой, к своим, а спохватившийся противник еще долго и безуспешно палил по водной глади.
"В атаку!"
Целых восемь месяцев скрывала свою самую большую тайну командир Дуня Завалий. Но всему приходит конец. Весной 1943 года шли ожесточенные бои на Кубани, станица Крымская была вся в огне - никто не хотел отступать. Ротный командир - косая сажень в плечах - напутствовал бойцов перед боем. Среди солдат была и наша героиня. Зычный крик ротного "В атаку!" прервался на полуслове - мужчину сразила вражеская пуля. Тогда, чувствуя, что еще немного и дрогнут боевые товарищи, Евдокия встала во весь рост из окопа и звонко отправила роту в атаку! Правда, и сама она в этом бою получила ранение, второе из четырех. Хирурги госпиталя были немало удивлены, когда выяснилось, что командир взвода, бравый солдат Евдоким Завалий совсем не Евдоким…
Признание командира
После ранения и нескольких газетных статей про Евдокию узнала вся армия. Никакого наказания от командования не последовало. Где это видано, наказывать отважных и смекалистых бойцов, пускай и женщин?
После учебы на офицерских курсах она была назначена командиром взвода отдельной роты автоматчиков 83-й бригады морской пехоты. Не все бойцы были готовы принять командование от женщины, были и бунтари. Завалий вспоминала: "Был такой Ваня Посевных, когда появился во взводе, посмотрел на меня презрительно и сказал, что не станет подчиняться бабе". Но спустя некоторое время все признали талант нового командира, ведь "Дунькин взвод" был всегда в числе лучших, а его бойцы получали награды за наградой.
"Я понимала свою обязанность как командира взвода вести ребят в атаку,- поднимаюсь и кричу: "За Родину! За Сталина! В атаку! Вперед!" И они все поднимаются за мной, догоняют и обгоняют меня, чтобы прикрыть от пуль. Кстати, в боях за Будапешт Ваня Посевных закрыл меня грудью от снайперского выстрела".
Ее военные подвиги не остались без внимания и немецких солдат и офицеров: "Фрау "Черная смерть" - именно так они прозвали Дуню и ее образцовый взвод.
Трудности - не помеха
Весной 1945 года шли упорные городские бои в венгерском Будапеште. Морская пехота во главе с Евдокией глубоко вклинились в немецкие позиции, но впереди их бункер, пушки и танки - так сходу не прорваться. Тут в очередной раз русская смекалка взяла верх над немецкой прагматичностью. Ведь если все речные и наземные подступы охраняли как Рейхстаг, то канализационные каналы оставались пусты. Врагу и в голову не могло прийти, что кто-то вздумает ползти по этим зловонным коридорам. Но морпехам не привыкать к трудностям, открыли один из люков, осмотрелись, и командир Завалий дала добро. Тут им пригодились трофейные кислородные подушки, 15 штук на 30 человек - вдох и передай другому.
Несколько сотен метров канализации и вот он люк, с обратной его стороны самый тыл вражеских войск. По команде выскочили и бесшумно "успокоили" часовых. Дальше почти без сопротивления, тихо и строем ворвались в бункер. Несколько автоматных очередей морпехов и все немцы, кроме генерала лежат на полу. Тут же схватили противотанковые орудия и уже из бункера стали наводить панику среди ничего не понимающих фашистов. Трофеем стали карты расположения войск. А особенно приятной была реакция генерала, который все никак не мог поверить, что его взяла в плен женщина.
Всего же за свою долгую службу Евдокия Завалий стала кавалером пяти боевых орденов и более десятка различных медалей.
После окончания войны её хотели направить на учёбу в военное училище, но сказались 4 ранения и 2 контузии, полученные ею во время войны. В 1947 году она демобилизовалась и уехала в Киев.
-Я после войны ещё долго по ночам ходила в атаку. Кричала так, что соседи пугались. А бабушка молилась и говорила маме: «Это нечистый дух из неё выходит!» Наверное, благодаря этим её молитвам живу до сих пор, хотя трижды была похоронена…
— вспоминала полковник в отставке.
В Киеве она познакомилась со своим будущим мужем. У неё было 2 детей, 4 внуков и 4 правнука. Работала директором гастронома.
Вела активную работу среди молодёжи. Объездила множество городов, воинских частей, кораблей и подводных лодок с рассказами о своём взводе морской пехоты. В мае 2009 года участвовала в торжествах по случаю Дня Победы и 65-летия освобождения Севастополя, а осенью с делегацией украинских ветеранов посетила Азербайджан. Всего в 2009 году она провела более 130 встреч с разными аудиториями на Украине, в России, Азербайджане и Молдавии
Скончалась 5 мая 2010 года в Киеве.